г. Хабаровск |
|
27 июля 2018 г. |
А73-3482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ООО "Золото "Керби": Кучеренко В.А., представителя по доверенности от 04.06.2018;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Золото "Керби"
на решение от 25.05.2018 по делу N А73-3482/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золото "Керби"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании недействительными приказа и заключения экспертной комиссии
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Золото "Керби" (ИНН 2721227298, ОГРН 1162724084071; далее - общество, ООО "Золото "Керби") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 01.02.2018 N 51П, а также о признании незаконным и необоснованным заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов; об обязании управления принять проект освоения лесов, подготовленный обществом, и выдать положительное заключение проекта освоения лесов лесного участка площадью 16,5 га с кадастровым номером 27:12:0000000:48 в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых на территории Кербинского лесничества (в кварталах и выделах).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс").
Решением суда от 25.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Золото "Керби" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований заявитель указывает на возможность одновременного совместного многоцелевого использования спорного лесного участка с ООО "Ресурс".
Управление и ООО "Ресурс" в отзывах на жалобу выразили несогласие с изложенными в ней доводами.
В судебном заседании второй инстанции представитель ООО "Золото "Керби" на своих требованиях настаивал.
В судебное заседание апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей не обеспечили; управлением заявлено ходатайство о рассмотрении спора без его участия.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзывов, заслушав пояснения представителя ООО "Золото "Керби", апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 N утверждено отрицательное заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 163, 5 га, переданного в аренду по договору от 07.09.2017 N 143- 237/2017 ООО "Золото "Керби" для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Не согласившись с данным приказом и заключением, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из отсутствия совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводом суда.
В силу пункта 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Частью 2 статьи 43 ЛК РФ установлено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Общие требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ, утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее по тексту - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Пунктами 3, 7 Порядка установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов.
Указанным Порядком предусмотрено, что экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10).
В пункте 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 той же статьи ЛК РФ).
При этом системное толкование норм законодательства показывает, что положения статьи 25 ЛК РФ допускают многоцелевое одновременное использование лесов только в том случае, когда такое использование возможно.
Как следует из пункта 13 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 515 от 27.12.2010 "Об утверждении Порядка использования лесой для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых" на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. Право собственности на древесину, которая будет получена при использовании лесов заявителем, принадлежит Российской Федерации (пункт 14).
Из материалов дела усматривается, что при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка 163,5 га, переданного в аренду по договору от 07.09.2017 N 143-237/2017 ООО "Золото "Керби", установлено, что представленные материалы по содержанию и объему не соответствуют требованиям приказов Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 и Минприроды России от 26.09.2016 N 496.
Так, в соответствии с проектом освоения лесов, обществом в Кербинском участковом лесничестве в кварталах N 182 [выделы 12, 13], 223 [выделы 6 (часть), 40 (часть)] запроектирована разработка карьера, в квартале N 223 [выделы 41 (часть), 54 (часть)] запроектировано строительство площадки для разворота пожарной техники на период 2018- 2020 годы на общей площади 69,57 га с вырубкой лесных насаждений в объеме 2383,7 куб.м (ликвидный запас 2023,8 куб.м ).
Вместе с тем, ООО "Ресурс", осуществляющим заготовку по договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 0109/2008, подана лесная декларация от 23.01.2018 N7/2018 для заготовки древесины в квартале N 182 [выделы 12, 13] и строительства лесовозного уса в квартале N 223 [выделы 6, 40, 41, 54] на территории Кербинского участкового лесничества в 2018 году.
При этом заготовленная ООО "Золото "Керби" древесина не может быть передана ООО "Ресурс" в силу части 2 статьи 20 ЛК РФ, пункта 14 Приказа N 515.
Кроме этого, проект ООО "Золото "Керби" не предусматривает никаких положений, указывающих на то, что право на осуществление заготовки древесины ООО "Ресурс" может быть им реализовано одновременно с заявителем, на что и было указано экспертной комиссией.
Таким образом, поскольку характеры деятельности общества в проекте и ООО "Ресурс" относятся к разным видам использования лесов, но предполагают одни и те же виды работ (рубка лесных насаждений, создание объектов инфраструктуры), то положения проекта заявителя порождают невозможность одновременного ведения деятельности заявителя и ООО "Ресурс".
При таких обстоятельствах, доводы апеллянта о возможном одновременном совместном использовании спорного лесного участка с ООО "Ресурс" отклоняются апелляционной коллегией.
Следовательно, арбитражный суд на законных основаниях согласился с управлением, чей приказ и заключение были предметом настоящего спора.
Учитывая вышеизложенное, оснований для изменения или отмены судебного решения у второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2018 по делу N А73-3482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Золото "Керби" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.06.2018 N 712, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.