г. Саратов |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А57-890/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 апреля 2018 года по делу N А57-890/2018 (судья Братченко В.В.), по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", г. Саратов, (ИНН 6454003331; ОГРН 1026403357420), к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс", г. Саратов, (ИНН 6452016487, ОГРН 1026402671228), о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за период с 01.01.2016 по 11.02.2016 на сумму 6228,12 рублей, за период с 12.02.2016 по 31.05.2016 на сумму 59598,90 рублей, за период с 01.06.2016 по 15.08.2016 на сумму 8748,14 рублей, за период с 16.08.2016 по 09.11.2016 на сумму 11999,63 рублей, за период с 08.10.2015 по 13.04.2016 на сумму 15400,44 рублей, за период с 14.04.2016 по 11.07.2016 на сумму 8132,16 рублей, за период с 12.07.2016 по 11.11.2016 на сумму 7044,73 рублей, за период с 02.10.2015 по 20.01.2016 на сумму 16233,36 рублей, за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 на сумму 70826,97 рублей, за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 76764,31 рублей, за период с 02.10.2015 по 20.01.2016 на сумму 122692,53 рублей, за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 на сумму 47827,68 рублей, за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 1894,47 рублей, за период с 12.08.2016 по 14.11.2016 на сумму 1616,19 рублей, за период с 02.10.2015 по 20.01:2016 на сумму 53182,60 рублей, за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 в размере 28379,22 рублей, за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 13096,68 рублей, за период с 12.08.2016 по 14.11.2016 на сумму 9448,38 рублей, по факту 2016 года в пределах установленных нормативов на сумму 8081,06 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее по тексту - истец, МУПП "Саратовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс" (далее по тексту - ответчик, МУПП "Саратовгорэлектротранс"), о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за 2016 год в размере 567 195 рублей 57 копеек.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 4 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы: плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения в сумме 517 195 рублей 57 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 344 рублей. В удовлетворении оставшейся части исковых требований - отказано.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец, в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), представил пояснения на апелляционную жалобу, согласно доводам, которых, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и пояснений на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01.01.2006, между МУПП "Саратовводоканал" (предприятие ВКХ) и МУПП "Саратовгорэлектротранс" (абонент) заключён договор N 1122/738 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее по тексту - договор), в соответствии с условиями, которого, отпуск питьевой воды производится по вводам и диаметру труб согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора из водопровода предприятия ВКХ абоненту и его субабонентам согласно исполнительной документации.
На основании пункта 2.2 договора приём сточных вод производится по 30 выпускам диаметра труб согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора в канализацию предприятия ВКХ от абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
Пункт 6.1 договора предусматривает, что расчёты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды, производятся на основании постановления администрации города Саратова от 15.08.2006 N 223А, тарифы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чём абонент уведомляется через средства массовой информации.
Согласно пункту 3.2.3 указанного договора, ответчик обязан не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, в случае контроля состава и свойств сочных вод абонента и его субабонентов предприятием ВКХ, сумма платы за сброс загрязняющих веществ определяется, исходя из фактических концентраций сбрасываемых сточных вод. Расчётным периодом в этом случае является период, прошедший между последовательно проведенными отборами проб сточной воды. При определении платы за сброс загрязняющих веществ за период с даты последнего отбора по 31 декабря текущего года: масса каждого загрязняющего вещества рассчитывается как среднее значение по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году (масса загрязняющего вещества при залповом сбросе в расчете не учитывается); объемы водоотведения за ноябрь, декабрь месяцы при отсутствии фактических данных на момент расчета рассчитываются как среднее значение за предыдущие месяцы.
В случае отсутствия контроля состава и свойств сточных вод абонента и его субабонентов предприятием ВКХ, сумма платы определяется в соответствии с нормами сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, установленными органами местного самоуправления и договором
Из пункта 6.3 договора следует, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Представителями инспекции водных ресурсов истца, в рамках осуществления контроля состава сбрасываемых абонентом сточных вод, в 2016 году на предприятии ответчика были произведены контрольные отборы проб сточной воды, сбрасываемой в централизованную систему водоотведения с составлением актов: от 20.01.2016, 11.02.2016, 13.04.2016, 11.05.2016, 31.05.2016, 11.07.2016, 11.08.2016, 15.08.2016, 09.11.2016, 11.11.2016, 14.11.2016.
По результатам данных отборов проб, аккредитованной Испытательной лабораторией по контролю сточных вод МУПП Саратовводоканал", был произведён анализ контрольной пробы сточных вод, по результатам которых, установлено несоответствие их состава установленным нормативам (сверхнорматив по хлоридам, БПК полное, по взвешенным веществам, жирам, меди и т.д.) и оказание отрицательного влияния на процесс биологической очистки городских сточных вод.
