город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2018 г. |
дело N А32-32744/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 14.07.2017 Мин А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу N А32-32744/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Нормавэд",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Нормавэд" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) от 27.04.2017 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10317100/020217/0002131.
Решением суда от 31.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Новороссийская таможня обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в представленной обществом экспортной таможенной декларации от 19.12.2016 N 224820160862359273 графа рассмотрения и утверждения таможенной декларации и дата выпуска товаров не заполнена, печать и подпись уполномоченного лица отсутствует, наименование сопроводительного документа указано на латинице, что не соответствует требованиям, предъявляемым к заполнению экспортной таможенной декларации, следовательно, такой документ не может служить подтверждением сведений о стоимости товаров в стране происхождения. Также податель жалобы полагает, что вывод суда об отсутствии оснований, свидетельствующих о документальной неподтвержденности заявленной таможенной стоимости товаров, несостоятелен, поскольку в распоряжении таможенного органа имеется прайс-лист производителя товаров - компании JIANDSU JIWANG INDUSTRY & TRADE CO., LTD, Китай, на условиях поставки FOB LIANYUNGANG (то есть, без учета транспортных расходов до Новороссийска), в котором и то цена на "мешки-сетки", размерами 45х75 см, составляет от 39,15 до 44,25 долл. США за 1000 шт., размерами 50х80 см - от 44,72 до 50х80 (в зависимости от цвета, самый дорогой - цвет "red"); в представленном по запросу таможенного органа прайс-листе G2R Limited (Гонконг), заверенного печатью компании "Shenzhen Kangsen Import and Export Co., Ltd." (Китай), не имеющей отношения к поставке оцениваемых товаров, цена на условиях поставки CFR Новороссийск (с учетом транспортных расходов до Новороссийска) на "мешки-сетки", размерами 45х75 см, составляет 30 дол. США за 1000 шт., размерами 50х80 - 33,6 долл. США за 1000 шт.
Также таможня указывает на ошибочность вывода суда о стоимости декларируемой партии товаров - 59644,8 долл. США и полагает, что сумма оплаты по товару, согласно представленным платежным поручениям, составляет 44089,18 долл. США. Таможня указывает, что декларантом представлена калькуляция цены реализации, в которой не учтены такие затраты, как портовые сборы, расходы на хранение товара, его транспортировку по территории Российской Федерации до конечного получателя (из города Новороссийск в город Находка), что не соответствует общепринятым принципам формирования цены товара. Также Новороссийская таможня указывает, что заявленный обществом уровень таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/020217/0002131, составляет 1,2 долл. США за кг и является самым низким относительно стоимости однородных товаров.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава от 19.07.2018 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Ильиной М.В. на судью Смотрову Н.Н. в связи с нахождением судьи Ильиной М.В. в очередном трудовом отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, истребуемые судом документы и сведения не представил.
В судебном заседании, состоявшемся 20.07.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. в течение дня. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23.07.2018 в 14 час. 39 мин, то есть, после объявления резолютивной части и завершения судебного заседания в суд апелляционной инстанции от общества поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копи приложения от 08.02.2017 к договору поставки N 2 от 09.01.2017 на 1 листе, почтовой квитанции, ведомости банковского контроля с оттиском печати банка на 6 листах, поручения на перевод иностранной валюты N 1 от 08.11.2016 на 2 листах, незаверенный и не подписанный печатный текст на иностранном языке на 1 листе.
Указанные документы судом подлежат возврату заявителю, учитывая, что они поступили в суд после объявления судом апелляционной инстанции резолютивной части своего постановления (20.07.2018), судом не были исследованы и им не была дана оценка. Кроме того, часть этих документов имеется в материалах дела. Общество не обосновало невозможность предоставления этих документов суду первой инстанции или суду апелляционной инстанции до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Нормавэд" является участником внешнеторговой деятельности.
Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 18.10.2016 N 1, заключенного с компанией "G2R Limited" (Гонконг), из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию на условиях CFR Новороссийск ввезен товар: мешки-сетки упаковочные из хим. текстильных материалов, красного цвета "red", с маркировкой "JIANGSU JIWANG INDUSTRY & TRADE CO., LTD", вязанные из полос полиэтилена, трикотажные машинного вязания, для упаковки овощей, всего 1878000 шт., который задекларирован по ДТ N10317100/020217/0002131.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В обоснование заявленного метода обществом представлены: контракт N 1 от 18.10.2016 (л.д. 53-56, т. 1), паспорт сделки, спецификация N 5 от 25.10.2016 (л.д. 57, т. 1), коммерческий инвойс и упаковочный лист N 5 от 25.10.2016 на сумму 59644,8 долларов США (л.д. 59, т. 1), коносаменты с указанием номеров контейнеров, копию электронной экспортной декларации (л.д. 63-64, т. 1), сертификат N174403АО/06781 с прайс-листом (л.д. 65-67, т. 1), пояснения по условиям продаж, бухгалтерские документы.
