г. Пермь |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А60-16692/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (ИНН 6670419285, ОГРН 1146670003952): Мусальникова А.В., паспорт, доверенность N УФО/9 от 03 мая 2018 года; Лютин А.А., паспорт, доверенность N 8 от 15 августа 2017 года;
от заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения государственный центр агрохимической службы "Свердловский" (ОГРН 1026605249956; ИНН 6661000730): Тощев В.В., паспорт, приказ N 5к от 13 января 2000 года; дополнительное соглашение к трудовому договору от 20 февраля 2018 года,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения государственный центр агрохимической службы "Свердловский"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 июня 2018 года
по делу N А60-16692/2018,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (ИНН 6670419285, ОГРН 1146670003952)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению государственный
центр агрохимической службы "Свердловский" (ОГРН 1026605249956; ИНН
6661000730)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения государственный центр агрохимической службы "Свердловский" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.06.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано. Учреждение освобождено от административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду малозначительности административного правонарушения, суд ограничился устным замечанием.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Федеральной службы по аккредитации от 03.11.2017 N П-6048 "О проведении процедуры подтверждения компетентности и расширения области аккредитации Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский" (испытательная лаборатория)" (далее - Приказ Федеральной службы по аккредитации от 03.11.2017 N П-6048) и Приказа Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу от 26.12.2017 N УФО/135 "О проведении выездной оценки Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский" (испытательная лаборатория)" (далее - Приказ Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу от 26.12.2017 N УФО/135) в период с 9 января по 10 января 2018 года была проведена выездная оценка Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский", аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, аттестат аккредитации N РОСС.RU.0001.515963 (далее - аккредитованное лицо) с целью подтверждения соответствия аккредитованной испытательной лаборатории Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский" критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении критериев аккредитации перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - критерии аккредитации), согласно программе выездной оценки соответствия Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский", утвержденной приказом Федеральной службы по аккредитации от 03.11.2017 N П-6048 (далее - программа выездной оценки соответствия Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский").
По результатам рассмотрения материалов, полученных сотрудником Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу Романчук О.Е. в ходе выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, Управлением Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу установлен факт нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением государственным центром агрохимической службы "Свердловский" требований законодательства Российской Федерации, установленных пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", совершенного Федеральным государственным бюджетным учреждением государственным центром агрохимической службы "Свердловский" в момент выдачи аккредитованным лицом заказчику испытаний ИП Гарбунова Айтан Мойланверди кызы (далее - заказчик) протокола испытаний от 15.12.2017 N 1673 в целях подтверждения соответствия зелени свежей (укроп свежий, петрушка свежая, кинза, лук зеленый свежий) требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС 021/2011).
20.03.2018 в отношении заинтересованного лица составлен протокол N 33/2018 об административном правонарушении по ст. 14.48 КоАП РФ.
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов, полученных сотрудником Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу Романчук О.Е. в ходе выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, Управлением Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу установлен факт нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением государственным центром агрохимической службы "Свердловский" требований законодательства Российской Федерации, установленных пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", совершенного Федеральным государственным бюджетным учреждением государственным центром агрохимической службы "Свердловский" в момент выдачи аккредитованным лицом заказчику испытаний ИП Панов Сергей Иванович (далее - заказчик) протокола испытаний от 21.11.2017 N 1477 в целях подтверждения соответствия свеклы столовой свежей требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС 021/2011).
20.03.2018 в отношении заинтересованного лица составлен протокол N 22/2018 об административном правонарушении по ст. 14.48 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения государственный центр агрохимической службы "Свердловский" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены заявителем в арбитражный суд.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела в действиях общества установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.48 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами о малозначительном характере правонарушения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанной вину общества в совершении правонарушения и признает обоснованными выводы суда о наличии состава вменяемого административного правонарушения в его действиях.
Согласно ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Как следует из статьи 4 Закона N 412-ФЗ, аттестат аккредитации - это документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации. В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 412-ФЗ неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации. Утвержденная приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 295 "Об утверждении формы аттестата аккредитации" форма аттестата аккредитации предусматривает в качестве одного из обязательных для заполнения полей приложения к аттестату аккредитации - документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений применительно к определяемым характеристикам объекта испытаний на соответствие требованиям документов, устанавливающим требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона N 412-ФЗ, аккредитованные лица вправе осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации; аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия; аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
Статьей 31 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно статье 42 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Статьей 23 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011, определено, что при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ в отношении аккредитованных лиц установлена обязанность соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
В силу части 7 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Согласно пункту 23 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, для испытательных лабораторий требуется наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
В соответствии с пунктом 23.1 критериев аккредитации руководство по качеству должно устанавливать область применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации, а также на места осуществления временных работ.
