город Томск |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А67-9178/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (07ап-5180/2018) на решение от 11.05.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9178/2017 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664) к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041) о признании незаконным и отмене Постановления от 11.10.2017 N 128 о назначении административного наказания,
Третьи лица, (не) заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851), Департамент городского хозяйства Администрации города Томска (634050, г.Томск, ул. Московский тракт, 19/1, ОГРН 1027000908440, ИНН 7017001911),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Еремина Ю.Е., представитель по доверенности от 25.12.2017, паспорт
от заинтерсованного лица: Кин Я. А., представитель по доверенности от 01.08.2017, паспорт;
от третьего лица (Прокуратуры Томской области): Федько Павла Сергеевича представитель по доверенности от 06.03.2018, удостоверение; от третьего лица (Департамента городского хозяйства Администрации города Томска): без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене Постановления от 11.10.2017 N 128 о назначении административного наказания. Определением арбитражного суда от 20.11.2017 указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Томской области.
Определением от 04.04.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Томска, рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 03.05.2018.
Решением от 11.05.2018 (резолютивная часть объявлена судом 03.05.2018) в удовлетворении заявления ООО "Томскводоканал" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Томскводоканал", в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; не применение закона, подлежащего применению нарушения принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, просит отменить решение суда.
Административный орган, Прокуратура в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представители в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Томска на основании обращения гражданина от 09.08.2017 проведена проверка соблюдения исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при приостановлении ООО "Томскводоканал" населению г. Томска холодного водоснабжения.
В результате проведенной проверки установлено, что главным инженером ООО "Томскводоканал" 20.07.2017 утверждена Программа мероприятий по замене задвижек Д600мм-2шт, Д150мм-2шт, Д400мм-5шт по адресам: ул. Артема - ул. Косарева, ул. Киевская - ул. Елизаровых, ул. Елизаровых - ул. Шевченко, ул. Кулагина - пер. Фруктовый, при этом данной программой срок производства работ установлен с 00:30 часов 09.08.2017 до 06:00 часов 10.08.2017, что послужило причиной перерыва холодного водоснабжения населения г. Томска на период, превышающий нормативно установленный.
В период времени с 00:30 часов 09.08.2017 до 03:25 часов 10.08.2017 ООО "Томскводоканал" проводились работы по замене задвижек Д600мм-2шт, Д150мм-2шт, Д400мм-5шт по адресам: ул. Артема - ул. Косарева, ул. Киевская - ул. Елизаровых, ул. Елизаровых - ул. Шевченко, ул. Кулагина - пер. Фруктовый.
В 00:30 часов 09.08.2017 водоснабжение населения частично в Кировском и Советском районах г. Томска было полностью отключено, в 03:25 часов 10.08.2017 включено (согласно журналу работ). При этом выход на режим (нормативное водоснабжение) был восстановлен к 06:00 часам 10.08.2017.
По результатам проведенной проверки 13.09.2017 заместителем прокурора г. Томска в присутствии представителя заявителя вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, и дело было направлено для рассмотрения по существу в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, возбужденного на основании Постановления заместителя прокурора г. Томска от 13.09.2017, должностным лицом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области заместителем начальника Департамента в присутствии представителя Общества вынесено Постановление N 128 о назначении административного наказания от 11.10.2017, согласно которому ООО "Томскводоканал" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, на заявителя наложен административный штраф в размере 5 000 руб. за нарушение последним правил предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение).
Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке. Признание незаконным и отмена Постановления N 128 о назначении административного наказания от 11.10.2017, является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, доказанности состава вменяемого административного правонарушения. Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явился установленный Департаментом факт нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно отсутствие водоснабжения частично в Кировском и Советском районах г. Томска было полностью отключено, в 03:25 часов 10.08.2017 включено (согласно журналу работ), при этом выход на режим (нормативное водоснабжение) был восстановлен к 06:00 часам 10.08.2017.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, отклоняет доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Целью установления административной ответственности по указанной статье является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, установив факт необеспечения ООО "Томскводоканал" требований непрерывности оказания услуг по холодному водоснабжению населения в Кировском и Советском районах г. Томска в период с 00:30 часов 09.08.2017 по 03:25 часов 10.08.2017 (более 24 часов), что повлекло нарушение прав граждан, поскольку длительность фактического перерыва холодного водоснабжения превысила допустимую продолжительность перерыва, предусмотренную Правилами N 354, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления ООО "Томскводоканал" работ в пределах допустимой продолжительности перерыва холодного водоснабжения, пришел к правомерному выводу о том, что ООО "Томскводоканал", являясь ресурсоснабжающей организацией и осуществляя деятельность в сфере холодного водоснабжения, в том числе, в отношении жилых домов в Кировском и Советском районах г. Томска, не обеспечило бесперебойную, надежную и эффективную услугу холодного водоснабжения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей. 7.23 КоАП РФ.
