г. Москва |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А40-1681/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Бекетовой И.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Ломбард Лазурит"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2018 г. по делу N А40-1681/18 (17-13)
по заявлению ООО "Ломбард Лазурит"
к ГУ ЦБ РФ по ЦФО
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ломбард Лазурит" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ЦБ РФ, ГУ ЦБ РФ по ЦФО о признании незаконными и отмене постановления от 27.07.2017 N ВН-53-22/9062 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением суда от 18.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предписанием от 27.04.2017 N Т1-53-22- 02/17788 ООО "Ломбард Лазурит" предписано в срок не позднее 30 дней со дня получения предписания представить в Банк России исправленный отчет о деятельности ломбарда за календарный 2016 год, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года по форме и в порядке, которые установлены в Указании N 3927-У.
Предписание получено ООО "Ломбард Лазурит" 28.04.2017, что подтверждается записью о размещении электронного документа в личном кабинете общества, однако, в установленные сроки не исполнено.
По факту выявленного нарушения в отношении общества уполномоченным должностным лицом 21.07.2017 составлен протокол N ВН-53-22/8311 об административном правонарушении и постановлением от 27.07.2017 N ВН-53-22/9062 ООО "Ломбард Лазурит" привлечено к административной ответственности на основании ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок законного предписания.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 23.74 КоАП РФ Банк России является органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным финансовым организациям относятся, в том числе, микрофинансовые организации.
В силу ст. 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Согласно пп. 2.2 п. 2 Указания Банка России от 05.08.2014 N 3355-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3355-У), отчет о деятельности ломбарда составляется за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются разделы I - IV.
Согласно п. 1 Порядка составления отчетности по форме 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" к Указанию N 3927-У данные в отчете о деятельности ломбарда отражаются по состоянию на последний день отчетного периода включительно или за отчетный период, за исключением разделов III и V, данные в которых отражаются за последний квартал отчетного периода.
В соответствии с п. 1.1 Указания Банка России от 21.12.2015 N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета" (далее - Указание N 3906-У) некредитные финансовые организации, саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица, посредством использования информационных ресурсов (далее - электронный документ).
В результате проведенного анализа отчета о деятельности ломбарда по состоянию на 31.12.2016, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года установлено, что в разделе III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" неверно заполнены значения показателей. Значение графа 43 меньше суммы строк графы 75.
Имеется разница показателей граф 43, в отчете по состоянию на 31.12.2016, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, и в отчете по состоянию на 30.09.2016, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года.
Разница показателей граф 33, в отчет по состоянию на 31.12.2016, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, и в отчете по состоянию на 30.09.2016 больше суммы граф 74 строки 1 и строки 2, указанных в отчете по состоянию на 31.12.2016, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года.
В составе отчета о деятельности не представлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.
В адрес ломбарда направлено предписание от 27.04.2017 N Т1-53-22-02/17788 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3 Указания N 3906-У, электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Указанное предписание получено обществом 28.04.2017, что подтверждается записью о размещении электронного документа в личном кабинете общества, однако, в установленные сроки не исполнено.
Согласно п. 8 ст. 2 Закона N 196-ФЗ, ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Закона N 196-ФЗ, Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что вопреки доводам заявителя положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Как правильно указал суд первой инстанции и следует из материалов дела, 27.05.2017 обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Наличие в действиях заявителя события вменяемого правонарушения подтверждается предписанием, протоколом об административном правонарушении, иными материалами административного производства.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в рассматриваемом случае заявителем сделано не было, поэтому вина общества в совершении правонарушения установлена.
С учетом изложенного, состав вменяемого правонарушения в действиях заявителя доказан.
Судом правомерно отклонен довод заявителя об устранении правонарушения до составления протокола, поскольку указанный довод документально не подтвержден.
Ссылка общества на то, что им не было получено постановление от 27.07.2017 N ВН-53-22/9062, несостоятельна, поскольку согласно материалам дела, копия оспариваемого постановления была направлена сопроводительным письмом от 06.09.2017 N Т1-53-22-02/38933 по адресу местонахождения общества: ул. Кирова, д. 3, Привокзальная площадь, помещение N 21, мкрн. Сходня, г. Химки, Московской области, 141400, указанному в выписке ЕГРЮЛ.
Указанное сопроводительное письмо с приложением копии постановления вернулось в отделение 3 Москва 25.10.2017.
В соответствии с абз. 3 п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях", если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты возвращения копии данного постановления.
В силу ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Следовательно, течение десятидневного срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ, начинается с 26.10.2017, а окончание приходится на 07.11.2017.
Таким образом, оспариваемое постановление вступило в законную силу 08.11.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Сведений о наличии уважительных причин, препятствующих Обществу реализовать свое право на судебную защиту в установленный процессуальный срок, не представлено.
Заявителем не доказан факт пропуска процессуального срока на обжалование оспариваемого постановления по уважительной причине.
Довод на неправильное указание почтовых реквизитов на конверте со ссылкой на письменное сообщение ОСП Химкинский почтамт (л.д.9) не принимается, поскольку сами конверты не представлены, в сообщении не указано в чем выразилось неправильное указание почтовых реквизитов и при этом имеющиеся в материалах дела иная корреспонденция содержит правильный адрес общества.
Следовательно, указанный выше срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.
В силу положений ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2018 г. по делу N А40-1681/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1681/2018
Истец: ООО "ЛОМБАРД ЛАЗУРИТ"
Ответчик: Главное Управление Центрального банка РФ по ЦФО г. Москва, ГУ ЦБ РФ по ЦФО