Новороссийской таможней при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товара по ДТ N 10317100/020217/0002131 обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно:
- выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров. Уровень заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров ниже по сравнению с уровнем таможенной стоимости однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза, что в соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными.
- согласно пункту 7 контракта, оплата поставляемого по настоящему контракту товара будет производиться банковским переводом в долларах США в течение 330 дней с момента выпуска поступившей конкретной партии товара таможней Российской Федерации. Возможна предварительная оплата на основании проформы инвойса. В этом случае продавец обязан поставить товар не позднее 180 дней с момента получения авансового платежа. Декларантом представлены платежные поручения N 2 от 17.11.2016, N 4 от 08.12.2016 на общую сумму 28745 долл. США, тогда как стоимость декларируемой партии товаров - 59644,8 долл. США. Из представленных документов не представляется возможным установить согласованные сторонами сделки условия оплаты декларируемой партии товаров. Следовательно, не подтверждено соблюдение покупателем обязательств по оплате товаров и соответствие заявленных сведений о стоимости товаров сумме произведенной оплаты;
- согласно заявленным условиям поставки CFR Новороссийск, обязанность по оплате транспортировки товара до порта Новороссийск ложится на продавца товара, стоимость транспортных расходов включается в цену товара. Однако в представленном в формализованном виде коносаменте отсутствуют отметки об оплате фрахта, что свидетельствует о недостаточном документальном подтверждении транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товара. В связи с этим не представляется возможным установить, в какой период времени был оплачен фрахт - до или после прибытия товара на таможенную территорию Таможенного союза, следовательно, невозможно достоверно определить лицо, понесшее затраты на транспортировку (продавец или покупатель товаров). С учетом низкого уровня таможенной стоимости товаров имеются основания полагать, что декларантом заявлены недостоверные сведения о структуре таможенной стоимости в части включения в нее транспортных расходов.
В связи с изложенным Новороссийской таможней принято решение от 03.02.2017 о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10317100/020217/0002131. Декларанту было предложено представить дополнительные документы, сведения и пояснения. Таможенным органом был установлен срок предоставления дополнительных документов и сведений - до 01.04.2017.
Письмом от 28.03.2017 декларантом представлены дополнительные документы и сведения.
По результатам анализа документов, представленных декларантом при таможенном декларировании рассматриваемых товаров и по запросу таможенного органа, Новороссийской таможней принято решение от 27.04.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317100/020217/0002131.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно части 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
При этом частью 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу. В связи с этим им было принято решение о проведении дополнительной проверки, а обществу предложено представить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовал в период ввоза товаров и декларирования) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза (в Российской Федерации - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу части 3 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 указанного Кодекса, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с указанным Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения (в редакции от 23.04.2012) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
установлены совместным решением органов таможенного союза;
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 названного Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, в связи с чем перевод покупателем продавцу дивидендов или иных подобных платежей в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не является частью таможенной стоимости.
В случае, если декларируемые товары являются частью большего количества ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в каком соотносится количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения.
В пунктах 2 и 3 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть, не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
В результате анализа информации о продажах однородных товаров на территории Российской Федерации установлено, что овощные сетки размером 45*75 см реализуются оптом по цене от 4,04 руб. за шт., сетки размером 50*80 см - от 4,52 руб. за шт.
Согласно счету-фактуре N 20802 от 08.02.2017 овощные сетки размеров 45*75 см проданы организацией ООО "Норма ВЭД" по цене 2,39 руб. за шт., овощные сетки размеров 50*80 см - по цене 2,67 руб. за шт., то есть, на 40,84 % и 40,93 % ниже обычной цены рассматриваемых товаров соответственно.
Уровень заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10317100/020217/0002131 составляет 1,2 долл. США/кг.
