Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-15670/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А40-34660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Моспромстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-34660/2018, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-333)
по заявлению: публичного акционерного общества "Моспромстрой"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1. ГБУ МосГорБти, 2. Управление Росреестра по Москве, 3. ГУП "Метрополитен", 4. ОАО "РЖД"
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Онуприенко Е.А. по доверенности от 29.06.2018, Кейзеров К.П. по доверенности от 30.06.2018; |
от заинтересованного лица: |
Забаринова Н.С. по доверенности от 27.12.2017; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен, 2. не явился, извещен, 3. Макарова Г.А. по доверенности от 21.03.2017, 4. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2018, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований публичного акционерного общества "Моспромстрой" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 14.12.2017 N 33-5-158512/17-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке в отношении земельного участка с адресными ориентирами: Москва, ул. Шоссейная, д. 1С (кадастровый номер 77:04:0003004:25), отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание не явились представители ГБУ МосГорБти, Управление Росреестра по Москве, ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица - ГУП "Метрополитен" поддержал позицию Департамента.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проведены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств дела и материалов дела, 14.12.2017 исх. N 33-5-158512/17-(0)-1 Департамент отказал ПАО "Моспромстрой" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, Шоссейная, д. 1С, кадастровый номер 77:04:0003004:25 на основании п. 2.10.1.3 Приложения N 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", отказал заявителю в предоставления государственной услуги.
При этом Департамент исходил из того, что в соответствии с актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 05.12.2014 N 9044241 в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003004:25 выявлены незаконно размещенные объекты недвижимости.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Административный регламент").
В соответствии с пунктом 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) строение, сооружение тли иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Порядок выявления и пресечения фактов незаконного размещения объектов недвижимости регламентирован постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Материалами дела установлено, что в рамках Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного размещения объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом был получен Акт Госинспекции по недвижимости от 05.12.2014 N 9044241/п, в соответствии с которым подтвержден факт наличия незаконно размещенного объекта на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. 1С - пристройка к зданию по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. 1С, стр. 1.
Наличие на рассматриваемом земельном участке указанного незаконно размещенного объекта также подтверждено письмом Госинспекции по недвижимости от 30.08.2017 N ГИН-ИСХ-20402/17.
Пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Материалами дела установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003004:25 частично расположен в границах территории, предоставленной ГУП "Московский метрополитен" по договору аренды для строительства объектов метрополитена.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (часть 2, статьи 4) город Москва, как субъект Российской Федерации распоряжается земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, либо земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003004:25 частично расположен в полосе отвода железной дороги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанной нормой федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 4.1. Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является, наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Соответственно основание для отказа в оказании государственной услуги при наличии акта Госинспекции о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, прямо предусмотрено в законе города Москвы N 48 (подпункт 3 пункт 5 статья 4.1.).
Право отказывать на этом основании в оказании государственной услуги делегированы городу Москве федеральным законодательством (статья 39.15 и 39.16 ЗК РФ).
Как правомерно указано судом, в случае предоставления запрашиваемой государственной услуги, Департамент нарушил бы как федеральное, так и законодательство субъект, в частности Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", в связи с чем, оспариваемый отказ от 14.12.2017 N 33-5-158512/17-(0)-1 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в статье 72 ЗК РФ, указывается, что за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации юридическими лицами в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти города Москвы осуществляется муниципальный земельный контроль.
Статья 71.2 ЗК РФ устанавливает, что в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля (надзора), проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными и другими методами.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушения земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП (далее - Положение) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим земельный контроль за использованием земель находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена в целях предотвращения и пресечения незаконного использования указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 4.2.3. Положения, Госинспекция, проводит плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно пункту 7 Положения, Госинспекция осуществляет контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также незаконного размещенных объектов недвижимости.
Таким образом, Акт Госинспекции представляет собой официальный документ, в котором фиксируются результаты обследования земельного участка, проведенного должностными лицами в рамках предоставленных указанным лицам полномочий.
Департамент не уполномочен давать правовую оценку акту Госинспекции и ставить под сомнение изложенные в ней выводы.
Актом Госинспекции N 9044241/п от 05.12.2014, а также актом Госинспекции N 9043853/1 от 29.12.2017 подтвержден факт наличия незаконно размещенного объекта на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, 1С - пристройка к одноэтажному зданию по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, 1С, стр. 1.
Ранее земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, 1С, площадью 5300 кв.м. на основании договора аренды от 12.09.2000 N М-04-504288 ЗАО "Моспромстрой" для эксплуатации зданий под складирование строительных материалов (в настоящее время договор не действует).
На земельном участке на момент заключения указанного договора аренды располагалось одноэтажное здание площадью 731,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о внесении в реестр собственности на территории города Москвы N А-0002622 дата регистрации 21.08.1996, а также выпиской из паспорта БТИ N 04-4076/29 от 09.12.1993.
Согласно ситуационного плана земельного участка (приложение N 2 к договору аренды N М-04-504288), а также плану земельного участка Государственного бюджетного учреждения МосгорБТИ от 03.10.2002, с торцевой стороны здания расположен навес площадью около 150 кв. м.
При этом в настоящее время на земельном участке расположено одноэтажное здание с адресным ориентиром: ул. Шоссейная, вл. 1С, стр. 1, площадью 856 кв. м. Право собственности на данное здание зарегистрировано за ЗАО "Моспромстрой" запись в ЕГРП от 15.02.2007 N 77-77-12/001/2007-401.
В результате застройки пространства под навесом площадь здания изменилась с 731,9 кв. м до 856 кв. м. Пристроены к зданию: помещение I, комнаты 1, 2, 5, 6. Таким образом, площадь самовольно возведенной пристройки (помещений) составляет 125, 9 кв. м.
Вместе с тем, земельный участок для целей проектирования и строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось.
Кроме того, произведенная государственная регистрация права собственности на здание, сама по себе не свидетельствует о законности возведения здания, в связи, с чем не может быть рассмотрена в качестве единственного доказательства наличия у Заявителя исключительного права на предоставления земельного участка, занятого этим зданием.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Вместе с тем, поскольку право собственности у заявителя на его помещения в самовольно возведенном строение зарегистрировано не на основании решения суда в порядке пункта 3 статьи 222 ГК РФ, как того требует законодательство, следовательно, это означает, что фактически право собственности на его помещения у него не возникло, и, соответственно, не возникло право собственности на предоставление ему земельного участка, занятого его помещениями в строении.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, в соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Таким образом, предоставить земельный участок под эксплуатацию самовольного объекта не представляется возможным, поскольку это противоречит требованиям статьи 39.15, 39.16, 39.20 ЗК РФ, а также подпункта 4 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 48 города Москвы.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявления ПАО "Моспромстрой" не имеется, отказ осуществлен правомерно в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель не доказал факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также не указал, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ Департамента не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, принят в пределах компетенции и полномочий Департамента, следовательно совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения отсутствует, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-34660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34660/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-15670/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МОСПРОМСТРОЙ"
Ответчик: ДГИ, ДГИ Москвы
Третье лицо: Автозаводское территориальное бюро технической инвентаризации, ГБУ МосГорБТИ, ГУП "Московский метрополитен", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА", ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", Управление Росреестра, Управление Росреестра по г. Москве