Доводы ООО "Томскводоканал" об ошибочном применении судом закона по ана-
логии, не применение закона подлежащего применению, в частности ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на отсутствие возможности производства работ в более короткие сроки, непредставление административным органом доказательств, свидетельствующих о возможности осуществлении работ в пределах допустимой продолжительности холодного водоснабжения, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что в рассматриваемом споре услуги по водоснабжению (подача холодной воды), оказывались граждан, следовательно, отношения сторон, как правомерно указал суд первой инстанции, подлежали регулированию Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N354).
Правила N 354 являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с Правилами N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (под. "а" пункта 33); предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению-круглосуточно в течение отопительного периода), т.е. бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354 (под. "в", "г", "д" пункта 3).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по холодному водоснабжению - бесперебойное, круглосуточное в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
В силу пунктов 2.10.1, 2.10.13, 2.10.21, 2.10.23 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, являющиеся обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм, утверждены Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 предусмотрено, что предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой, которая по своему качеству, должна отвечать требованиям стандартов.
Дополнительное профилактическое обслуживание проводится при разработке и реализации мероприятий по обеспечению бесперебойности водоснабжения и устранению "узких мест" в системе подачи и распределения воды, в том числе и по замене устаревших типов и конструкций арматуры, а также мероприятий по предотвращению загрязнения воды в процессе ее транспортирования по водоводам и линиям сети. Планы мероприятий разрабатываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства с привлечением, в необходимых случаях, специализированных организаций и представляются для утверждения в органы местного самоуправления. В качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение требований СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
При локализации аварии допускается прекращение подачи воды населению численностью до 1000 человек. В случае большей численности населения, обслуживаемого отключенными участками сети, а также при длительности ликвидации аварии более 24 часов должно быть организовано альтернативное (временное) водоснабжение.
В случае возникновения аварии на водопроводной сети ее ликвидация должна быть осуществлена в сроки, установленные СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". При этом под аварией на водопроводной сети понимается повреждение трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территорий.
Расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения установлено в пункте 11. 4 (таблица 25) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", при локализации аварии на водопроводной при численности жителей более 50 000 человек допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30 % расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток, перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут; согласно пункту 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. с изменением N 1" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25; для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.
Таким образом, проведение ООО "Томскводоканал" работ по замене задвижек Д600мм-2шт, Д150мм-2шт, Д400мм-5шт по адресам: ул. Артема - ул. Косарева, ул. Киев- 12 ская - ул. Елизаровых, ул. Елизаровых - ул. Шевченко, ул. Кулагина - пер. Фруктовый в г.Томске в период с 00:30 часов 09.08.2017 по 03:25 часов 10.08.2017 (более 24 часов) превысило нормативно установленный предел и режим обеспечения водоснабжением, что свидетельствует о необеспечения ООО "Томскводоканал" требований непрерывности оказания услуг по холодному водоснабжению населению в Кировском и Советском районах г. Томска, и повлекло нарушение прав граждан.
Отклоняя доводы Общества об установлении Программы мероприятий по замене задвижек Департаментом городского хозяйства Администрации г.Томска иных сроков продолжительности работ, суд правомерно исходил из того, что как следует из п.п. 5,7 п.3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей; проведения планово-предупредительного ремонта; организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Программа нормативным правовым актом не является.
Положения Федерального Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части статьи 21, регламентирующей порядок временного прекращения или ограничений водоснабжения, не могут толковаться как допускающие превышения сроков отключения у потребителей холодного водоснабжения, установленных Правилами N 354.
Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее обеспечение коммунальной услуги холодного водоснабжения.
Ссылаясь на нарушение судом презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не указывает, какие меры, зависящие от Общества, им были приняты для недопущения вмененного правонарушения в отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также, об отсутствии у Общества объективной возможности для их соблюдения.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован судом, с учетом имеющихся доказательств и критериев их относимости, допустимости и достоверности, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, вина Общества во вменяемом правонарушении признана доказанной.
Нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении Общества, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного штрафа соответствует санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда по настоящему делу и оценкой представленных доказательств. Вместе с тем, все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства судом выявлены и исследованы, нормы права судом применены правильно к установленным обстоятельствам, выводы сделаны на основе надлежащей оценки всех материалов дела. Нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Томскводоканал" и отмены обжалуемого судебного акта не имеется. При обжаловании судебных актов по настоящему делу применяется порядок, предусмотренный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, пунктом 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9178/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9178/2017
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА, ПРОКУРАТУРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