На основании полученных результатов отбора проб сточной воды и произведённых истцом расчётов, ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов по составу сточных вод в сумме 8 081 рубля 06 копеек и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения в размере 559 114 рублей 51 копейки, всего на общую сумму 567 195 рублей 57 копеек.
Неоплата ответчиком указанных платежей явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении, Правила N 644, соответственно), оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, установил факт проведения истцом процедуры отбора проб в установленном законом порядке, на основании чего, пришёл к выводу об обязанности ответчика по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и как следствие, с учётом произведённой им частичной оплаты задолженности в размере 50 000 рублей, удовлетворении исковых требований в части взыскания 517 195 рублей 57 копеек.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность удовлетворения заявленных требований в указанной части, в виду недоказанности истцом возникновения задолженности на его стороне, периода её начисления и суммы.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами N 644.
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными правительством Российской Федерации.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 устанавливает обязанность соблюдения абонентом нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 1 постановления правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.12.2014 N 4378 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод", утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал".
Постановлением правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П утверждён Временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населённых пунктов Саратовской области (далее по тексту - Порядок N 220-П), который распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие приём сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Согласно пунктам 3-6 Порядка N 220-П, нормативами водоотведения являются: по объёму сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органами местного самоуправления или организацией ВКХ; по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населённых пунктов являются проведённые организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля состава стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод. Взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Как указывалось ранее, представителями инспекции водных ресурсов истца в 2016 году на предприятии ответчика были произведены контрольные отборы проб сточной воды, сбрасываемой в централизованную систему водоотведения. Начисленная при этом ответчику плата составила: за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов по составу сточных вод в сумме 8 081 рубля 06 копеек, за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения в размере 559 114 рублей 51 копейки, всего на общую сумму 567 195 рублей 57 копеек, из которых:
По Ленинскому трамвайному депо:
за период с 01.01.2016 по 11.02.2016 на сумму 6 228,12 рублей;
за период с 12.02.2016 по 31.05.2016 на сумму 59 598,90 рублей;
за период с 01.06.2016 по 15.08.2016 на сумму 8 748,14 рублей;
за период с 16.08.2016 по 09.11.2016 на сумму 11 999,63 рублей.
По Заводскому трамвайному депо:
за период с 08.10.2015 по 13.04.2016 на сумму 15 400,44 рублей;
за период с 14.04.2016 по 11.07.2016 на сумму 8 132,16 рубля;
за период с 12.07.2016 по 11.11.2016 на сумму 7 044,73 рубля.
По Управлению:
за период с 02.10.2015 по 20.01.2016 на сумму 16 233,36 рубля;
за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 на сумму 70 826,97 рублей;
за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 76 764,31 рубля.
По Кировскому трамвайному депо контрольный колодец N 1:
за период с 02.10.2015 по 20.01.2016 на сумму 122 692,53 рубля;
за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 на сумму 47 827,68 рублей;
за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 1 894,47 рубля;
за период с 12.08.2016 по 14.11.2016 на сумму 1 616,19 рублей.
По Кировскому трамвайному депо контрольный колодец N 2:
за период с 02.10.2015 по 20.01.2016 на сумму 53 182,60 рубля;
за период с 21.01.2016 по 11.05.2016 на сумму 28 379,22 рублей;
за период с 12.05.2016 по 11.08.2016 на сумму 13 096,68 рублей;
за период с 12.08.2016 по 14.11.2016 на сумму 9 448,38 рублей.
По факту 2016 года в пределах установленных нормативов на сумму 8 081,06 рубль.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. При этом, в случае непредставления лицами, участвующими в деле доказательств, подтверждающих их требования или возражения, оценка таких требований и возражений осуществляется судом с учётом положений статей 9 и 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Ответчик, в свою очередь, указывая на неправомерность произведённого истцом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период, факт сброса не оспаривает, в нарушение вышеназванных требований статей 9, 65 АПК РФ, контррасчёт заявленного истцом к взысканию размера задолженности в материалы дела не представил, сам факт сброса сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения не оспорил.
В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, их совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил заявленные МУПП "Саратовводоканал" требования в соответствующей части с учётом произведённой ответчиком оплатой после подачи иска, как подтверждённые материалами дела, соответствующие условиям договора, нормам действующего законодательства и не оспоренные ответчиком.
Иных доводов и оснований к отмене обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции, изучив жалобу, приходит к выводу, что приведённые в ней доводы, в целом противоречат вышеназванным нормам материального права и установленным по результатам оценки доказательств фактическим обстоятельствам дела, по существу направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Полномочий к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда, в силу положений статьи 268 АПК РФ, не имеется.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда, - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 апреля 2018 года по делу N А57-890/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.