г. Челябинск |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А07-37086/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2018 по делу N А07-37086/2017 (судья Искандаров У.С.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" - Цветкова Н.А. (от 09.01.2018 N 09/01), Двойникова Г.И. (доверенность от 16.03.2018 N 16/03).
государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Тухватуллин И.Х. (доверенность от 15.03.2018 N 20), Латыпова А.М. (доверенность от 09.01.2018 N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - ООО "Управляющая компания "ТЖХ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 15.09.2017 N ЮО-17-099-037.
Решением суда первой инстанции от 13.04. заявленные требования удовлетворены, предписание комитета от 15.09.2017 N ЮО-17-099-037 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы комитет указывал на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению комитета, обществом в нарушении пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, заявителем излишне начислена сумма оплаты за коммунальную услугу по отоплению в размере 129 510,46 рублей, исходя из 18,02 руб. за 1 кв.м жилых и нежилых помещений в адрес квартир NN 75, 117, 70, 92, 62, 38, 58, 64, 103, 119, 90, 73, 48, 106, 26, 87 многоквартирного дома, при проведении корректировки платы за отопление за 2016 год.
В отзыве общество отклонило доводы апелляционной жалобы, указыв, что им в 2015 году была проведена корректировка по коммунальной услуге "отопление" в большем размере, а именно: 552 948 руб. 35 коп., чем надлежало - 331 178 руб. 68 коп., за 2016 год корректировке (возврату) подлежала сумма 19 146 руб. 53 коп., следовательно, у заявителя имелось право доначислить по спорному дому по коммунальной услуге "отопление" за 2016 год сумму в размере 202 623 руб. 15 копеек.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание направили представителей.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
В судебном заседании во исполнение определения суда от 05.07.2018 ООО "Управляющая компания "ТЖХ" представлены квитанции об оплате коммунальной услуги по отоплению, выставленных обществом в адрес квартир N N 75, 117, 70, 92, 62, 38, 58, 64, 103, 119, 90, 73, 48, 106, 26, 87 многоквартирного дома N 77, расположенного по пр.Октября г.Стерлитамака Республики Башкортостан, за январь 2015 г., январь 2016 г., февраль 2016 г.
Указанные документы в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом исследованы и приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения от 21.08.2017 N 2818 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Управляющая компания "ТЖХ", в целях проверки фактов, изложенных в обращении от 15.08.2017 N 16264жителя жилого дома по адресу г. Стерлитамак, пр. Октября, д. 77.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.09.2017 N ЮО-17-2818-09901, выдано предписание от 15.09.2017 N ЮО-17-099-037.
В предписании указано, что ООО "Управляющая компания "ТЖХ" в нарушении пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, заявителем излишне начислена сумма оплаты за коммунальную услугу по отоплению в размере 129 510,46 рублей, исходя из 18,02 руб. за 1 кв.м жилых и нежилых помещений в адрес квартир NN 75, 117, 70, 92, 62, 38, 58, 64, 103, 119, 90, 73, 48, 106, 26, 87 многоквартирного дома, при проведении корректировки платы за отопление за 2016 год.
В срок до 25.11.2017 ООО "Управляющая компания "ТЖХ" в качестве меры по устранению выявленного нарушения предписано произвести корректировку платы за отопление путем возврата платы, за отопление за 2016 год, исходя из 18,02 руб. за 1 кв.м жилых и нежилых помещений в адрес квартир 75, 117, 70, 92, 62, 38, 58, 64, 103, 119, 90, 73, 48, 106, 26, 87 многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным предписанием, считая его незаконным и необоснованным, ООО "Управляющая компания "ТЖХ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просило признать данное предписание недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обществом незаконности выданного предписания, неправильности произведенного заинтересованным лицом расчета размера корректировки за 2016 по коммунальной услуге "отопление".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Из пункта 42(1) Правил N 354 следует, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с подпунктом "е" п. 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг при наличии коллективного (общедомового) прибора учета обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет; общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, самостоятельно определяя даты и периоды снятия показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и используя эти показания для расчета размера платы за оказанную услугу, нарушило требования подпункта "е" пункта 31 Правил N 354.