Пунктом 17 критериев аккредитации установлена обязанность лаборатории соблюдать в деятельности требования системы менеджмента качества, установленные в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.
Пунктом 1.1 руководства по качеству испытательной лаборатории ФГБУ ГЦАС "Свердловский", утвержденного директором ФГБУ ГЦАС "Свердловский" Тощевым В.В. 19.06.2017, актуального на дату выдачи протокола испытаний от 21.12.2017 (далее - руководство по качеству), регламентировано, что руководство по качеству является документом, определяющим систему менеджмента качества Испытательной лаборатории Федерального бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский".
Согласно пункту 1.2 руководства по качеству установлено, что руководство по качеству устанавливает методы и процедуры обеспечения качества всех видов работ, выполняемых Испытательной лабораторией по анализу почв, агрохимикатов, кормов, сельскохозяйственной и пищевой продукции, в области, закрепленной аттестатом аккредитации.
Федеральное государственное бюджетное учреждение государственного центра агрохимической службы "Свердловский" аккредитовано в качестве испытательной лаборатории и имеет аттестат аккредитации N POCC.RU.0001.515963.
По результатам проведенных работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации Федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Свердловский" были выданы протокол испытаний от 15.12.2017 N 1673, от 21.11.2017 N 1477, в которых в пункте "Примечание: Результаты испытаний" содержатся методики испытаний ГОСТ 32161-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Метод определения содержания цезия Cs-137" и ГОСТ 32163-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Метод определения содержания стронция Sr-90".
В соответствии с приложением к аттестату аккредитации N РОСС RU.ООО 1.515963 Федеральное государственное бюджетное учреждение государственного центра агрохимической службы "Свердловский" на момент выдачи протоколов испытаний от 21.11.2017 N 1477, от 15.12.2017 N 1673 не имело аккредитации в национальной системе аккредитации в части проведения испытаний показателя "Цезий-137" по ГОСТ 32161-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Метод определения содержания цезия Cs-137" и в части проведения испытаний показателя "Стронций-90" по ГОСТ 32163-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Метод определения содержания стронция Sr-90".
Вместе с тем, в отсутствие аккредитации в национальной системе аккредитации в части проведения работ по вышеуказанным методикам измерений Учреждение ссылается на аккредитацию в национальной системе аккредитации, поскольку протоколы испытаний от 21.11.2017 N 1477, от 15.12.2017 N 1673 содержат в себе ссылку на аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.515963, что свидетельствует о нарушении аккредитованным лицом требований критериев аккредитации и представлении недостоверных результатов исследований (испытаний), указанных в протоколах испытаний от 21.11.2017 N 1477, от 15.12.2017 N 1673.
Таким образом, в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.48 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" даны разъяснения о том, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств приходит к выводу о том, что административным органом доказано отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих учреждению соблюдать нормативно установленные требования при осуществлении деятельности испытательной лабораторией.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.48 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено, учреждению обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Заявление административного органа о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ рассмотрено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель в апелляционной жалобе оспаривает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для освобождения учреждения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Признавая вменяемое учреждению деяние малозначительным по характеру, суд первой инстанции указал, что ранее учреждение к ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, учел, что правонарушение не причинило вреда общественным отношениям и не привело к ущербу жизни и здоровью граждан.
Поддерживая соответствующие выводы суда первой инстанции, апелляционный суд принимает во внимание обстоятельства того, что использование методики испытаний по ГОСТ 32163-2013 и ГОСТ 32161-2013 не имело никаких негативных последствий для заказчика, не нарушили охраняемых общественных интересов, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушений охраняемых общественных правоотношений. Доказательств обратного заявителем в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оценка судом правонарушения как малозначительного соответствует требованиям законодательства, правовой позиции, изложенной в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, установленным судом фактическим обстоятельствам.
Доводы административного органа об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным апелляционным судом отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о привлечении общества к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 июня 2018 года по делу N А60-16692/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.