г. Челябинск |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А47-1004/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04 мая 2018 г. по делу N А47-1004/2018 (судья Федорова С.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная" (далее - заявитель, ООО "УК "Промышленная", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ответчик, ГЖИ по Оренбургской области) от 14.12.2017 N ПР-3797.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Компаниец О.Г., являющаяся собственником жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 93.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2018 (резолютивная часть объявлена 23.04.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Промышленная" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
По мнению заявителя, предложения по вопросам содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга были подготовлены и размещены на сайте в сети Интернет (reformagkh.ru, ГИС ЖКХ), в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N731, а именно информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг на 2016-2017 года. Указанная информация доступна неопределенному кругу лиц. Планы работ на 2016-2017 года обсуждались с Председателем Совета многоквартирного дома. В мае 2017 года собственники знакомились с планами работ на 2017 год, в связи с чем, был составлен акт от 31.05.2017. Размер платы был утвержден протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга от 16.06.2016 N1. Пунктом 5 указанного протокола предусмотрено установление платы по статье "Управление, содержание и текущий ремонт" в размере 20,64 руб./кв.м. (не включая размер платы по вывозу и складированию бытовых отходов и платы за услуги по техническому содержанию и обслуживанию лифтов, устанавливаемые по тарифам обслуживающих организаций). Договора со специализированными организациями управляющей организацией заключены, услуги оказаны в полном объеме, оплата произведена. Установление платы за содержание и ремонт общего имущества в виде структурированного перечня услуг не противоречит действующему законодательству, начисление платы отдельной строкой не нарушает права и интересы собственников. Возложение на управляющую организацию обязанность изменить ранее заключенный договор является понуждением к заключению договора на иных условиях, что противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126, Постановление Арбитражного Суда Уральского округа от 15.12.2017 по делу N А76-3786/2017.
До начала судебного заседания от ГЖИ по Оренбургской области и Компаниец О.Г. поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 15.11.2017 N 3797 ГЖИ по Оренбургской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Промышленная" в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании обращения собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Оренбург, ул. Ткачева, д. 93 (вх. N 5749 от 18.10.2017).
По результатам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.12.2017 N А-3797 и выдано предписание от 14.12.2017 N ПР-3797.
Из материалов проверки и оспариваемого предписания следует, что заявителю вменяется несоблюдение лицензионных требований, установленных подпунктом "б" пунктом 3 Положения N 1110, а именно, выявлены следующие нарушения
- не подготовка предложений по вопросам общего имущества в многоквартирном доме N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга для их рассмотрения общим собранием собственников помещений на 2016, 2017 годы, в том числе перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; расчету и обоснованию финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ с указанием источников покрытия таких потребностей;
- начисление стоимости работ (услуг) по вывозу твердых бытовых отходов и работ, выполняемых в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в доме, дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения.
Оспариваемым предписанием заявителю предписывается:
-обеспечить подготовку предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений (перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имуществ многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей), обосновывающих применяемый в настоящее время размер платы за жилое помещение (20,64 руб./кв.м.);
-произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения всем собственникам помещений в многоквартирном доме N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга, исходя из размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений (20,64 руб./кв.м.) за период с июля 2016 года, с учетом положений части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
Полагая, что выданное предписание не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству и отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, собственниками помещений в многоквартирном доме N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга избран способ управления - управляющая организация.
ООО "УК "Промышленная" осуществляет управление многоквартирным домом N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2016.
Статьей 4 Жилищного кодекса установлено, что правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, Правила N 491).
Согласно пункту 31 названных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
На основании пункта 35 Правил N 491 указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 45 Жилищного кодекса устанавливает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 47 Жилищного кодекса в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В соответствии с пунктом 1, 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности; подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов; организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе: уведомление собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании; подготовка форм документов, необходимых для регистрации участников собрания; подготовка помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания; документальное оформление решений, принятых собранием; доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании. Порядок формирования и утверждения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определён в разделе 3 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N416).
