город Омск |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А46-1401/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 27 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Веревкина А. В., Еникеевой Л. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6873/2018) Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 08.05.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1401/2018 (судья Ярковой С. В.) по иску Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (ИНН 5503077584, ОГРН 1045504000838), при привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Главного управления лесного хозяйства Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, БУЗОО "Центр медицинской реабилитации", Федерального агентства лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель Огнева Е. А. (по доверенности от 29.12.2017 N ИСХ-17/МИО/03-01/12941 сроком действия по 31.12.2018),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - представитель Стельмаченок Э. А. (по доверенности от 22.12.2017 N 285-Д сроком действия по 31.12.2018),
от БУЗОО "Центр медицинской реабилитации" - представитель Непочатых О. Н.
(по доверенности от 15.01.2018 N 14 сроком действия до 31.12.2018),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Главного управления лесного хозяйства Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, Федерального агентства лесного хозяйства - представители не явились, извещены,
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущества Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества по Омской области) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031, о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении указанного участка, определив его назначение в качестве земель особо охраняемых территорий и объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Главное управление лесного хозяйства Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, БУЗОО "Центр медицинской реабилитации" (далее - БУЗО О "ЦМР"), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 08.05.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1401/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы её податель указывает, что спорный земельный участок в силу прямого указания закона должен быть отнесён к собственности Омской области, поскольку на нём располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области. Как полагает податель жалобы, категория спорного земельного участка должна быть установлена с учётом разграничения государственной собственности на землю и нахождения его в Чернолучинско-Красноярской оздоровительной зоне. Заявитель жалобы указывает, что у истца отсутствует возможность оформить право собственности на спорный земельный участок во внесудебном порядке, поскольку участок ошибочно отнесён к категории земель лесного фонда, что повлекло бы отказ в регистрации права собственности.
БУЗОО "ЦМР" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддержало доводы подателя апелляционной жалобы.
Федеральное агентство лесного хозяйства в отзыве на жалобу указало, что при обжаловании решения не будут затронуты его интересы.
В судебном заседании представитель Минимущества Омской области поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ТУ Росимущества по Омской области в заседании суда апелляционной инстанции возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель БУЗОО "ЦМР" в судебном заседании высказался согласно отзыву на жалобу.
Главное управление лесного хозяйства Омской области, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое коллегия суда посчитала возможным удовлетворить.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Омской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на неё, материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 07.08.2008 N 625-р утверждён проект границ, в том числе земельного участка государственной собственности из состава земель лесного фонда, площадью 56 000 кв. метров, в том числе сервитут 1 803 кв. метров.
Распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 25.09.2008 N 157-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка" (далее - распоряжение N 157-р) государственному учреждению здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области (в настоящее время - БУЗОО "ЦМР") в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 5,6 га, расположенный на территории Омского муниципального района Омской области, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, с кадастровым номером 55:20:240801:2031, для осуществления рекреационной деятельности.
Из заключения специалиста исх. от 06.07.2011 N 061/298 "О границах и местоположении лесного участка, используемого БУЗОО "ЦМР"", составленного Федеральным агентством лесного хозяйства ФГУП "Рослесинфорг" Омский филиал, следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031 сформирован в границах различных категорий целевого назначения земель: земель лесного фонда, зарегистрированных в федеральной собственности, и земель особо охраняемых территорий и объектов Омского муниципального района. До исправления кадастровой ошибки предоставление земельного (лесного) участка БУЗОО "ЦМР" на основании документов кадастрового учёта указанного участка не представляется возможным ввиду их несоответствия государственному лесному реестру и материалам землеустройства и лесоустройства.
25 июля 2011 года Главным управлением лесного хозяйства Омской области вынесено распоряжение N 171-р "О внесении изменений в распоряжение N 157-р" (далее - распоряжение N 171-р), которым внесены следующие изменения в распоряжение N 157-р: слова "общая площадь 5,6 га" заменить словами "общая площадь 5,5 га", слова "с кадастровым номером 55:20:240801:2031" заменить словами "с номером учётной записи в государственном лесном реестре 445-2011-07".
Вышеуказанное распоряжение N 171-р явилось предметом обжалования в Арбитражном суде Омской области в рамках дела N А46-11416/2014.