Средний ИТС ввезенных товаров того же производителя по ФТС России составляет 2,03 долл. США/кг. (то есть на 40,89% больше, чем заявлено обществом). Средний ИТС ввезенных товаров того же производителя по Южному таможенному управлению составляет 1,87 долл. США/кг. (то есть на 35,83% больше, чем заявлено обществом).
Кроме того, поставка товаров по ДТ N 10317100/020217/0002131 осуществлялась, согласно коносаменту COSU6116037670 от 20.12.2016 из порта LIANYUNGANG (Китай).
В сопоставимый период времени, морским транспортом, как и оцениваемые товары по ДТ N 10317100/020217/0002131, из порта LIANYUNGANG (Китай) осуществлялась поставка однородных товаров в адрес ООО "Южный Альянс" и ООО "Альбе" (ДТ NN 10313110/211216/0004393, 10218040/151116/0027494 соответственно), производителем которых является JIANGSU JIWANG INDUSTRY & TRADE CO., LTD, Китай, уровень таможенной стоимости которых 1,95 долл. США/кг и 2,22 долл. США/кг. (соответственно на 38,46% и 45,95% больше, чем заявлено обществом).
Согласно инвойсу от 25.10.2016, представленному обществом при таможенном оформлении, стоимость товара составляет:
- мешки-сетки упаковочные из хим. текстильных материалов, вязаные из полос полиэтилена, трикотажные машинного вязания, для упаковки овощей, цвет red, violet. размер 50х80 см. - 33.60 долл. США за 1000 шт.
- мешки-сетки упаковочные из хим. текстильных материалов, вязаные из полос полиэтилена, трикотажные машинного вязания, для упаковки овощей, цвет red, orange, violet. размер 45х75 см. - 30.00 долл. США за 1000 шт.
Однако в распоряжении таможенного органа имеется прайс-лист JIANGSU JIWANG INDUSTRY & TRADE CO., LTD, представленный иным декларантом при таможенном оформлении товаров по ДТ N 10317110/041016/0017340, согласно которому стоимость идентичных товаров, размерами 45х75, цвета "red","violet" составляют от 39,15 до 44,25 долларов США за 1000 шт. мешков, а размерами 50х80, цвета "red","violet" - 47,16 долларов США, а цвет "orange" от 44,72 до 46,52 долларов США за 1000 шт.
Таможенным органом достоверно установлено, что декларирование идентичных/однородных товаров в сопоставимый период времени другими участниками внешнеэкономической деятельности в регионе деятельности Южного таможенного управления, так и в других таможенных органах, произведено с уровнем цены значительно выше, чем у товаров, задекларированных обществом в ДТ N 10317100/020217/0002131.
В соответствии с приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - порядок декларирования), при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета - фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета - фактуры (инвойсы), счета - проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет - фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом.
К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие стран у происхождения товаров в случаях, предусмотренных названным Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными названным Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 указанного пункта, а также в подпункте 3 указанного пункта - при наличии таких документов.
Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
Между тем, по результатам анализа представленных при таможенном декларировании, а также в ответ на решение о дополнительной проверке документов установлено следующее.
Декларантом в ответ на решение о проведении дополнительной проверки представлена копия электронной экспортной декларации N 224820160862359273 к ДТ N 10317100/020217/0002131 с переводом.
Как верно указывает таможенный орган, представленная копия экспортной таможенной декларации КНР не соответствует требованиям, предъявляемым к ее заполнению таможенной службой КНР: графа рассмотрения и утверждения таможенной декларации и дата выпуска товаров не заполнена, печать и подпись уполномоченного лица отсутствует, наименование сопроводительного документа указано на латинице, что не соответствует требованиям, предъявляемым к заполнению экспортной таможенной декларации, следовательно, такой документ не может служить подтверждением сведений о стоимости товаров в стране происхождения.
Как разъяснено в Письме ФТС России от 26.06.14 N 16-45/29564 "О порядке заполнения китайской экспортной декларации", в графе 1 "Предварительный регистрационный номер" заполняется номер предварительной записи декларации.
Номер предварительной записи, по правилам, определяется таможней, принимающей бланк заявки декларации.
В графе 2 "Таможенный регистрационный номер (штрих-код)" во время приема заявки декларации, в графе 2 экспортной китайской декларации проставляют таможенный номер бланка декларации. Одному экземпляру декларации соответствует один регистрационный таможенный номер. Таможенный номер декларации состоит из 18 знаков. В том числе, знаки 1-4 являются регистрационным номером таможни, принимающей заявку декларации (код таможни по "таблице кодов региональных таможень"), знаки 5-8 это год (по новому стилю) приема заявки декларации таможней, позиция 9 это обозначение импорта/экспорта ("1" это импорт, "0" это экспорт; в спецификации централизованного декларирования "I" это импорт, "Е" это экспорт). Остальные 9 знаков это порядковый регистрационный номер. В переходный период с таможенной системы оформления H883/EDI на Н2000, последующие 9 знаков заполняются по требованиям системы оформления H883/EDI. Знаки 1-2 являются регистрационным номером той таможни, которая принимает заявку декларации (по утвержденной таможней "по таблице кодов региональных таможень" код таможни соответствует последним 2 знакам), 3 знак является годом принятия таможенной заявки, при этом пишется 1 последний знак в 4-х значном коде. Остальные 6 знаков это регистрационным номер.
Между тем в представленной обществом копии экспортной декларации как в графе "Предварительный регистрационный номер", так и графе "Таможенный регистрационный номер (штрих-код)" указан один и тот же номер - 224820160862359273, то есть фактически не указан штрих-код декларации, что не может свидетельствовать о ее действительности.
В графе 3 заполняют название и код таможенного пункта пропуска фактического въезда-выезда товаров на основании "таблицы кодов региональных таможень". Требования заполнения в особых случаях:
При перемещении через таможню транспортируемого товара по импорту заполняют наименование и код региональной/местной таможни, впустившей товар. В случае перемещения через таможню транспортируемого груза по экспорту заполняют наименование и код региональной/местной таможни, выпустившей товар. По товарам, перемещаемым между региональными таможнями с контролем по формам транспортировки для глубокой переработки, в бланке таможенной декларации по экспорту записывается название и код таможни, через которую прошло перемещение товара на экспорт, а в бланке таможенной декларации по импорту записывается название и код региональной/местной таможни, через которую прошло перемещение товара на импорт. По товарам, распределяемым или передаваемым между бондовыми площадками или таможенными зонами особого контроля разных таможень, действует правило заполнения наименования таможни и кода, расположенной в противоположной зоне особого контроля или бондовой площадке. По прочим товарам, по которым отсутствует фактически осуществленный импорт/экспорт, записывается название и код таможни, принявшей заявку.
В графе 4 "Номер протокола" указывается номер протокола контракта о торговле по давальческой переработке, оформленного получателем/отправителем экспортного, импортного товара, или номера свидетельств, выданных таможней в случае принятия решения о взимании, частичном или полном освобождении от уплаты пошлины, а именно, "Таможенного справочника КНР торговли по давальческой переработке", электронных или других томов (далее сокращенно именуемо "Справочник торговли по давальческой переработке"), "Свидетельство о взимании и освобождении от уплаты пошлин при импорте-экспорте товаров", (далее сокращенно именуемое "Свидетельство о взимании и освобождении от уплаты пошлин"), или номер другого свидетельства или протокола рассмотрения и утверждения.
В одном экземпляре таможенной декларации может быть заполнен только один номер свидетельства.
Согласно переводу в представленной обществом копии экспортной декларации данная графа "номер регистрации" не заполнена.
В графе 6 "Дата импорта/дата экспорта" бланка заполняется дата заявленного времени въезда через границу транспортного средства, перевозящего ввозимый товар. Дата экспорта означает дату оформления документов выезда транспортного средства, перемещаемого экспортный товар через границу. Это свидетельствует о совместном использовании выписанной и напечатанной декларации. Не заполняется во время подачи заявки декларации. В случае отсутствия фактического импорта-экспорта товара в декларации заполняется дата принятия таможней заявки декларации. Эта колонка состоит из 8- значного числа, по порядку год (4 знака), месяц (2 знака), день (2 знака).
Согласно переводу, в представленной обществом копии экспортной декларации "дата экспорта"не заполнена.
Судом апелляционной инстанции неоднократно в том числе письменно, предложено обществу предоставить в материалы дела надлежаще заверенную копию предоставленной в таможенный орган экспортной декларации, указать, кем и когда была предоставлена обществу копия экспортной декларации. Однако, до объявления резолютивной части настоящего постановления обществом такие сведения и документы представлены не были.
Лишь 23.07.2018, то есть, после объявления судом апелляционной инстанции резолютивной части постановления, в канцелярию суда поступили пояснения общества о том, что оригинал экспортной декларации у общества находиться не может. Ранее поставщиком экспортная декларация была направлена сканом на электронный адрес общества, а в последствии документ был передан в виде копии, заверенной печатью компании контрагента, нарочным агентом линии или капитаном корабля на котором следует груз в городе Краснодар.
При этом каких-либо документальных доказательств, подтверждающих легальность происхождения предоставленной электронной копии экспортной декларации в материалы дела представлены не были.
Оценив предоставленные доказательства в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции представленную обществом копию электронной экспортной декларации N 224820160862359273 признает ненадлежащим, недопустимым доказательством, соответственно ссылка общества на данную декларацию является необоснованной.
Продавец товаров в соответствии с контрактом N 1 от 18.10.2016 - "G2R Limited" (Гонконг). Производитель и отправитель декларируемых товаров - "Jiangsu Jiwang Industry & Trade Co., Ltd".
Декларантом представлен прайс-лист, заверенный печатью компании "Shenzhen Kangsen Import and Export Co., Ltd." (Китай). Из прочих имеющихся документов невозможно установить, какое отношение данное лицо имеет к поставке оцениваемых товаров.
Следовательно, представленный прайс-лист не может служить подтверждением сведений о цене товаров.
Согласно пунктам 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательств" (далее - постановление N 18) от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Действия покупателя, допускающего отсутствие со стороны продавца/поставщика информации о цене на товары и иной необходимой информации в надлежащем фиксированном виде (в том числе в виде прайс-листа поставщика) до подписания контракта и/или до предстоящей поставки, заведомо влекут неоправданный повышенный риск наступления названных негативных коммерческих последствий для покупателя и такие действия не могут признаваться в международной торговле разумными и надлежащими, а в целях дальнейшего таможенного оформления товара на территории России - не могут признаваться действиями, совершенными покупателем с должной степенью заботливости и осмотрительности. Ожидаемым поведением покупателя являются такие действия, которые позволяют предварительно до поставки (до заключения внешнеэкономического договора) получить от продавца весь объем сведений и документов, необходимых как самому покупателю, так и при таможенном оформлении товаров при ввозе в Россию, учитывая особенности ценового уровня этих товаров (низкого уровня заявляемой таможенной стоимости), влекущего с вероятностью сомнения таможни в достоверности и дополнительную проверку. Покупателем, осуществляющим ввоз товаров в Россию, указанная вероятность может и должна предполагаться исходя из совокупности названных принципов заботливости и осмотрительности и уровня декларируемых им цен (таможенной стоимости) на ввозимые товары, попадающего в область риска быть признанным таможенным органом в качестве заниженного уровня.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.05.2017 N 306-КГ16-15912.
Следовательно, такие документы как прайс-лист продавца (производителя товара), на основании которого можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от цены на однородный товар, а также экспортная декларация, позволившая бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, обществом представлены не были, что не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений о заявленной в ДТ таможенной стоимости товаров и правомерности ее определения по цене сделки на основании представленных обществом документов.
Согласно пункту 7 "Условия платежа" внешнеторгового контракта N 1 от 18.10.2016 "_оплата поставляемого по настоящему контракту товара будет производиться банковским переводом в долларах США в течение 330 дней с момента выпуска поступившей конкретной партии товара таможней Российской Федерации. Возможна предварительная оплата на основании проформы инвойса_условия платежа для каждой конкретной партии товара будут оговариваться в спецификации к контракту".
Обществом при декларировании и по запросу таможенного органа в рамках дополнительной проверки по ДТ N 10317100/020217/0002131 не представлены документы, подтверждающие согласование сторонами сделки условий оплаты декларируемой партии товаров.
Декларантом представлены платежные поручения N 2 от 17.11.2016, N 4 от 08.12.2016 на общую сумму 28745 долл. США. Также в ходе дополнительной проверки представлено платежное поручение N 9 от 21.02.2017 на общую сумму 68291,64 долл. США, в том числе в сумме 15344,18 долл. США оплачен инвойс N 5 от 25.10.2016.
Таким образом, сумма оплаты по товару, согласно представленным платежным поручениям, составляет 44089,18 долл. США
Кроме того, представлена ведомость банковского контроля, дата оформления которой - 17.02.2017. Соответственно, ведомость не содержит сведений о платеже, произведенном 21.02.2017. Сведения об оплате товаров по ДТ N 10317100/020217/0002131 в полом объеме документально не подтверждены.
Кроме того, ввоз товаров по ДТ N 10317100/020217/0002131 осуществлялся согласно внешнеторгового контракта от 18.10.2016 N 1, заключенного ООО Торговый дом "Нормавэд" с компанией "G2R LIMITED" (Гонконг).
В результате проведенного анализа представленных банковскими учреждениями документов, а также внешнеторговых контрактов установлено, что генеральным директором компании "G2R LIMITED" (Гонконг) выступает Гиниятов Р.Р.
Согласно данных ЕГРЮЛ ФНС России соучредителями компании ООО "Азияоптом" (ИНН 2508113819), зарегистрированной в Приморском крае, являются Гиниятов Рушан Рифович и Курицкий Егор Николаевич.
При этом, установлено, что между ООО Торговый дом "Нормавэд", ООО "Атлас" и соучредителем компании ООО "Азияоптом" - Курицким Егором Николаевичем заключен договор займа N 2 от 14.04.17, в рамках которого осуществляются банковские переводы, таким образом, данный факт указывает на их взаимосвязь (финансовую взаимозависимость).
ООО Торговый дом "Нормавэд", по запросу таможенного органа в рамках дополнительной проверки по ДТ N 10317100/020217/0002131, представлены договор поставки N 2 от 09.01.2017, заключенный между ООО Торговый дом "Нормавэд" и ООО "Атлас", калькуляция цены реализации, а также счет-фактура N 20802 от 08.02.2017 к договору поставки N 2 от 09.01.2017.
В калькуляции цены реализации по ДТ N 10317100/020217/0002131 не учтены такие затраты, как портовые сборы, расходы на хранение товара, его транспортировку по территории Российской Федерации до конечного получателя (из г. Новороссийск в г.Находка), торговая надбавка составляет всего 1,5%, что не соответствует общепринятым принципам формирования цены товара.
Также представлена счет-фактура N 20802 от 08.02.2017 по реализации оцениваемых товаров, где в качестве продавца товаров выступает ООО Торговый дом "Нормавэд" (адрес: Приморский край, г. Находка, Врангель мкр., Восточный пр-кт, дом N 19, офис 2), а в качестве покупателя - ООО "Атлас" (адрес: Приморский край, г.Находка, Врангель мкр., Восточный пр-кт, дом N 19, офис 3). Таким образом, товар реализован лицу, фактически расположенному по тому же адресу, что и продавец. При этом выпуск товаров по ДТ N10317100/020217/0002131 произведен Новороссийской таможней 08.02.2017, то есть, в этот же день произведена отгрузка ввозимого спорного товара в адрес иной организации, находящейся в г.Находка.
Таким образом, заинтересованное лицо обоснованно указывает, что в ходе контроля таможенной стоимости товаров, декларированных по спорной ДТ, не были устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, а также выявлены обстоятельства, не позволяющие применить в отношении товаров выбранный декларантом метод определения таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных ООО Торговый дом "Нормавэд" по ДТ N 10317100/020217/0002131, принята таможенным органом в соответствии со статьями 10, 7 Соглашения от 25.01.2008, на основе информации о стоимости сделки с товарами, декларированными по ДТ N10317110/041016/0017340.
По ДТ N 10317110/041016/0017340 декларирован товар "мешки упаковочные из химических текстильных материалов, вязанные из полос полиэтилена, трикотажные, машинного вязания для плодоовощной продукции", ввезенные на сопоставимых условиях поставки CFR Новороссийск, на сопоставимом коммерческом уровне, по долгосрочному контракту, имеющие те же страну отправления и происхождения, производитель которых - JIANGSU JIWANG INDUSTRY & TRADE CO., LTD, Китай. Уровень таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N 10317110/041016/0017340 составляет 1,78 долл. США/кг.
Товары, декларированные по ДТ N 10317110/041016/0017340, являются однородными с оцениваемыми товарами в соответствии со статьей 3 Соглашения от 25.01.2008, так как имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
В соответствии со статьей 3 Соглашения от 25.01.2008, "идентичные товары" - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования;
"однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Метод по стоимости сделки с идентичными товарами не применим, так как в Новороссийской таможне отсутствует информация о декларировании товаров, одинаковых во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации (статья 6 Соглашения от 25.01.2008).
Метод по стоимости сделки с однородными товарами не применим, так как в Новороссийской таможне отсутствует информация о декларировании товаров, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми, а также имеющих схожие характеристики, качество, репутацию и товарный знак (статья 7 Соглашения от 25.01.2008).
Метод вычитания не применим, поскольку в Новороссийской таможне отсутствуют документы и сведения, указанные в пункте 3 Перечня подтверждающих документов, необходимые для использования статьи 8 Соглашения от 25.01.2008.
Метод сложения не применим, поскольку в Новороссийской таможне отсутствуют документы и сведения, указанные в пункте 4 Перечня подтверждающих документов, необходимые для использования статьи Соглашения от 25.01.2008.
На основании вышеизложенного таможней был использован резервный метод определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения ("Резервный метод (метод 6)") методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
Также при применении резервного метода допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.
В связи с чем, при подборе источника корректировки по ДТ N 10317100/020217/0002131 применена ДТ N 10317110/041016/0017340, поскольку по указанной ДТ ввозился однородный товар того же производителя с аналогичными условиями поставки с минимальным для указанного производителя ИТС, равного 1,78 долл. США (в сравнении с ДТ за сопоставимый период).
Расчет уровня заявленной таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N10317100/020217/0002131:
3597171.92 руб. (заявленная таможенная стоимость товара по ДТ N 10317100/020217/0002131) / 60.3099 руб. за долл. США (курс долл. США на 02.02.2017) / 49704 кг (вес нетто товара по ДТ N 10317100/020217/0002131) = 1,2 долл. США/кг (72,37 руб./кг на курс долл. США на 02.02.2017).
Расчет уровня заявленной таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N10317110/041016/0017340 (источник информации, использованный для корректировки товара N 1 по ДТ N 10317100/020217/0002131:
2944161,52 руб. (заявленная таможенная стоимость товара по ДТ N 10317110/041016/0017340) / 62,5477 руб. за долл. США (курс долл. США на 04.10.2016) / 26436 кг (вес нетто товара по ДТ N 10317110/041016/0017340) = 1,78 долл. США/кг (111,33 руб./кг на курс долл. США на 04.10.2016 (на 32,6 % больше, чем заявлено обществом).
Расчет скорректированной таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N10317100/020217/0002131:
2944161,52 руб. (заявленная таможенная стоимость товара по ДТ N 10317110/041016/0017340)/ 26436 кг (вес нетто товара по ДТ N 10317110/041016/0017340)*49704 кг (вес нетто товара по ДТ N 10317100/020217/0002131) = 5535504,77 руб.
Расчет уровня скорректированной таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N10317100/020217/0002131:
5535504,77 руб. (скорректированная таможенная стоимость по ДТ N 10317100/020217/0002131) / 49704 кг (вес нетто товара по ДТ N 10317100/020217/0002131) / 60.3099 руб. за долл. США (курс долл. США на 02.02.2017) = 1,85 долл. США/кг (111,57 руб./кг на курс долл. США на 02.02.2017).
Пунктом 6 раздела 1 Порядка определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки. Также, согласно пункту 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), при проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.
При этом в силу пункта 21 Порядка и пункта 20 Инструкции, если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
При таких обстоятельствах таможенный орган подтвердил суду низкий ценовой уровень ввезенного обществом товара.
Несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции, в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом какие-либо доказательства, подтверждающие обратное, представлены не были.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2017 года по делу N 306-КГ16-16638, действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цен сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие такую цену сделки (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 303-КГ15-10416, 303-КГ15-10774).
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм названного Соглашения (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", применимого в период спорных правоотношений). Указанные правовые позиции сформулированы также в пунктах 7 - 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 96).
С учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм, документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в их совокупности и взаимосвязи, решение Новороссийской таможни от 27.04.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/020217/0002131, соответствует требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
При этом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, общество не освобождено от обязанности доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.
Учитывая то обстоятельство, что основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости устранены не были, общество фактически дало согласие на корректировку ранее заявленной им таможенной стоимости, то в соответствии с пунктом 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа обоснованно приняло решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Поскольку стоимость сделки, являющаяся основной для определения таможенной стоимости по первому методу, в рассматриваемом случае обществом не подтверждена, не соблюдены требования, установленные пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, действия таможни по корректировке таможенной стоимости следует признать совершенными в соответствии с положениями статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу N А32-32744/2017 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32744/2017
Истец: ООО ТД НОРМАВЭД
Ответчик: Новороссийская таможня