г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А21-12740/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14320/2018) ООО "ЖЭУ N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-12740/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО " Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания от 22.11.2017 N ЖК-2/859/ЖСА
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12 Ц" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253; место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1) от 22.11.2017 N ЖК-2/859/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда от 28.04.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что все расчеты были проведены Обществом с учетом условий договора и в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в связи с чем оснований для выдачи спорного предписания у Министерства не имелось.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения, приказом министра регионального контроля (надзора) Калининградской области от 26.10.2017 г. N 2548 в отношении ООО "ЖЭУ N 12Ц" была назначена внеплановая документальная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки административным органом выявлено нарушение Обществом лицензионных требований, а именно части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта З подпунктов а), б) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; п.4 п.п. ж) "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416. пункта 3.2.4 договора управления многоквартирным домом 6-12 по ул. Банковская в г. Калининграде, в части повышения платы за содержание жилья свыше индекса потребительских цент, без решения собственников многоквартирного дома.
В целях устранения выявленных нарушений лицензионных требований Министерством вынесено Предписание, согласно которому на общество возложена обязанность в срок до 30.12.2017 произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утвержденному собственниками тарифу 12,10 руб. за 1 кв.м по спорному многоквартирному дому без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту РФ по данным Росстата) за весь период производившихся начислений; произвести перерасчет платы за обслуживание индивидуального теплового пункта по многоквартирному дому путем снятия начислений за все время начисления; произвести перерасчет платы за обслуживание общедомового прибора учета по многоквартирному дому путем снятия начислений за все время начисления, предоставить в Департамент жилищного контроля и надзора министерства копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В части 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно Положению о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы за оказание услуг по управлению многоквартирным домом непосредственно обусловлено оказанием этих услуг, в связи с чем разрешение вопроса об их надлежащей оплате, начислению такой платы подпадает под лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренный жилищным законодательством.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Положениями части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местное самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
В соответствии с пп. ж) п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество выставило собственникам плату за содержание жилья за февраль 2015 года исходя из расчета 13,66 руб. за 1 кв.м., а за январь 2017 года - из расчета 15,26 руб. за 1 кв.м., в то время как решением собственников помещений в спорном многоквартирном доме от 23.11.2013 размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества дома определен в размере 12,10 руб. (в том числе 0,28 руб. за обслуживание индивидуального теплового пункта с момента его фактического приема в состав общего имущества) за 1 кв.м.
Индивидуальный тепловой пункт принят состав общего имущества дома на основании приказа общества от 24.11.2014 N 182.
При этом решение общего собрания собственников помещений в спорном доме или решение органа местного самоуправления о повышении стоимости содержания имущества в материалах дела отсутствуют.
В обоснование правомерности повышения стоимости содержания имущества общество ссылается на то, что п. 3.1.3 и 3.1.4 договора управления от 11.12.2013 предусмотрена ежегодная индексация платы за содержание и ремонт общего имущества на величину, не превышающую индекса инфляции (индекс роста потребительских цен) по данным Калининградстата без подписания дополнительного соглашения и утверждения такого повышения на общем собрании.
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, само по себе наличие указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников дома или органом местного самоуправления решения об изменении в феврале 2015 года и январе 2017 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения в размере 12,10 руб. и установлении нового размера платы.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Общество, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать вышеуказанные требования жилищного законодательства и исполнять их.
В связи с изложенным следует согласиться с выводом министерства о том, что начисление обществом платы за содержание жилого помещения в размере, отличном от определенного названным выше договором управления, является неправомерным.
Поскольку индивидуальный тепловой пункт в указанные выше месяцы входил в состав общего имущества многоквартирного дома и плата за его содержание и обслуживание была установлена на общем собрании собственников помещений от 22.11.2013 в размере 0,28 руб. и входила в утвержденный тариф за управление, содержание и ремонт общего имущества дома в размере 12,10 руб. за 1 кв.м (пп. з) и к) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N 491) начисление платы за содержание и обслуживание индивидуального теплового пункта отдельной строкой не соответствует приведенным выше требованиям законодательства.
Оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Министерством надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание Министерства от 22.11.2017 N ЖК-2/859/ЖСА является законным, обоснованным и исполнимым.
Из доводов Общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-12740/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.