Определением от 20.03.2015 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11416/2014 утверждено мировое соглашение, заключённое БУЗООО "ЦМР" и Главным управлением лесного хозяйства Омской области, по условиям которого:
- пункт 2: "Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области" направляет в Главное управление лесного хозяйства Омской области заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным (лесным) участком, предоставленным на основании распоряжения Главного управления лесного хозяйства Омской области от 25 сентября 2008 года N 157-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка"; а также заявления о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка и предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного (лесного) участка, ориентировочной площадью 10 га, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области в соответствии со статьями 39.14 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации";
- пункт 5: "На основании заявлений, указанных в пункте 2 настоящего соглашения, при условии их соответствия нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, а также при отсутствии прав иных лесопользователей на истребуемый лесной участок, указанный в пункте 2 настоящего соглашения, Главное управление лесного хозяйства Омской области принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка и о предоставлении бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области" в постоянное (бессрочное) пользование земельного (лесного) участка, ориентировочной площадью 10 га, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области в соответствии со статьями 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации".
Как указывает истец, во исполнение указанного выше мирового соглашения из земельного участка с кадастровым номером 55:20:240801:2031 выделены земельные участка с кадастровыми номерами 55:20:240801:2917 и 55:20:240801:2931 (предыдущие номера: 55:20:240801:2915, 55:20:240801:2916,55:20:240801:2917). Земельный участок, раздел которого осуществлён, сохранился в изменённых границах - с кадастровым номером 55:20:240801:2031, площадью 9 568 кв. метров.
В соответствии с распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 12.01.2017 N 9-р "О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование" (далее - распоряжение N 9-р) БУЗОО "ЦМР" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный в лесотаксационных выделах N 5, 20 (часть), 22, 23, 24 (часть), 27 (часть), 28, 29, 37 (часть) лесного квартала N 39 Красноярского участкового лесничества Омского муниципального района Омской области, с кадастровым номером 55:20:240801:2931, площадью 10,0012 га.
На основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 14.03.2017 N 56-р в распоряжение от 07.08.2008 N 625-р внесены изменения, пункт 1.1 изложен в редакции: "площадью 46 432 кв. метров, местоположение которого установлено относительно здания овощехранилища, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, турбаза "Иртыш", N 7, используемого для размещения объектов здравоохранения".
Согласно распоряжению Главного управления лесного хозяйства Омской области от 14.03.2016 N 60-р (далее - распоряжение N 60-р) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования БУЗОО "ЦМР" на лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 5,6 га, расположенный на территории Омского муниципального района Омской области, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, с кадастровым номером 55:20:240801:2031.
Из искового заявления следует, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области и переданные БУЗОО "ЦМР" на праве оперативного управления:
- нежилое строение (котельная, бойлерная, автогараж малый, автогараж большой), инв. N 84053 Литер: Б; Б2; Б4; Б5, кадастровый номер 55-55-24/006/2007-466, свидетельство о государственной регистрации права N 55-АА 293054 - частично;
- перекачивающая канализационная насосная станция, кадастровый номер 55:20:240101:2787, свидетельство о государственной регистрации права 55 N 264361;
- нежилое строение (овощехранилище), инв. номер 52: 113738 Литер: В, кадастровый номер 55-55-24/006/2007-469, свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 293055;
- здание главного корпуса, инв. номер 83980, литер: А, кадастровый номер 55-55- 24/006/2007-467, свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 293051 - частично,
- многоквартирный жилой дом (общежитие N 3), инв. номер 84046 Литер: Ж, кадастровый номер 55-55-24/019/2007-328, свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 293 177 - частично.
БУЗОО "ЦМР" письмом исх. от 28.10.2016 N 325 обратилось в Главное управление лесного хозяйства Омской области с просьбой о предоставлении для осуществления рекреационной деятельности (для размещения и эксплуатации объектов здравоохранения) в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 55:20:240801:2031, расположенного по адресу: Омская область, р-н Омский, д.п. Чернолучинский, турбаза "Иртыш" N 7, площадью 9 568 кв. метров, категория земель - земли лесного фонда.
