г. Владивосток |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А24-746/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб",
апелляционное производство N 05АП-3914/2018
на решение от 24.04.2018
судьи А.А. Копыловой
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А24-746/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб" (ИНН 4100005345, ОГРН 1084101004074)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) (ИНН 4102007690, ОГРН 1024101217436) от 14.11.2017 N 206S19170009315 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
при участии: без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатэнергоснаб" (далее - заявитель, Предприятие, ГУП "Камчатэнергоснаб") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) (далее - Управление, Пенсионный Фонд) от 14.11.2017 N 206S19170009315 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", и изменений, внесенных Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации исковое заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства без вызова сторон.
Решением от 23 апреля 2018 года суд первой инстанции отказал удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, Предприятие обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование апелляционной жалобы, Предприятие указывает на самостоятельное обнаружение ошибки в ранее представленных сведениях и представление 02.04.2017 на основании пункта 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 года N 766н, уточненных сведений путем представления дополняющей формы за март 2017 года. Пенсионным фондом не выявлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, а представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состава вмененного предприятию правонарушения.
Орган Пенсионного фонда с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее
03.04.2017 Предприятие по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа представило в Управление исходный отчет по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении 15 застрахованных лиц по типу "исходная".
11.09.2017 Предприятие представило в Управление сведения по форме СЗВ-М за тот же отчетный период (март 2017 года) по типу "дополняющая" на 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не представлялись.
В связи с выявленными нарушениями Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которых составлен акт от 29.09.2017 N 206S18170008880 и вынесено решение от 14.11.2017 N 206S19170009315 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми ГУП "Камчатэнергоснаб" привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 1 000 рублей (2 х 500).
Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ страхователями признаются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах предоставляются страхователями. Страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско- правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М: - "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период; - "доп" (дополняющая форма) подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - "отмн" (отменяющая форма) подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного выше Федерального закона, абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде, применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 11.09.2017 Предприятие представило в Управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 (с типом формы "дополняющая"). При этом Предприятие первоначально в установленный Законом N 27-ФЗ срок представило отчет по форме СЗВ-М, с учетом разъяснения Минтруда России, самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и направило 11.09.2017 в управление сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая"). Следовательно, предприятием самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности до их обнаружения органом Пенсионного фонда.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Предприятие реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При изложенных выше обстоятельствах, апелляционный суд признает решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Вилючинске Камчатского края от 14.11.2017 N 206S19170009315 недействительным, поскольку оно не соответствует Закону N 27-ФЗ и нарушает права и законные интересы страхователя, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по делу N А73-910/2017
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.04.2018 по делу N А24-746/2018 отменить.
Заявленное требование государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб" удовлетворить. Признать недействительным решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Вилючинске Камчатского края от 14.11.2017 N 206S19170009315.
Взыскать с управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Вилючинске Камчатского края в пользу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб" судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.А. Солохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.