26 июля 2018 г. |
Дело N А83-2880/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 июля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года по делу N А83-2880/2018 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ул. Киевская, 1-А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053; ул. Гурзуфская, 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) об оспаривании постановления Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (ул. Самокиша, 30, г. Симферополь, Республика Крым, 295011) о привлечении к административной ответственности, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000),
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - предприятие, ГУП РК "Вода Крыма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N 5/4 от 30.01.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года в удовлетворении заявления Предприятия было отказано.
Не согласившись с принятым решением, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Также, апеллянт указывает на то, что административный орган неправомерно привлек юридическое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым", оспариваемое постановление не соответствует требованиям ст. 29.10. КоАП РФ.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Административная комиссия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом; отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление участников судебного разбирательства, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения суда от 05 июня 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в ответ на заявление ГУП Республики Крым "Вода Крыма" от 11.09.2017, Департаментом административно-технического контроля Администрации города Симферополя 12.09.2017 был выдан ордер N 408/25-02/03-16 на проведение работ по адресу: ул. 1-й Конной Армии, 11-13 (зеленая зона), г. Симферополь, для производства аварийно-восстановительных работ на сети водоснабжения города. Из вышеуказанного ордера следует, что по окончании работ, в срок до 15.09.2017, Предприятие обязалось восстановить тротуар - газон - проезжую часть улицы - дворовую территорию - асфальтобетонное покрытие - зону работ механизмов и сдать владельцу объекта - Департаменту городского хозяйства Администрации города Симферополя.
15.01.2018 начальником отдела контроля за соблюдением норм и правил Департамента административно-технического контроля установлено, что ГУП Республики Крым "Вода Крыма" не восстановило все разрушения асфальтобетонного покрытия и территории, предназначенной для зеленых насаждений, по адресу: ул. 1-й Конной Армии, 11-13 (зеленая зон), г. Симферополь, чем нарушило пункт 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно уведомлению от 15.01.2018, ГУП Республики Крым "Вода Крыма" было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 16.01.2018 в 16:00, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на бланке уведомления от 15.01.2018 (л.д. 19 оборот).
По факту нарушения требований пункта 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N 176 от 12.02.2015, должностным лицом Департамента административно-технического контроля Администрации города Симферополя 16.01.2018, был составлен протокол об административном правонарушении N 000108, в отсутствие законного представителя Предприятия.
В протоколе нарушение описано следующим образом: "ГУП РК "Вода Крыма" не восстановило все разрушения асфальтобетонного покрытия тротуара и зоны, предназначенной для зеленых насаждений после проведения аварийных работ по ордеру на проведение аварийных работ N 408/25-02/03-16 от 12.09.2017 со сроком действия 15.09.2017, общей площадью 16 кв.м, по адресу: ул. 1-й Конной Армии, 11-13, г. Симферополь". Указанное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
В протоколе указано о рассмотрении дела об административном правонарушении 30.01.2018 в 15.00. Протокол получен ГУП Республики Крым "Вода Крыма" 16.01.2018.
Постановлением Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 30.01.2018 N 5/4, Заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым", и ему назначено наказание в виде 10 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП Республики Крым "Вода Крыма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что срок привлечения заявителя к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, в связи с тем, что данное административное правонарушение является длящимся.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, исходя из следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" установлено, что нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере благоустройства.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8.13.8. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 N 176 (далее - Правила благоустройства), все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, следует ликвидировать в полном объеме организациям, получившим разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с Администрацией городского округа Симферополь.
19.12.2017 решением Симферопольского горсовета Республики Крым N 1463 были внесены изменения в решение 12-й сессии Симферопольского городского совета от 12.02.2015 N 176 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", приложение к решению (Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым) изложено в новой редакции.
Так, согласно пункту 6 статьи 36 названных Правил благоустройства, в редакции решения Симферопольского горсовета Республики Крым, все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, должны быть устранены в полном объеме организациями, получившими разрешение (ордер) на производство работ, в сроки, согласованные с уполномоченным органом Администрации города Симферополя Республики Крым.
Довод апеллянта о невозможности его привлечения к административной ответственности за нарушения пункта 8.13.8. Правил благоустройства после 19.12.2017 апелляционным судом признан безосновательным.
В силу статьи 1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Датой совершения настоящего административного правонарушения является 15.09.2017, - дата истечения срока полного благоустройства земельного участка, нарушенного при проведении ремонтных работ ГУП "Вода Крыма. Следовательно, административным органом дана правильная квалификация деяния.
В настоящем случае, в связи с принятием 19.12.2017 изменений в Правила благоустройства, отсутствует декриминализации состава правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Апелляционный суд приходит к выводу об истечении двухмесячного срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленной статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
В силу статьи 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, при длящемся правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как следует из материалов административного производства, ордер на выполнение аварийных работ является разрешением на производство работ на территории муниципального образования город Симферополь, в котором, в том числе, установлены сроки на выполнение соответствующих восстановительных работ.
При этом на лице, выдавшем ордер (на Департаменте административно-технического контроля Администрации города Симферополя) лежит встречная обязанность по принятию результата работ с целью констатации факта полного восстановления элементов благоустройства после завершения аварийных работ.
Ордер от 12.09.2017 N 408/25-02/03-16 и его содержание, составляют объективную сторону настоящего административного правонарушения, в связи с чем, в протоколе и в постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованно содержится ссылка на указанный документ.
Правонарушение, предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым", не обладает характером длящегося, поскольку в ордере, выданном органом, осуществляющим контроль в сфере проведения земляных работ на территории муниципального образования, установлен конкретный срок для восстановления объекта после проведения работ - до 15.09.2017. Соответственно правонарушение, вменяемое апеллянту, считается оконченным 15.09.2017 (истечения срока полного восстановления благоустройства, нарушенного при проведении ремонтных работ).
Соответственно, следует признать факт того, что, контролирующий орган мог и обязан был выявить административное правонарушение, а ГУП РК "Вода Крыма" могло быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня его совершения.
То обстоятельство, что ГУП РК "Вода Крыма" так и не устранила все разрушения асфальтобетонного покрытия дороги после проведения аварийных работ, не образует нового состава административного правонарушения.
Таким образом, на день вынесения административным органом постановления о назначении административного наказания от 30.01.2018, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 30.01.2018 N 5/4 подлежит признанию незаконным и отмене.
Таким образом, апелляционным судом установлено неправильное применение норм материального права, что согласно части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене принятого судебного акта, соответственно, решение суда первой инстанции от 05.06.2018 по настоящему делу подлежит отмене.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года по делу N А83-2880/2018 отменить.
Заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 30.01.2018 N 5/4 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2880/2018
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