В соответствии с пунктами 5-8 названных Правил N 416, нарушение которых вменено заявителю, проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников (пункт 5).
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций (пункт 6).
В перечень услуг и работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в минимальный перечень (пункт 7). Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 8).
Кроме того, обязанность по установлению размера платы возложена на обе стороны договорных отношений:
- управляющая компания обязана подготовить предложение о перечне работ и размере платы, для целей дальнейшего их утверждения на общем собрании собственников помещений (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса);
- собственники помещений в многоквартирном доме обязаны с учетом предложений управляющей организации определить (утвердить на общем собрании) перечень, объем работ и размер платы (пункт 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В пунктах 2.1.10, 2.1.12 договора управления от 01.07.2016 закреплены полномочия ООО "УК "Промышленная":
- подготовка предложений Собственникам по проведению дополнительных работ по содержанию и текущему ремонту и расчет расходов на их проведение;
- подготовка экономических расчетов по планируемым работам и/или услугам, касающимся содержания, текущего и капитального ремонта, модернизации, приращения и реконструкции общего имущества.
В приложении N 2 к договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 93, отсутствуют сведения об объемах, стоимости, периодичности и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе конкретные виды работ.
Согласно пояснениям общества (письмо от 23.11.2017 исх. N 279), направленным в ходе проведения проверки ГЖИ по Оренбургской области, перечни услуг и работ на 2016, 2017 годы размещены на сайтах www.reformagkh.ru, ГИС ЖКХ в сети Интернет по согласованию с председателем совета МКД, также разработан план работ на 2017 год с указанием периода выполнения. Однако вышеуказанные перечни не были утверждены общим собранием собственников помещений.
Как правомерно, отмечено судом представленные обществом планы работ на 2016, 2017 годы не имеют правового значения, поскольку не являются перечнем услуг и работ в смысле положений раздела III Правил N 416, пункта 35 Правил N 491, ввиду того, что не утверждены решением общего собрания собственников помещений.
Кроме того, факт размещения сведений о перечне услуг и работ в сети Интернет рамках раскрытия информации (пункт 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса, Правила N 731), в том числе по согласованию с председателем совета многоквартирном доме, не подменяет обязанность управляющей организации выполнять стандарт подготовки предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять проект перечня услуг и работ для утверждения собственникам помещений в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 4, пункты 5-8 Правил N 416). В связи, с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению
В соответствии с частью 7 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следует также отметить, что 13.03.2018 мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области было вынесено постановление по делу N 5-4-82-18 в отношении ООО "УК "Промышленная" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3, ввиду неустранения нарушений лицензионных требований, установленных в предписании Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 14.12.2017 N ПР-3797.
В указанном судебном акте установлено, что соблюдение обществом требований в части разработки перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга на 2016-2017 годы документально не подтверждено. Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области по делу N 5- 4-82-18 вступило в законную силу 29.03.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для суда, рассматривающего дело, преюдициальное значение имеют обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу решением суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обществом были нарушены требования части 7 статьи 156 Жилищного кодекса, подпункта "в" пункта 4, пунктов 5-8 Правил N 416 ввиду не подготовки предложений по вопросам общего имущества в многоквартирном доме N93 по ул. Ткачева г. Оренбурга для их рассмотрения общим собранием собственников помещений на 2016-2017 годы, в том числе перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; расчету и обоснованию финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ с указанием источников покрытия таких потребностей.
В соответствии с частью 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок и обязательные требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения установлены статьями 156, 161 Жилищного кодекса, пунктами 11.1, 32, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпунктов "в" пункта 4, пунктами 5-8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса (в редакции до 01.01.2017) в плату за содержание жилого помещения, включается плата за услуги, работы:
- по управлению многоквартирным домом;
- за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и текущий ремонт был утвержден протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 93 по ул. Ткачева г. Оренбурга от 16.06.2016 N 1.
