город Томск |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А67-2482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В.
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ереминой Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (N 07АП-6108/2018) на решение от 31.05.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2482/2018 (судья Гапон А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройПроект" (634009, город Томск, проспект Ленина, дом 186 офис 410, ИНН 7017318179 ОГРН 1127017029622) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, город Томск, проспект Фрунзе, дом 55, ИНН 7021022569 ОГРН 1047000302436) о признании незаконными действий по отказу в принятии декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску: Лымарева Д.А. по доверенности от 09.01.2018 (до 31.12.2012).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецСтройПроект" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий по непринятию 24.10.2017 декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
Решением от 31.05.2018 Арбитражного суда Томской области оспариваемые действия Инспекции признаны незаконными. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия налоговой декларации ООО "СпецСтройПроект" по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Указывает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Представленная 24.10.2017 декларация подписана электронной цифровой подписью руководителя общества Терещенко И.И., сертификат ключа получен Терещенко И.И.
Указывает на противоречивость показаний свидетеля Терещенко И.И., который при допросе его налоговым органом показал, что не знает, как выглядит ключ ЭЦП, ключ получала бухгалтер, где - не знает; информацией о том, с какого компьютера отправляется отчетность, не обладает (протокол допроса от 24.11.2017), тогда как в суде первой инстанции утверждал, что лично получал ключ ЭЦП и мог объяснить, где и как он получал этот ключ.
Судом необоснованно отказано в ходатайстве о проведении почерковедческой экспертизы.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Представитель Инспекции в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе; заявил ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы подписи от имени руководителя ООО "СпецСтройПроект" Терещенко Ивана Ивановича в Сертификате ключа проверки электронной подписи экспертом агентства исследований и экспертиз "Эксперт" Симаковой Елизаветой Сергеевной.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства и возвращая подателю апелляционной жалобы приложенные к ходатайству о назначении экспертизы документы (копия письма эксперта с приложениями на 6 листах, гарантийное письмо об оплате экспертизы, оригиналы протоколов допроса Терещенко И.И. от 27.07.2017 и от 24.11.2017, оригинал заявления по форме Р11001, расписка, скан образ сертификата ключа проверки электронной подписи, суд апелляционной инстанции) суд апелляционной инстанции исходит из его необоснованности.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009 судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о проведении экспертизы в рамках настоящего дела, поскольку суд исходит из предмета заявленных требований, показаний руководителя ООО "СпецСтройПроект" Терещенко И.И., данными в судебном заседании суда первой инстанции, который подтвердил получение ключа электронной подписи лично в ООО "Тензор" 25.06.2016, указал, что подпись его, сертификат в настоящее время не отозван и налоговый орган продолжает по нему принимать налоговую отчетность, также Терещенко И.И. пояснил, что все данные, отраженные в налоговой отчетности лично им проверяются и подтверждаются, то есть фактически Терещенко И.И. одобрил все действия общества по содержанию и передаче отчетности.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 24.10.2017 в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи поступила налоговая декларация общества по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, подписанная директором общества И.И. Терещенко.
24.10.2017 Инспекция со ссылкой на пункт 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, уведомила общество об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, указав на непринятие декларации по основанию: "декларация содержит ошибки и не принята к обработке".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 15.01.2018 N 071 жалоба ООО "СпецСтройПроект" на действия Инспекции оставлена без удовлетворения.
Считая, что действия Инспекции по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), направленного в адрес общества от 24.07.2017, следует, что налоговая декларация за 3 квартал 2017 года не принята налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н по следующим причинам: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке".
Вместе с тем в пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе Инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
Такое основание как декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке отсутствует в пункте 28 Административного регламента и не является причиной для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации.
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
В силу пункта 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет).
Вместе с тем в рассматриваемом случае уведомление об отказе в приеме налоговой декларации не содержит указаний на конкретные причины отказа или сообщений о конкретных ошибках.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Из положений пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Соответственно, подписание налоговой декларации соответствующим уполномоченным лицом свидетельствует о полноте и достоверности указанных в ней сведений и придает данному документу статус налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, представленная 24.10.2017 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года была подписана электронной цифровой подписью руководителя общества Терещенко И.И., статус которого в качестве директора общества подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и по существу налоговым органом не опровергнуто.
С учетом фактического наличия ключа электронной подписи в распоряжении директора общества Терещенко И.И. (обратное Инспекцией не доказано), подписавшего спорную налоговую декларацию, а также подтвердившего факт подписания декларации в судебном заседании суда первой инстанции, позиция Инспекции о подписании налоговой декларации неуполномоченным лицом подлежит отклонению.
Доказательства фактического подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом в материалах дела отсутствуют, доводы налогового органа об обратном носят предположительный характер.
При таких обстоятельствах факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом не подтверждается материалами дела.
Приведенные налоговым органом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), что предусмотрено подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента в качестве основания для отказа в принятии налоговой декларации.
Следовательно, подписав указанную декларацию в силу пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, руководитель гарантировал достоверность и полноту сведений, указанных в данной декларации по налогу на добавленную стоимость.
Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Одной из форм налогового контроля является налоговая проверка, определяемая как периодически осуществляемый комплекс действий налоговых органов по сбору и обработке информации, перечень, порядок, срок совершения и оформления которых должен быть установлен Налоговым Кодексом Российской Федерации, на предмет соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Применительно к представлению налоговых деклараций, в том числе и уточненных, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, может проводиться только после принятия соответствующей декларации налоговым органом, поскольку до принятия соответствующей декларации, которая в силу норм статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.
Из анализа положений нормы статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что выявление ошибок, противоречий, несоответствий в налоговой декларации осуществляется налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки, которая проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 23.04.2015 N 736-О камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего налогового законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что такие обстоятельства как то, что деятельность общества характеризуется признаками создания формального документооборота для формирования недостоверной отчетности; организация обладает признаками "транзитной организации", так как отсутствует движимое и недвижимое имущество, численность работников 7 человек, доля вычетов - 99,9%; допрошенный 27.07.2017 руководитель общества Терещенко И.И. пояснил, что электронный ключ для сдачи отчетности получал, ключ используется бухгалтером, считает сведения в декларациях за 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года достоверными, не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), что предусмотрено подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента.
Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и детально урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).
При этом обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых как в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, так и в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для отказа в принятии уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года у Инспекции не имелось.
Доводы Инспекции об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, отклоняется апелляционной инстанцией.
Исходя из положений статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу норм статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).
Соответственно, необоснованный отказ в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщиком возложенной на него обязанности по представлению декларации.
Кроме того, налогоплательщик, представивший декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронном виде посредством ТКС в установленный срок и получивший отказ в приеме такой декларации, в случае повторного представления этой декларации позже срока, установленного для ее представления, может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ему могут быть приостановлены операции по счетам.
Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Судом учтено то, что деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210- ФЗ) является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.
О том, что функции по приему налоговой декларации являются государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 5 Закона N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя, который был лишен возможности своевременно получить квитанцию о приеме налоговой декларации за 3 квартал 2017 года, иметь юридические значимые в сфере налогообложения документы в своем распоряжении и использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности, а также вынужден был предпринимать дополнительные меры по устранению допущенного нарушения путем обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Кроме этого, наличие правовой неопределенности, связанной с представлением налоговой отчетности, априори затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий Инспекции, выразившихся в непринятии 24.10.2017 налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых действий и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 31 мая 2018 года по делу N А67-2482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2482/2018
Истец: ООО "СпецСтройПроект"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску