г. Тула |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления изготовлена 18.07.2018.
Постановление в полном объёме изготовлено 25.07.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2018 по делу N А68-3508/2018, принятое в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) (ОГРН 1137154006901, ИНН 7112502202) к муниципальному общеобразовательному учреждению Самарская средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1027102672255, ИНН 7129001839) о взыскании штрафных санкций в сумме 5 000 руб. за несвоевременное предоставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за отчетный период июнь 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Богородицк Тульской области (межрайонное) (далее - управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения Самарская средняя общеобразовательная школа (далее - школа) о взыскании штрафных санкций в сумме 5000 руб. за не представление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетный период июнь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела. Управление настаивает, что материалами дела подтвержден факт наличия правонарушения в действиях школы.
Лицо, привлекаемое к ответственности возражений по жалобе не заявило.
Решение суда было вынесено в соответствии с положениями статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящая жалоба рассмотрена судьей единолично без участия сторон.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МОУ Самарская СОШ представило 14.07.2017 в управление по телекоммуникационным каналам связи отчет по форме СЗВ-М (исх.) за июнь 2017 года на 22 застрахованных лиц.
26.07.2017 МОУ Самарская СОШ представило в Управление отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 10 застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка представленного отчета, в ходе которой установлен факт представления МОУ Самарская СОШ неполных и недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о чем 21.08.2017 составлен акт N081S18170005880.
Решением заместителя начальника Управления от 20.09.2017 N 081S19170007350 МОУ Самарская СОШ привлечено к ответственности по п. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5000 руб.
При этом, как следует из решения, страхователю вменено представление сведений (дополняющих) за июнь 2017 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, с нарушением срока, при этом в качестве состава правонарушения в резолютивной части решений, страхователю вменено представление неполных и недостоверных сведений (п. 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ).
На основании данного решения школе 11.10.2017 направлено требование N 081S01170188936 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства за предоставление неполных и недостоверных сведений.
Поскольку в установленный срок штраф не был уплачен в добровольном порядке, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Законом N 167-ФЗ установлены правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Таким образом, за отчетный месяц июнь 2017 года страхователи обязаны представлять сведения о застрахованных лицах в срок не позднее 10.07.2017.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок было предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н, действующей в спорный период, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из изложенного следует, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица. При этом исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за июнь 2017 года, направленной в пенсионный фонд 14.07.2017, то есть в установленный законом срок представлены сведения на 22 застрахованных лица. В последующем страхователь, выявив факт представления ошибочных сведений, 26.07.2017 представил сведения по типу формы "дополняющая" на 10 застрахованных лиц.
Пенсионный фонд, расценив данное обстоятельство как представление страхователем неполных и недостоверных сведений, сделал вывод о наличии в действиях школы состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что первоначально страхователем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года представлены в установленный законом срок. 26.06.2017 страхователем направлена "дополняющая" форма отчета СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении 10 застрахованных лиц. Дополняющий отчет принят управлением, что подтверждено извещением о доставке.
Следовательно, в рассматриваемом случае школа предприняла необходимые меры по устранению выявленной ошибки самостоятельно путем направления "дополняющей" формы СЗВ-М в пенсионный фонд.
То есть, страхователь, обнаружив недостоверные сведения о застрахованных лицах в форме СЗВ-М (исходная), направлены дополняющие сведения в отношении 10 застрахованных лиц до обнаружения пенсионным фондом ошибки в предоставленных сведениях.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины МОУ Самарская СОШ в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в управление, которое, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах направлены в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а некорректность изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена ответчиком путем направления корректирующих сведений, в рассматриваемом случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что Пенсионный фонд не доказал наличие в действиях школы состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда, изложенные в решении от 01.06.2018, соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с учетом исследованных доказательств, обстоятельства выяснены полно и доказаны материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела по существу и направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2018 по делу N А68-3508/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья
Е.В. Мордасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.