г. Киров |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А29-17279/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Усть-Вымский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 по делу N А29-17279/2017, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску Администрации муниципального района "Усть-Вымский" (ИНН: 1116005137, ОГРН: 1021101055205)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жешартский фанерный комбинат" (ИНН: 1121025040, ОГРН: 1151101009850)
о взыскании задолженности и пени,
установил:
Администрация муниципального района "Усть-Вымский" (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жешартский фанерный комбинат" (далее - ООО "ЖФК", Общество, ответчик) о взыскании 1 369 140 рублей 40 копеек задолженности по договору аренды земельного участка N 5/06 от 01.02.2006 за период с 05.08.2015 по 28.09.2016 и 602 037 рублей 54 копеек пени за период с 28.09.2015 по 23.06.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 исковые требования Администрации удовлетворены частично. Суд взыскал с Общества в пользу Администрации 8 254 рубля 77 копеек задолженности и 3 617 рублей 32 копейки пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Администрация муниципального района "Усть-Вымский" с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что ООО "ЖФК" занимается производством фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов и является промышленным объектом. Обществу в аренду был предоставлен земельный участок для размещения и обслуживания полигона для хранения твердых древесных отходов, то есть промышленных отходов.
Администрация считает, что твердые древесные отходы, как промышленные отходы, не входят в понятие твердых бытовых отходов, следовательно, в отношении спорного участка при расчете арендной платы подлежит применению коэффициент 0,5 (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности), а не 0,3% (земельные участки, предоставленные для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в том числе полигонов).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЖФК" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ООО "ЖФК" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации муниципального образования "Усть-Вымский район" от 27.10.2005 N 607 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 01.02.2006 заключили договор аренды земельного участка N 5/06, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 11:08:0101001:2757, имеющий адресные ориентиры: Республика Коми, Усть-Вымский район, (район 23 квартала Жешартского лесничества, ФГУ "Айкинский лесхоз"), для размещения и обслуживания полигона для хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 130 000 кв.м в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью (л.д. 7-8).
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2006 (оборотная сторона л.д. 11).
В силу пунктов 2.1, 2.2 договора данный договор заключается сроком на 49 лет и действует с 01.02.2006 по 31.01.2055. Договор действует с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми.
21.04.2006 договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется отметка регистрирующего органа.
В силу пункта 3.2 договора от 01.02.2006 арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 25 числа отчетного месяца, согласно расчету (приложение N 1).
В материалы дела представлен расчет арендной платы на 2015 год, согласно которому размер годовой арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды земельного участка N 5/06 от 01.02.2006 составляет 1 194 050 рублей, в том числе по срокам оплаты за 1 квартал 2015 года (до 25.03.2015) - 298 512 рублей 50 копеек, за 2 квартал 2015 года (до 25.06.2015) - 298 512 рублей 50 копеек, за 3 квартал 2015 года (до 25.09.2015) - 298 512 рублей 50 копеек, за 4 квартал 2015 года (до 25.12.2015) - 298 512 рублей 50 копеек (л.д. 14).
Также представлен расчет арендной платы на 2016 год, исходя из которого размер годовой арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды земельного участка N 5/06 от 01.02.2006 составляет 1 194 050 рублей, арендная плата за период с 01.01.2016 по 28.09.2016 составляет 884 118 рублей 99 копеек, в том числе по срокам оплаты за 1 квартал 2016 года (до 25.03.2016) - 298 512 рублей 50 копеек, за 2 квартал 2016 года (до 25.06.2016) - 298 512 рублей 50 копеек, за 3 квартал 2016 года (до 25.09.2016) - 287 093 рубля 99 копеек (л.д. 16).
Согласно расчету истца задолженность ответчика составляет 1 369 140 рублей 40 копеек за период с 05.08.2015 по 28.09.2016.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 388 100 рублей, с применением ставки арендной платы 0,5, установленной пунктом 2.1 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением правительства Республики Коми от 01.03.2015 N 90 (далее- Порядок N 90).
