г. Самара |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А55-34861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Рогалевой Е.М., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара - представителя Норейко О.В. (доверенность от 28.12.2017 N 04/6403),
от Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - представителя Ерофеевой С.С. (доверенность от 09.01.2018 N 03),
от ООО "СКС" - представителя Бреславец Н.В. (доверенность от 19.02.2018),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2018 года по делу N А55-34861/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, г. Самара,
к Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Жилуниверсал", ОАО "СКС", Департамент управления имуществом г.о. Самара, МП г.о. Самара "Водоканал", Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - МП ЭСО) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, выразившееся в не принятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на бесхозный участок транзитного диаметром трубы 100 мм, проходящего через подвал здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 17 и обязании Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара устранить нарушения путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал", общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС"), Департамент управления имуществом г.о. Самара, муниципальное предприятие г.о. Самара "Водоканал", Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 по делу N А55-34861/2017 заявленные требования удовлетворены.
Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель МП ЭСО в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СКС" оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, МП ЭСО является обслуживающей организацией здания общежития, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Гвардейская, д.17.
В целях оказания коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению между МП ЭСО и ресурсоснабжающей организацией ООО "СКС" заключен договор от 28.07.2010 N 1505/10 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в том числе в отношении вышеуказанного общежития.
ООО "СКС" является гарантирующей ресурсоснабжающей организацией (РСО) по водоснабжению и водоотведению на территории г.о. Самара на основании постановления Администрации городского округа Самара от 19.07.2013 N 767.
Общедомовые инженерные коммуникации холодного водоснабжения и водоотведения общежития N 17 по ул.Гвардейская имеют техническое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом через подвальное помещение здания общежития проходит транзитный трубопровод холодного водоснабжения (далее - транзитный трубопровод), не имеющий технологических присоединений к общедомовым инженерным коммуникациям самого здания N 17 по ул. Гвардейская. Трубопровод, проходящий в подвале общежития N 17 по ул. Гвардейская, обеспечивает поставку холодного водоснабжения в многоквартирный дом по адресу: г.Самара, ул.Свободы, д.226.
Обслуживающей организацией здания многоквартирного дома по адресу: г.Самара, ул.Свободы, д.226, является ООО "Жилуниверсал" на основании договора управления многоквартирными домами от 29.05.2015, заключенного с Департаментом управления имуществом г.о. Самара.
19.07.2016 Арбитражный суд Самарской области рассмотрев дело N А55-800/2016 по исковому заявлению ООО "Жилуниверсал" к ресурсоснабжающей организации ООО "СКС" о понуждении заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения определил, утвердить заключенное сторонами мировое соглашение о заключении договора от 18.07.2016 N 3. В соответствии с пунктом 1.1 договора, ресурсоснабжающая организация обязуется подавать ООО "Жилуниверсал" на границу эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть холодную воду для целей, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами указанных в Приложении N 1 к договору, в том числе многоквартирные дома по ул.Свободы N 222, ул.Свободы/Строителей N 224/20, ул. Свободы/ Строителей N 226/25.
Как указывает заявитель на протяжении длительного периода (с 2013 года по настоящее время) транзитный трубопровод находится в аварийном состоянии, периодически происходит затопление подвального помещения здания общежития. Ответственность за содержание и ремонт транзитного трубопровода не берет на себя ни гарантирующая организация, ни управляющая организация многоквартирного дома присоединенного к транзитному трубопроводу, ни орган местного самоуправления в лице администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара. В данной связи затраты на обслуживание и ремонт указанного трубопровода не могут быть возложены на собственников помещений в доме N 17 по ул. Гвардейская и обслуживающую организацию МП ЭСО.
Многочисленные обращения МП ЭСО в адрес ООО "СКС", Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии и направленные ответы на них подтвердили, что транзитный трубопровод является бесхозным и будет учтен в реестре муниципальной собственности и передан на обслуживание специализированной организации (письма администрации Кировского внутригородского района от 11.03.2016 N 6-14/935; от 29.07.2016 N 04/3450).
