г.Самара |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А72-5026/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2018 года по делу N А72-5026/2018 (судья Чудинова В.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "ПромТехЭнерго" (ОГРН 1097325006448, ИНН 7325092790), г. Ульяновск,
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006231, ИНН 7325153348), г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "ПромТехЭнерго" (далее - ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго", заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) от 27.02.2018 N 083S19180001112 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, решение от 27.02.2018 N 083S19180001112, принятое государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области в отношении ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго", признано недействительным. На государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго".
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что представление сведений не на всех застрахованных лиц не подпадает под понятие ошибок, которые можно исправить без привлечения к ответственности. Обязанность представлять достоверные сведения и в полном объеме, и ответственность за неисполнение этой обязанности возложена на страхователей.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество, являясь страхователем по обязательном пенсионному страхованию, представило в Управление ПФР сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Управление ПФР).
При установленной законодательством дате окончания приема сведений за май 2017 года - не позднее 15.06.2017, дополняющие сведения в отношении одного застрахованного лица обществом были представлены 05.12.2017.
На основании указанного Управлением ПФР был составлен акт от 15.01.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства, и 27.02.2018 принято решение N 083S19180001112 о привлечении заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за представление неполных сведений с наложением штрафа в размере 500 руб.
Общество, не согласившись с выданным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 27.02.2018 N 083S19180001112.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о его страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчестве; идентификационном номере налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Следовательно, за рассматриваемый период май 2017 года установлен следующий срок представления отчетности, не соблюдении которого влечет за собой привлечение к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 500 руб. в отношении одного лица, не позднее 15.06.2017.
В решении Управления ПФР N 083S19180001112 от 27.02.2018 указано, что срок представления исходной формы СЗВ-М за май 2017 года - 15.06.2017, общество исходную форму представило 15.06.2017, то есть в установленный срок.
Основанием привлечения к ответственности послужило представление 05.12.2017 обществом (по своей инициативе) дополняющей формы на застрахованное лицо.
По расчету Управления ПФР, размер штрафа составил 500 руб. (500 х 1).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем указанной нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу в 2017 году Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, (далее - Инструкция N 766н) в абзаце третьем пункта 39 предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В этой связи при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управление ПФР уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Таким образом, Управлением ПФР не представлены доказательства того, что заявитель был своевременно уведомлен о несоответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных обществом первоначально.
Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации N КА-09-25/13379 от 14.12.2004 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснено, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Также Управление ПФР указало, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.
Судом первой инстанции установлено и Управлением ПФР не опровергается, что обществом сведения формы СЗВ-М за май 2017 года по типу "дополняющая" в отношении неучтенного застрахованного лица направлены и получены управлением 05.12.2017, тогда как акт об обнаружении допущенного нарушения составлен пенсионным фондом 15.01.2018, а решение вынесено им 27.02.2018.
Таким образом, обществом до момента обнаружения Управлением ПФР несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и до вынесения решения о привлечении к ответственности были переданы необходимые корректирующие сведения.
Управлением ПФР самостоятельно не выявлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока в установленном Инструкцией N 766н порядке не образует состав вмененного обществу правонарушения.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности за вмененное управлением правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, представленных за май 2017 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки Управлением ПФР.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
В связи с изложенным у Управления ПФР отсутствовали основания для привлечения ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго" к ответственности за представление страхователем неполных сведений о застрахованном лице в виде взыскания штрафа в размере 500 руб.
На основании пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворил в полном объеме, признав недействительным оспоренное решение Управления ПФР от 27.02.2018 N 083S19180001112.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные первоначально сведения по форме СЗВ-М "исходная" являлись неполными, а представление неполных сведений является самостоятельным составом правонарушения, отклоняются. В данном случае общество самостоятельно выявило и исправило неполноту в ранее представленной в ПФР отчетности, что в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктов 37, 39 Инструкции N 766н исключает ответственность страхователя.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 июня 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2018 года по делу N А72-5026/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Г. Филиппова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.