город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2018 г. |
дело N А53-3813/2018 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу
акционерного общества "ЕВРАЗ Металл Инпром"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2018 по делу N А53-3813/2018
по иску акционерного общества "Первая грузовая компания"
к ответчику акционерному обществу "ЕВРАЗ Металл Инпром"
о взыскании штрафа,
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в суд с иском к акционерному обществу "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" о взыскании штрафа в размере 39 800 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 24.04.2018 (резолютивная часть от 13.04.2018) иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Суд самостоятельно переквалифицировал предмет исковых требований. Договор на подачу и уборку вагонов между АО "ПГК" и АО "ЕВРАЗ Металл Инпром" не заключался. АО "ПГК" не подавала АО "ЕВРАЗ Металл Инпром" вагоны под выгрузку. АО "ПГК" не является перевозчиком груза, а осуществляет услуги по предоставлению клиентам собственных вагонов для погрузки грузов, тогда как грузополучатель - АО "ЕВРАЗ Металл Инпром" - не является стороной по договорам на оказание транспортных услуг, поэтому у АО "ПГК" отсутствуют правовые основания для применения ответственности, установленной Уставом железнодорожного транспорта. Самовольное использование вагонов и задержка вагонов не являются тождественными понятиями. Спорные вагоны получены ответчиком от своего поставщика, являющегося заказчиком АО "ПГК", для осуществления разгрузочных операций и использовались строго по назначению - для разгрузки, а доказательств того, что ответчик использовал вагоны для самовольной перевозки своих грузов АО "ПГК" не предоставило.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "ПГК" был предоставлен под погрузку груза на станцию Балаково Прив ж.д. вагон N 52262755, который в груженом состоянии (груз - прокат черных металлов, не поименованный в алфавите, код груза 324116) был направлен на ст. им. Максима Горького Прив ж.д. по железнодорожной накладной N ЭН138345 в адрес грузополучателя Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград".
Вагон прибыл на станцию выгрузки согласно железнодорожной накладной 27.11.2017 подан на подъездной путь необщего пользования 27.11.2017 в 03 час. 00 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 1069 и находится под выгрузкой по настоящее время.
24.11.2017 в адрес Филиала АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград" согласно железнодорожной накладной N ЭН027076 прибыл вагон АО "ПГК" N 53047916 в груженом состоянии (груз - Сталь листовая, не поименованная в алфавите, код груза 324169), который был подан на подъездной путь необщего пользования 25.11.2017 в 14 час. 55 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 1062 и находится под выгрузкой по настоящее время.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), грузополучатель Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в'г.'Волгоград" обязуется по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который в соответствии со статьей 62 Устава составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
Однако, грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", в связи с чем вагоны в груженом состоянии простаивают на подъездном пути грузополучателя по настоящее время.
АО "ПГК" является законным владельцем вагонов N N 52262755, 53047916.
Полагая, что Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград", как грузополучатель несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов в местах необщего пользования перед их владельцем, истцом был начислен штраф за задержку вагонов под выгрузкой и их самовольное использование в размере 39 800 руб.
Претензия истца оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статьи 36 федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно части 5 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
В соответствии со статьей 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава за задержку вагонов, контейнеров.
За задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Согласно пункту 4.1. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26) время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Судом установлено, что Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград", как грузополучатель несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов в местах необщего пользования перед владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании.
Использование вагонов N N 52262755, 53047916 осуществляется без разрешения владельца свыше сроков, предусмотренных Уставом.
На основании изложенного истцом был начислен штраф ответчику в размере 39 800 руб. Расчет истца судом проверен и признается надлежащим, что подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя судом первой инстанции оценены и отклонены верно.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Истец как владелец вагона является оператором подвижного состава. Спорные вагоны находились во владении у истца. Право собственности АО "ПГК" на данные вагоны подтверждается справками о вагоне из АБД ПВ.
Акционерным обществом "Первая Грузовая Компания" был предоставлен под погрузку груза на станцию Балаково Прив ж.д. вагон N 52262755, был направлен был направлен на ст. им. Максима Горького Прив ж.д. по железнодорожной накладной N ЭН138345 в адрес грузополучателя Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград".
Вагон прибыл на станцию выгрузки согласно железнодорожной накладной 27.11.2017, подан на подъездной путь необщего пользования 27.11.2017 в 03 час. 00 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 1069.
Статьей 36 Устава установлено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава за задержку вагонов, контейнеров.
За задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Согласно пункта 4.1. Правил N 26 время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Филиал АО "ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ" в г. Волгоград", как грузополучатель несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов в местах необщего пользования перед владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" требование о взыскании штрафов, предусмотренных статьей 99 Устава, может быть предъявлено к перевозчику только грузоотправителем или грузополучателем.
По настоящему делу требование предъявлялось владельцем вагона (истцом) к грузополучателю (ответчику).
Согласно "Обзору судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) в результате реформы, произошедшей после принятия Устава железнодорожного транспорта, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Права оператора подвижного состава и при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (публичного акционерного общества "Российские железные дороги").
Факт задержки вагонов подтвержден документально.
Статус истца как оператора подвижного состава и его право на предъявление соответствующего иска оценен судом исходя из п. 14 вышеуказанного обзора судебной практики - владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Иск подлежал удовлетворению.
Довод об иной квалификации судом заявленных требований также не принимается, поскольку в основание иска положены примененные судом нормы закона. При этом в силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
Поскольку выводы суда первой инстанции являются надлежащим образом мотивированными, основания для их переоценки отсутствуют.
Изложенные в жалобе и дополнениях к ней доводы, не являвшиеся предметом рассмотрения суда первой инстанции, апелляционным судом не принимаются, поскольку заявление новых доводов и предоставление новых доказательств в апелляционной инстанции по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, не допустимо.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2018 (резолютивная часть от 14.04.2018) по делу N А53-3813/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.