город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2018 г. |
дело N А32-55729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2018 по делу N А32-55729/2017 (судья Ермолова Н.А.)
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
третьи лица: ГУП КК "СПГО "Защита", Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
о признании права собственности, признании права отсутствующим,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с требованиями о признании права собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131, лит. "Л", "под/Л", "л2", "л3", площадью 361,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д.2, признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанный объект.
Определением суда от 26.12.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП КК "СПГО "Защита", Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2018 по делу N А32-55729/2017 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что доводы истца о том, что спорный объект случайно не вошел в акт приема-передачи от 30.11.2011 г. носят предположительный характер и не подтверждаются какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, право собственности субъекта федерации на объект не возникло в установленном законом порядке. Право собственности зарегистрировано на здание в целом, а не на отдельные помещения. Также суд первой инстанции указал на то, что избранный истцом способ защиты права не приведет к его восстановлению с учетом того, что истцом не обжалованы отказы федерации в передаче спорного объекта.
Департамента имущественных отношений Краснодарского края, и Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Жалобы мотивированны по существу доводами иска о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131, лит. "Л", "под/Л", "л2", "л3", площадью 361,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д.2 с момента возведения здания находился в пользовании/использовался в уставной деятельности третьего лица ГУП КК "СПГО "Защита" (его правопредшественника), спорный объект входит в состав имущественного комплекса - спецпредприятия (правопредшественника ГУП КК "СПГО "Защита"), отсутствие спорного объекта в акте передачи имущества из государственной собственности в собственность субъекта федерации данного факта не изменяют и не могут служить доказательством наличия права федерации на спорный объект. Также истец в дополнительных пояснениях по своей жалобе пояснил, что полагает избранный им способ защиты права единственно возможным и ведущим к восстановлению нарушенного права истца.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В пояснениях ГУП КК "СПГО "Защита", третье лицо сообщило суду о том, что избранный истцом способ защиты права является по его мнению верным, помещения используются краем фактически с момента возведения имущественного комплекса зданий из владения истца не выбывали.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а обжалуемое решение отмене по следующим основаниям.
Отказывая в иске, суд первой инстанции не учел следующего.
Как следует из материалов дела в соответствии с поручением Совета Министров РСФСР от 07.09.1976 г. N М-3577 решением суженного заседания исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 30.11.1977 г. "О создании специального хозрасчетного предприятия по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны в Краснодарском крае" было создано Специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны. 30.11.1977 г. принято решение суженного заседания исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов об обязании Краснодарского горисполкома подобрать для размещения управления спецпредприятия помещение площадью 100 кв.м. и для развертывания производственных участков площадью 500 кв.м.
Решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от 31.03.1989 г. N 143 одноэтажное строение общей площадью 91,6 кв.м. по ул. Железнодорожной, 2 передано с баланса ЖЭК-12 Октябрьского района на баланс спецпредприятия ГО края.
27.10.1989 г. решением Краснодарского городского Совета народных депутатов N 512 уточнена площадь передаваемого на баланс предприятию помещения - 91,8 кв.м. 17.03.1980 г. главным государственным санитарным врачом Краснодарского края Спецпредприятию по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны выдано заключение, которым согласован проект строительства лаборатории ремонта и градуировки дозимерических приборов гражданской обороны спецепредприятием ГО в г. Краснодаре по ул. Железнодорожной, 2.
Решением исполкома Октябрьского Совета народных депутатов от 20.12.1991 г. N 506/49 Специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны было перерегистрировано в спрецпредприятие ГО "Защита".
Приказом Департамента муниципальной собственности и городских земель от 30.07.2008 г. N 906 из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар исключены нежилые помещения административного здания, расположенные в лит. "Л, под/Л, л2, л3" общей площадью 352,9 кв.м.п о ул. Железнодорожной, 2, указанное имущество передано по акту приема-передачи Спецпредприятию ГО "Защита".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 22 декабря 2009 г. N 1525-р были внесены изменения, указывающие на организационно-правовую форму предприятия - федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита".