В спорный период, согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнителям коммунальных услуг следует применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" ((утратили силу с 01.07.2016).
Постановление Правительства Республики Башкортостан N 300 от 31.08.2012 действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами от 06.05.2011 N 354.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется, в частности для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпункт 3 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам содержит соответствующую формулу расчета корректировки платы.
С 01.07.2016 порядок начисления платы за отопление регламентирован Правилами N 354.
Как следует из материалов дела, в 2014 году жители дома N 77 по пр. Октября г. Стерлитамак Республики Башкортостан рассчитывались за отопление по согласованному протоколу только в отопительный период.
Начисление платы за отопление в связи со снятием показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с 23 по 24 числа расчетного месяца, производится в квитанции следующего месяца (месяцем позже), таким образом, начисление платы в адрес собственников помещений за декабрь 2014 год в размере 221 769,68 руб. было отражено в квитанции за январь 2015 года.
С 01.01.2015 ООО "Управляющая компания "ТЖХ" производило начисления за коммунальную услугу "отопление" по среднемесячному объему потребления за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, с последующей корректировкой 1 раз в год, исходя из показаний общедомового прибора учета.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что в 2014 году в адрес общества ресурсоснабжающими организациями по данному дому предъявлена плата за тепловую энергию на отопление в размере 1 259 073,92 руб.
Обществом населению (по жилым помещениям) за 2014 г. начислено за отопление в сумме 1 099 613,29 руб.
Обществом корректировка (доначисление) по жилым помещениям в размере 159 460,63 руб. за 2014 год не производилась.
В 2015 году в адрес Общества ресурсоснабжающими организациями по данному дому предъявлена плата за тепловую энергию на отопление в размере 1 431 943,99 руб.
Обществом населению (по жилым помещениям) за 2015 г. начислено за отопление в сумме 1 692 648,65 руб., арендаторам (по нежилым помещениям) начислено отопление в сумме 70 474,02 рублей.
Судом первой инстанции сделан вывод, что при расчете корректировки платы за отопление за 2015 год к корректировке (возврату) подлежала сумма 331 178,68 рублей, однако по техническим причинам к возврату в 2015 г. была включена оплаты за отопление за декабрь 2014 г. в размере 221769,68 рублей, поэтому в 2015 г. общество произвело корректировку (возврат) в сумме 552 948,35 рублей (331 178,68 + 221 769,68).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, плата за тепловую энергию за отопление, предъявленная обществом собственникам помещений за 2016 г. составила 1 565 179,55 рублей.
В 2016 году в адрес Общества ресурсоснабжающими организациями по данному дому предъявлена плата за тепловую энергию на отопление в размере 1 546 033, 02 рублей.
Следовательно, размер корректировки (возврат) за 2016 г. по отоплению составил 19 146,53 рублей.
Поскольку корректировка (возврат) за 2015 год по услуге отопление произведена обществом в большем размере, а именно: 552 948,35 руб., чем надлежало 331 178,68 руб., а за 2016 год корректировке (возврату) подлежала сумма 19 146,53 руб., то заявитель правильно произвел корректировку (доначисление) по отоплению за 2016 г. в размере 202 623,15 рублей (221 769,68 - 19 146, 53).
Таким образом, предписание комитета об обязании общества провести корректировку (возврате) за 2016 г. в адрес указанных квартир в сумме 129 510, 46 рублей, исходя из 18,02 рублей за 1 кв.м, противоречит обстоятельствам дела и не основан на законе.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Заявителем представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности предписанием от 15.09.2017 N ЮО-17-099-037, так как указанное предписание обязывает общество вернуть денежные средства за услугу отопление в отсутствие правовых оснований.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2018 по делу N А07-37086/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.