г. Пермь |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А60-6456/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Центр
лечения и реабилитации "Протэкс-Гарант" (ИНН 4218005100, ОГРН 1024201752190): не явились;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): Анисимов Р.Г., удостоверение, доверенность от 08.08.2017;
от третьего лица - Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Центр
лечения и реабилитации "Протэкс-Гарант"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2018 года
по делу N А60-6456/2018,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Центр
лечения и реабилитации "Протэкс-Гарант"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс"
о признании недействительным решения от 14.11.2017 по жалобе N 1730-3.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасский Центр лечения и реабилитации "Протэкс-Гарант" (далее - ООО "КЦЛР "Протэкс-Гарант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 1730-З от 14.11.2017 о признании жалобы общества необоснованной. Кроме того, заявитель просил взыскать с антимонопольного органа расходы, понесенные на проведение лингвистического исследования и подготовкой заключения в сумме 10 000 руб.
Определением арбитражного суда от 08.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 24.04.2018) требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при некорректном описании характеристик товара никакой товар не может соответствовать данному техническому заданию; суд не учел заключение эксперта о некорректности формулировки технического задания; право заявителя на участие в аукционе считает нарушенным.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заинтересованного лица позицию, изложенную в отзыве, поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено поступившее до начала судебного заседания ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копии запроса о предоставлении разъяснений в ФАС России N 446 от 26.04.2018, копии ответа ФАС России от 11.07.2018; в его удовлетворении отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку уважительных причин непредставления документов в суд первой инстанции не имеется. Запрос и ответ на него документы изготовлены после принятия судом первой инстанции решения, они не существовали на момент принятия решения антимонопольного органа, следовательно, не являются новыми доказательствами, которые относятся к предмету спора и не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "КЦЛР "Протэкс-Гарант" о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку опоры для сидения малой (извещение N 0362200052517000013) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе).
По результатам рассмотрения жалобы 14.11.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение N 1730-З.
В соответствии с данным решением жалоба общества признана необоснованной и в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Полагая, что указанное решение является незаконным, ООО "КЦЛР "Протэкс-Гарант" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал оспариваемое решение соответствующим требованиям законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6).
Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в антимонопольный орган с жалобой послужили выводы заявителя о несоответствии положений аукционной документации Закону о контрактной системе; в частности, в характеристиках опоры для сидения указаны некорректные требования в размерах.
Из решения антимонопольного органа следует, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, исследовав все представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, в том числе заключение эксперта от 28.02.2018 (т. 1 л.д. 131-142), нарушений Закона о контрактной системе в формировании требований к техническим и качественным характеристикам товара при составлении технического задания (часть II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, а именно, опоры для сидения малой) не установил; выводы антимонопольного органа о признании жалобы ООО "КЦЛР "Протэкс-Гарант" на действия Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс" необоснованной и соответственно вынесенное УФАС решение признал законными.
Суд апелляционной инстанции с оценкой решения антимонопольного органа согласен и оснований для иных выводов по представленным в дело доказательствам не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Таким образом, в случае неясности положений аукционной документации заявитель вправе был обратиться за ее разъяснением, на что также верно указал суд первой инстанции. Из материалов дела не усматривается, что заявитель воспользовался данным правом.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, заявитель, принимая решение о не направлении запроса о разъяснении положений документации, несет риск наступления неблагоприятных для себя последствий. При этом ссылку на недостаточное количество времени для изучения документации и подачи запроса на разъяснение аукционной документации суд апелляционной инстанции признает несостоятельной и отклоняет.
Также судом отклоняется довод жалобы о незаконности решения антимонопольного органа, со ссылкой на решение УФАС по Ставропольскому краю по делу N РЗ-2054-2017 от 14.11.2017, которым была устранена аналогичная ошибка заказчика при формировании технического задания, так как названное решение и обстоятельства его вынесения не относятся к значимым для рассмотрения настоящего дела обстоятельствам и не влияют на существо принятого судебного акта.
Довод заявителя о том, что суд не учел заключение эксперта о некорректности формулировки технического задания, неоснователен, так как то обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что данные доказательства судом не исследовались до принятия судебного акта и не подвергались оценке.
Из содержания судебного акта следует, что суд первой инстанции поддержал выводы антимонопольного органа о составлении конкурсной документации (в том числе в части спорных формулировок технического задания) в соответствии с потребностями заказчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято в соответствии с Законом о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Довод общества о том, что его право на участие в аукционе было нарушено, отклонен апелляционным судом как не соответствующий материалам и обстоятельствам дела, из которых следует, что заявитель, столкнувшись, по его мнению, с неясностью положений документации, не воспользовался правом на получение разъяснений от заказчика.
В решении антимонопольного органа отражено, что в адрес заказчика по указанному извещению поступили 2 заявки, а при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал информацию о ценах, поступившую от 5 хозяйствующих субъектов, получивших запросы коммерческих предложений вместе с техническим заданием.
Таким образом, восприятие заявителем положений технического задания является субъективным.
Совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания решения антимонопольного органа недействительным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При данных обстоятельствах, в отсутствие нарушений, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2018 года по делу N А60-6456/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.