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 30.11.2011 г. N 729-р на основании акта приема-передачи федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита" передано из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
На основании указанного акта приема-передачи федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита", как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края от 11.01.2012 г. в государственную собственность Краснодарского края принято имущество, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 2, гараж лит. 19, сарай, лит. 3-1, склад лит. К, К1, к5, к7, к8, склад лит. Г6, Г16 и прочие объекты.
На указанные объекты в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Краснодарского края и право хозяйственного ведения ГУП КК "СПГО "Защита", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 67-79, т.1).
Вместе с тем, как указывает Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент), спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131, лит. "Л", "под/Л", "л2", "л3", площадью 361,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д.2, ошибочно не был включен в акт приема-передачи федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита", как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края от 11.01.2012 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.09.2017 г. N 23/237/006/2017-2457, в отношении спорного объекта с 28.04.2010 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом, согласно справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 22.10.2009 г. N 1186 спорный объект недвижимого имущества - административное здание, лит. "Л", "под/Л", "л2", "л3", площадью 361,8 кв.м. находится в хозяйственном ведении Спецпредприятия ГО "Защита".
Как указывает истец, с 1979 г. спорное здание фактически не выбывало из владения и пользования ГУП КК "СПГО "Защита", здание необходимо для осуществления деятельности предприятия, в нем размещены и функционируют по настоящее время администрация предприятия, исследовательская лаборатория и пункт хранения радиоактивных источников при дозиметрической лаборатории, в связи с чем спорный объект является составной частью имущественного комплекса - ГУП КК "СПГО "Защита".
Сообщением от 21.07.2014 г. N 17-431/19327 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказано ГУП КК "СПГО "Защита" в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно письму Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 24.07.2017 г. N 68-2895/17-01-08, при передаче ФГУП ГО "Защита", как имущественного комплекса, из федеральной собственности в собственность Краснодарского края по неизвестным причинам спорное здание в реестр передаваемого имущества включено не было.
При этом, остальные 22 объекта недвижимости, расположенные по этому же адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2, были переданы в собственность Краснодарского края.
Письмами от 04.09.2017 г. N 07/34483, от 30.10.2017 г. N 07/41619 ТУ ФАУГИ отказало Министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края в принятии решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции о том, что истцом, заявляющим о признании права собственности на спорный объект, избран ненадлежащий способ защиты права является необоснованным в силу следующего.
Согласно п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ (аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Истец заявляет иск о признании его права собственности на спорный объект, при том, что на спорный объект зарегистрировано право федеральной собственности.
Учитывая, вышеприведнные разъяснения, способ защиты определен департаментом верно.
Судом первой инстанции не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 56 Постановления N 10/22 о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Апелляционная инстанция принимает доводы истца о том, что заявленные требования по настоящему делу фактически направлены в защиту прав Краснодарского края, отказы ТУ ФАУГИ в принятии решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края, выраженные в письмах от 04.09.2017 г. N 07/34483, от 30.10.2017 г. N 07/41619 не свидетельствуют о том, что спорное имущество у Краснодарского края изымается, такими отказами порядок пользования спорным объектом не изменяется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции неверно определил, что указанный спор должен разрешаться в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае департаментом заявлены вещно-правовые требования в отношении спорного объекта недвижимости, имеет место спор о праве, в связи с чем положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применимы.
Апелляционная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о недоказанности требований истца о признании права собственности на спорный объект.
Как было указано выше, необходимость обращения в суд с настоящим исковым заявлением возникла у департамента ввиду отсутствия возможности оформления права собственности Краснодарского края на недвижимое имущество - здание литера "Л", "под/Л" "л2", "лЗ", расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 2 (далее - здание, объект недвижимости).
Право собственности Краснодарского края на объект недвижимости возникло по следующим основаниям.