В ответ на вышеуказанное обращение Главное управление лесного хозяйства Омской области сообщило, что испрашиваемый земельный участок по материалам лесоустройства Омского лесничества не входит в состав земель лесного фонда; категория земель - земли лесного фонда у данного участка установлена без правоустанавливающих документов; сведения о данном земельном участке в государственном лесном реестре отсутствуют. В связи с указанным предоставить земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031 не представляется возможным (исх. от 02.11.2016 N 3988-ГУЛХ).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031 отнесён к категории земель лесного фонда.
Ссылаясь на наличие реестровой ошибки, что привело к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре, БУЗОО "ЦМР" обратилось в Главное управление лесного хозяйства Омской области (исх. от 19.01.2017 N 23), ТУ Росимущество по Омской области (исх. от 19.01.2017 N 25), в Управление Росреестра по Омской области (исх. от 19.01.2017 N 24) с заявлением об исправлении реестровой ошибки в сведениях о категории земельного участка. Обращения оставлены без удовлетворения.
Истец, полагая спорный земельный участок отнесённым к собственности субъекта Российской Федерации, категория земель: землям особо охраняемых территорий, обратился в суд с настоящим иском.
08.05.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Исходя из приведённых истцом в обоснование настоящего иска оснований, обращение в суд за предоставлением защиты обусловлено наличием кадастровой ошибки в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 55:20:240801:2031; спор о конкуренции прав публичных собственников подлежит разрешению с учётом определения категории земель.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда.
Категория земель указывается, в том числе, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 8 Кодекса).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Материалы настоящего дела свидетельствуют, что распоряжением N 157-р в постоянное (бессрочное) пользование БУЗОО "ЦМР" предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 5,6 га, расположенный на территории Омского муниципального района Омской области, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, с кадастровым номером 55:20:240801:2031.
Согласно распоряжению N 60-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования БУЗОО "ЦМР" на лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 5,6 га, расположенный на территории Омского муниципального района Омской области, в квартале N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, с кадастровым номером 55:20:240801:2031.
Во исполнение мирового соглашения по делу N А46-11416/2014 на основании распоряжения N 9-р БУЗОО "ЦМР" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный в лесотаксационных выделах N 5, 20 (часть), 22, 23, 24 (часть), 27 (часть), 28, 29, 37 (часть) лесного квартала N 39 Красноярского участкового лесничества Омского муниципального района Омской области, с кадастровым номером 55:20:240801:2931, площадью 10,0012 га, образованный путём выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:20:240801:2031.
Вышеперечисленные действия в отношении спорного земельного участка совершены Главным управлением лесного хозяйства Омской области, обладающим распорядительными полномочиями в отношении земель лесного фонда.
Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования БУЗОО "ЦМР" на земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2931, расположенный на землях лесного фонда, осуществлена компетентным органом на основании распоряжения N 157-р.
Между тем, из заключения специалиста исх. от 06.07.2011 N 061/298 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2031 сформирован в границах различных категорий целевого назначения земель: земель лесного фонда, зарегистрированных в федеральной собственности, и земель особо охраняемых территорий и объектов Омского муниципального района.
Как указал суд первой инстанции, согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Учитывая установленный законом порядок исправления реестровых ошибок, а также правила рассмотрения судом правомерности отказа в совершении соответствующих действий, суд первой инстанции, с учётом предмета обращённого к ответчику, представляющему интересы публичного собственника, искового требования, обоснованно исходил из отсутствия оснований для рассмотрения спора по настоящему делу по правилам исправления ошибки в судебном порядке.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для удовлетворения иска в части признания права собственности Омской области на спорный земельный участок, коллегия суда исходит из следующего.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определённый способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым иском и необходимость в таком способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определённого права подвергается сомнению, оспариванию, а также применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор.
При рассмотрении настоящего спора доказательства, подтверждающие невозможность оформления права собственности на земельный участок иным способом, кроме как в судебном порядке путём предъявления иска о признании права, суду не раскрыты; избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении судебной защиты.
В настоящем случае заинтересованные лица не лишены возможности инициировать процедуры оформления права собственности субъекта Российской Федерации, внесения изменений в реестр в части категории спорного земельного участка либо перевода последнего в иную категорию (при наличии к тому оснований).
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объёме на основе доказательств, оценённых в соответствии с правилами, определёнными статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку Минимущества Омской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 08.05.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1401/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.