Пунктом 5 указанного протокола предусмотрено установление платы по статье "Управление, содержание и текущий ремонт" в размере 20,64 руб./кв.м. (не включая размер платы по вывозу и складированию бытовых отходов и платы за услуги по техническому содержанию и обслуживанию лифтов, устанавливаемые по тарифам обслуживающих организаций).
Таким образом, собственниками было принято решение о выведении размера платы по вывозу и складированию бытовых отходов и платы за услуги по техническому содержанию и обслуживанию лифтов из состава размера платы по статье "Содержание и текущий ремонт".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, пунктом 26 Минимального перечня сбор и вывоз ТБО является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, соответственно стоимость услуг по вывозу ТБО включается в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно подпункту "3" пункта 11 Правил N 491, пункту 22 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта являются обязательными в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и должны быть включены в состав платы за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирного дома.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 N 924/пр.
Согласно рекомендованной форме в платежном документе должен быть представлен детализированный расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, а именно перечислены виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и виды коммунальных услуг.
Выделение в платежном документе отдельной строкой стоимости конкретных работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не противоречит действующему законодательству, при этом предъявляемая плата не должна превышать размер утвержденный собственниками помещений.
Вместе с тем, управляющая организация, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме применяла плату за содержание жилого помещения в размере, установленном в одностороннем порядке, ссылаясь на изменение тарифов обслуживающими организациями за услуги: вывоз и складирование бытовых отходов; техническое содержанию и обслуживание лифтов.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Поскольку управляющая компания является профессиональным участником данных правоотношений, имеющим лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то в соответствии со стандартами и порядком осуществления этой деятельности, именно на ней лежит обязанность по соблюдению данных норм.
Собственникам жилых помещений указанными выше нормами права предоставлено право лишь определять размер платы за содержание жилого помещения, а не устанавливать новые правила по включению или исключению услуг из числа обязательных услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в постановлении мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области от 13.03.2018 по делу N 5-4-82-18 13.03.2018 было установлено, что ООО "УК "Промышленная" был зафиксирован самостоятельный характер платежей за услуги: вывоз и складирование бытовых отходов; техническое содержанию и обслуживание лифтов, ввиду определения платы за указанные услуги дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения, что противоречит нормам жилищного законодательства и правоприменительной практике.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга Оренбургской области по делу N 5- 4-82-18 вступило в законную силу 29.03.2018.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работы по вывозу и складированию бытовых отходов и услуги по техническому содержанию и обслуживанию лифтов в многоквартирном доме являются обязательными в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и должны быть включены в состав платы за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на наличие заключенных договоров со специализированными организациями, отсутствие утвержденных тарифов на обращение с отходами отклоняются, так как не связаны с предметом проверки и не исключают обязанность управляющей организации по соблюдению императивных норм, установленных жилищным законодательством.
Доводы заявителя о том, что выполнение требований предписания повлечет причинение заявителю необоснованного материального ущерба правомерно не приняты во внимание судом, поскольку расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения производился заявителем в нарушение действующих норм жилищного законодательства, в связи с чем, требования по устранению допущенных нарушений предъявлены ГЖИ законно и обосновано.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса, в соответствии с части 3 которой, к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание об устранении нарушений выдается только в случае выявления нарушения в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.
В предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятную формулировку способа устранения нарушений, содержит срок исполнения. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.
Предписание инспекции содержит ссылку на нормы действующего жилищного законодательства, которые нарушены, а также указаны конкретные действия общества, необходимые для устранения выявленного нарушения действующего законодательства.
Из вышеизложенного следует, что выданное инспекцией предписание законно, обоснованно и исполнимо.
Ссылка на судебную практику по иным делам отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушения единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
Иные доводы, приводимые заявителем, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответствие оспоренного ненормативного акта закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании его недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого предписания от 14.12.2017 N ПР-3797 судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04 мая 2018 г. по делу N А47-1004/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Промышленная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.