Согласно статье 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны (в настоящее время государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита") создано в соответствии с поручением Совета Министров РСФСР от 07.09.1976 N М-3577 решением суженного заседания исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 30.11.1977 "О создании специального хозрасчетного предприятия по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны в Краснодарском крае".
Решением исполкома Октябрьского Совета народных депутатов от 20.12. 1991 N 506/49 специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны было перерегистрировано в спецпредприятие ГО "Защита".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 22 декабря 2009 года N 1525-р "Об утверждении устава Федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита" в наименование спецпредприятия ГО "Защита" были внесены изменения, указывающие на его организационно-правовую форму: федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита".
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 30.11.2011 N 729-р "О безвозмездной передаче федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита" как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края", на основании акта приема - передачи федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита" передано из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
Указанное распоряжение N 729-р издано в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 65-рс, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.12.2010 N СМ-16/38071.
На основании акта приема-передачи федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита" как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края от 11.01.2012 в государственную собственность Краснодарского края принято следующее имущество, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2, гараж лит. 19, сарай лит. 3-1, склад лит. К, К1, к5, к7, к 8, склад лит. Г6, Г16, и др. объекты.
На указанные объекты зарегистрировано право собственности Краснодарского края и право' хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита" (далее - Спецпрелприятие) в установленном законом порядке.
Объект недвижимости - здание литера "Л", "под/Л" "л2", "лЗ", расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2 в указанном акте отсутствует.
Согласно сведениям из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0112056:131 лит. "Л", "под/Л" "л2", "лЗ", площадью 361.8 кв. м. зарегистрировано право собственности Российской Федерации 28,04.2010, т.е. до момента передачи имущественного комплекса в собственность Краснодарского края, в состав которого входило спорное здание.
Действительно, безвозмездная передача имущества осуществляется в рамках перераспределения имущества между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией в соответствии с частью 11 статьи 154 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В тоже время, постановлением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2007 N А32-676/2007-31/57 признано право собственности Российской Федерации на здание лит. Л, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2. Судом установлено, что указанное здание предоставлено и используется Спецпредприятием ГО "Защита" в уставной деятельности, которое несет расходы на его содержание. Спорное имущество является федеральной собственностью в силу закона (Приложение N 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность").
Таким образом, основанием признания права собственности Российской Федерации на знание послужило использование его в хозяйственной деятельности федеральным предприятием в составе имущественного комплекса.
Указанные основания возникновения права собственности Российской Федерации противоречат выводам суда первой инстанции о том, что право зарегистрировано не как составляющий элемент имущественного комплекса, а как отдельное здание.
Пообъектная регистрация права собственности осуществлялась согласно статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, спорное здание фактически использовалось как составляющий и основной элемент имущественного комплекса, используемого Спецпредприятием в своей уставной деятельности.
Согласно справке ГУЛ КК "Крайтехинвентаризация" от 22.10.2009 N 1186 объект недвижимости - административное здание лит. Л, под Л, л2, лЗ находилось в хозяйственном ведении Спецпредприятия ГО "Защита", также до его передачи в собственность Краснодарского края.
Таким образом, Спецпредприятие, правопредшественник унитарного предприятия Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита", обладало вещным правом на спорное здание на момент передачи предприятия как имущественного комплекса из федеральной собственности в собственность Краснодарского края.
Учитывая изложенное довод истца о том, что при передаче Спецпредприятия ГО "Защита", как имущественного комплекса, из федеральной в собственность Краснодарского края в реестр передаваемого имущества здание включено не было обоснован. Иные же объекты недвижимости, расположенные по этому же адресу (г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2), были переданы в собственность Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, в здании по адресу ул. Железнодорожная, 2, литер "Л", под/Л, л2, лЗ за время фактического использования были размещены и функционируют по настоящее время администрация предприятия, исследовательская лаборатория, и пункт хранения радиоактивных источников при дозиметрической лаборатории (последний с 1980 года).