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет задолженности который произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 388 100 рублей, с применением ставки арендной платы 0,3%, установленной подпунктом 8 пункта 3 Порядка N 90.
Из пояснений ответчика следует, что ООО "ЖФК" с 2012 года не осуществляет самостоятельно производственную деятельность, производственная площадка и размещенные на ней объекты переданы в пользование ООО "Жешартский ЛПК" (л.д. 105-106).
Из материалов дела следует, что 01.08.2017 между ООО "ЖФК" (арендатор) и ООО "Жешартский ЛПК" (субарендатор) заключен договор субаренды, по условиям которого арендатор обязуется передать субарендатору во временное владение и использование земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 11:08:0101001:2757, имеющий адресные ориентиры: Республика Коми, Усть-Вымский район, пгт. Жешарт (в районе 23 квартала Жешартского лесничества, ФГУ "Айкинский лесхоз"), для размещения и обслуживания полигона для хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 130 000 кв.м (л.д. 109).
В силу пункта 1.3 договора субаренды от 01.08.2017 данный договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 01.07.2018.
Земельный участок передан субарендатору по соответствующему акту приема-передачи от 01.08.2017 (л.д. 110).
Лицензируемым видом деятельности ООО "Жешартский ЛПК" является транспортирование и размещение отходов IV класса опасности, местом осуществления работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности указано - Республика Коми, Усть-Вымский район, район 23 квартала Жешарсткого лесничества, кадастровый номер земельного участка 11:08:0101001:2757 (полигон для хранения твердых бытовых отходов) (размещения), о чем свидетельствуют лицензия N 011-00032 и приложение к ней (л.д. 111-112).
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 23.05.2016 N 11.20.6.000.М.000028.05.16 удостоверяется, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которые соискатель лицензии (ООО "Жешартский ЛПК") предполагает использовать для лицензируемого вида деятельности (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 113).
Ответчиком представлены сведения о внесении полигона захоронения твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (л.д. 114-115).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок используется в качестве полигона для размещения (хранения и захоронения) отходов, и соответствует требованиям к объектам размещения отходов, установленным Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Согласно подпункту 8 пункта 3 Порядка N 90 годовая арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в размере 0,3% в отношении земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в том числе полигонов.
Согласно контррасчета ответчика размер арендной платы за 3 квартал 2015 года по 3 квартал 2016 года составляет 8 930 рублей 83 копейки (л.д. 82).
Проверив контррасчет ответчика, суд первой инстанции правильно произвел расчет задолженности по арендной плате с учетом заявленного истцом периода с 05.08.2015 по 28.09.2016, что составляет 8 254 рубля 77 копеек.
Довод Администрации о том, что расчет размера арендной платы следует производить исходя из коэффициента 0,5, установленного в отношении земельных участков для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, отклоняется апелляционным судом, поскольку на спорном земельном участке объекты, указанные в пункте 2.1 Приложения к Порядку N 90 (производственные и административные здания и т.д.) не размещены, факт использования земельного участка в качестве полигона истцом не опровергнут.
Довод истца о подписании ответчиком расчета арендной платы с 01.03.2015 которым предусмотрена ставка арендной платы - 0,5, что, по его мнению, свидетельствует о согласии Общества с данным расчетом, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно пунктам 16, 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, размер арендной платы за земельный участок должен соответствовать размеру установленному уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 5.2 договора за несвоевременное внесение арендной платы арендатор уплачивает пеню в размере 0,1% от размера просроченного платежа за каждый день просрочки.
В связи с просрочкой оплаты истцом ответчику начислены пени в сумме 602 037 рублей 54 копеек за период с 28.09.2015 по 23.06.2017.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований пени подлежат взысканию в размере 3 617 рублей 32 копеек.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 по делу N А29-17279/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Усть-Вымский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.