Таким образом, указанное здание с 1979 года являлось составной частью имущественного комплекса - спрецпредприятия ГО "Защита" из владения и пользования не выбывало и необходимо для осуществления его деятельности (хранение и обслуживание имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, которое распоряжением Правительств РФ от 26.01.2010 N 65-рс разбронировано и передано в государственную собственность Краснодарского края) и из его состава не выбывало.
Ответчиком не представлено доказательств владения спорным объектом.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о предположительном характере доводов истца относительно того, что спорный объект не вошел в акт приема-передачи, не верен.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что право собственности Краснодарского края на спорное здание возникло с момента передачи предприятия как имущественного комплекса, отсутствие этого объекта в передаточных документах данного факта не изменяет.
Ответчиком не представлены доказательства использования данного здания для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции.
К целям деятельности государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита" согласно уставу является обеспечение безопасности населения и работников учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности в военное, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, удовлетворение общественных потребностей; хранение имущества гражданской обороны, имущества запасов и резервов, необходимого для обеспечения безопасности населения Краснодарского края, как в мирное время, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обслуживание, ремонт, поверка, градуировка приборов радиационного и химического контроля и другое.
Согласно подпунктам 5, 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях; организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
В силу статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, ограничения, связанные с нахождением здания в государственной собственности Краснодарского края, отсутствуют.
Как следует из пояснений истца и не опровергнуто ответчиком, третье лицо - унитарное предприятие Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита" несет бремя содержания спорного объекта недвижимости (оплата коммунальных и эксплуатационных услуг), данные доводы подтверждаются актами выполненных работ, что в свою очередь также свидетельствует о том, что спорное имущество не выбывало из владения и пользования предприятия, как при отнесении спецпредприятия к федеральному уровню собственности, так и к краевому.
Владение и использование предприятием здания с 1979 года по настоящее время подтверждается документами о передаче, закреплении, передачи в хозяйственное ведение, а также о регистрации предприятия по данному адресу и иными документами (приложены предприятием).
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регламентирует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 2 ст. 26.11 того же закона установлено, что для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях. Подпунктом 45 пункта 2 статьи 26.3 того же закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Таким образом, ограничения, связанные с нахождением здания в государственной собственности Краснодарского края, отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны относится создание и содержание в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также определение перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне. Частью 3 статьи 11 названного Федерального закона определено, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 804 от 26.11.2007 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктом 4 которого установлено, что порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Положение об организации и ведении гражданской обороны в Краснодарском крае, утвержденное Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.10.2008 N 998 устанавливает, что органы исполнительной власти Краснодарского края и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а именно накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Устав предприятия определяет, что предприятие осуществляет мероприятия по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций; хранению, комплексному обслуживанию и своевременной выдаче имущества гражданской обороны, имущества запасов и резервов, необходимого для обеспечения безопасности Краснодарского края и др.
Учитывая изложенное, спорное здание, входящее в имущественный комплекс предназначено и фактически используется предприятием для хранения и обслуживания материального резерва гражданской обороны Краснодарского края, обеспечения безопасности населения Краснодарского края и не может в силу закона находится в федеральной собственности.
Истцом также заявлено требование о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный объект.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является самостоятельным и исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
В данном случае правовых оснований для удовлетворения иска о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим не имеется, поскольку нарушенное право истца восстановлено удовлетворением иска о признании права.
Согласно п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" решение по иску об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество, в данном случае иску о признании права, является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Поскольку судом первой инстанции не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а сделанные выводы противоречат имеющимся в деле доказательствам (пункт 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) - решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетвори иска о признании права истца на спорный объект и отказа в иске в части требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации.
Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды с исками и жалобами, в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе не разрешается судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2018 по делу N А32-55729/2017 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать право собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131, лит. "Л", "под/Л", "л2", "л3", площадью 361,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д.2. В оставшейся части иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев, с даты изготовления его полного текста, через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55729/2017
Истец: Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Республике Адыгея
Третье лицо: ГУП Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита", Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Спец предприятие гражданской обороны Защита