Однако письмом от 20.03.2017 N 04/1196 Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара сообщила, что в виду возникших противоречий по оплате работ по ремонту и содержанию транзитного трубопровода, вопрос передачи бесхозного трубопровода на обслуживание специализированной организации следует решать в судебном порядке между МП ЭСО и ООО "СКС".
28.07.2017 МП ЭСО направило жалобу в Прокуратуру Кировского района г.Самары и Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара (получены адресатами 03.08.2017), ответа от прокуратуры не последовало.
11.12.2017 МП ЭСО обратилось в Кировский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в не принятии мер по оформлению права муниципальной собственности на бесхозный участок транзитного трубопровода холодного водоснабжения, протяженностью 74 п.м., диаметром 100 мм, проходящего через подвальное помещение здания общежития расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Гвардейская, д.17.
Определением судьи Кировского районного суда г.Самары от 13.12.2017 в принятии вышеуказанного административного искового заявления было отказано, поскольку суд посчитал что данное заявление подсудно арбитражному суду.
МП ЭСО обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара в порядке предусмотренном главой 24 АПК РФ, указывая, что бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии решений в рамках своей компетенции, в конечном итоге наносит вред общему имуществу указанного общежития.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения внутригородских районов по организации в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, входит: организация деятельности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществление передачи указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности; выявление бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществление подготовки документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581 "Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара" (далее - Постановление N 581), выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (далее - администрация соответствующего района) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из: органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара; органов государственной власти РФ и органов государственной власти Самарской области; средств массовой информации, сети Интернет; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; иных источников информации.
В соответствии с пунктом 1.4 Постановления N 581 формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.
Постановлением Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от 21.07.2016 N 61 утвержден Порядок выявления бесхозяйных сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара (далее - Порядок).
Указанный Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", в целях упорядочения действий по выявлению бесхозяйных сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара (пункт 1.1. Порядка).
Под сетями электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, имеющими признаки бесхозяйного имущества, понимаются сети, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственник отказался (пункт 1.2. Порядка).
Выявление сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара осуществляется Администрацией Кировского района городского округа Самара по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из: органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара; органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Самарской области; средств массовой информации, сети Интернет; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; иных источников информации (пункт 1.3. Порядка).
Выявление бесхозяйных сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара осуществляется Администрацией Кировского района с учетом пункта 1.3 данного Порядка (пункт 2.1. Порядка).
При поступлении сведений о выявленных бесхозяйных сетях электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Кировского внутригородского района, имеющих признаки бесхозяйного имущества (далее - объект), Администрация Кировского района в течение 10 дней со дня поступления данных сведений осуществляет их проверку (пункт 2.2. Порядка).
В случае установления собственника объекта Администрация Кировского района в течение 7 рабочих дней со дня его установления направляет собственнику данного имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении, обращение о необходимости использования указанного имущества по назначению либо принятия решения об отказе от права собственности на указанное имущество (пункт 2.3. Порядка).
В случае если собственник объекта известен и от права собственности на данный объект не отказался, Администрация Кировского района прекращает работу по подготовке и формированию пакета документов, указанных в пункте 2.5 Порядка (пункт 2.4. Порядка).
По результатам проверки Администрация Кировского района в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления сведений, указанных в пункте 2.2 Порядка, подготавливает и формирует пакет документов, содержащий:
а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества Самарской области и муниципального имущества; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта и документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данный объект ими не были зарегистрированы;
б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости;
г) акт обследования объекта (пункт 2.5. Порядка).
Пакет документов в отношении объекта в течение 3 рабочих дней со дня его формирования Администрация Кировского района для организации учета данного имущества направляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара (пункт 2.6. Порядка).
Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара полагает, что не является лицом, ответственным за содержание транзитных тепловых сетей и не считает транзитный трубопровод холодного водоснабжения бесхозным.
Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара указывает, что ООО "СКС" является энергоснабжающей организацией в части поставки ресурса холодной воды в жилой дом по адресу: г.Самара, ул.Свободы, д.266/ ул.Строителей, д.25. Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара считает, что обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии водопроводные сети, используемые ООО "СКС" для своей производственной деятельности, предусмотрена Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Доводы Администрации правомерно отклонены судом первой инстанции.
27.10.2017 МП ЭСО обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об обязании ООО "СКС" принять на содержание и эксплуатацию участок транзитного трубопровода холодного водоснабжения, протяженностью 74 п.м. (погонных метра), диаметром трубы 100 мм, проходящего через подвал здания общежития расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Гвардейская, д.17.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 по делу N А55-29094/2017 в удовлетворении исковых требований МП ЭСО было отказано.
Основанием для принятия вышеуказанного решения послужило следующее. Совокупное толкование приведенных в решении норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем. При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечёт за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Исходя из смысла положений статьи 8 Закона N 416-ФЗ, соответствующая обязанность возникает у гарантирующей организации с момента подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта в отношении указанных объектов.
Доказательства наличия передаточного акта спорных участков сети, по которому ООО "СКС" может приступить к эксплуатации бесхозяйных участков сети в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, МП ЭСО не предоставлены.
С учетом изложенного суд в рамках дела N А55-29094/2017 не нашёл законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Между тем, при рассмотрении настоящего арбитражного дела ни Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, ни третьи лица Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара также не представили доказательств, на основании которых ООО "СКС" обязано приступить к эксплуатации бесхозяйных участков сети в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
В ходе рассмотрения данного дела ООО "СКС" указало, что не располагает финансовыми и производственными ресурсами, необходимыми для обслуживания инженерных коммуникаций, находящихся в подвальных помещениях многоквартирных домов. Транзитные водопроводы, проходящие через подвалы зданий, в том числе здания общежития по ул.Гвардейская, д., в аренду ООО "СКС" не передавались, и, соответственно, не эксплуатируются и не обслуживаются ООО "СКС".
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В силу части 6 этой же статьи Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Заинтересованное лицо, не считая транзитный трубопровод холодного водоснабжения бесхозным, вместе с тем, не указало собственника и владельца данного имущества.
По мнению Администрации и ООО "СКС", трубопроводы холодного водоснабжения, проходящие через подвалы жилых домов, следует относить к внутридомовой инженерной системе и общему имуществу соответствующего дома.
Данный довод арбитражным судом первой инстанции подробно рассмотрен и признан несостоятельным исходя из следующего.
Из положений статьи 162 ЖК РФ следует, что обязанность по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме может быть возложена собственниками помещений на управляющие организации.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
На основании пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
На управляющую организацию согласно приведенным правовым нормам возлагается обязанность по содержанию лишь общего имущества многоквартирного дома.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей на жильцов многоквартирного дома не возложена.
Доводы судов о том, что Администрации границу эксплуатационной ответственности необходимо определить по границе балансовой принадлежности -наружной стене жилого дома, основан на неверном толковании пунктов 5, 8 Правил N 491 и противоречит их буквальному содержанию.
Пункт 8 Правил N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Указанная норма права императивно устанавливает внешнюю границу сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Как было указано выше, спорные транзитные сети, проходящие по подвалу дома, в силу приведенных норм права к общему имуществу дома не относятся.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф06-24407/2017 по делу N А65-30961/2016 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 309-ЭС17-19765.
Заявителем в материалы дела представлены Письмо Министерства имущественных отношений Самарской области N 12/3370 от 09.04.2018 г. об отсутствии объекта недвижимого имущества - транзитный трубопровод холодного водоснабжения, протяженность 74 п. м, диаметр трубы 100 мм, проходящий через подвал здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 17,в реестре имущества Самарской области и Письмо Департамента управления имуществом г.о. Самара N 15-07-06/13391 от 18.04.2018 г. (ДУИ г.о. Самара) об отсутствии указанного объекта в реестре в реестре муниципального имущества.
Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не представил доказательства того, что спорный объект - транзитный трубопровод холодного водоснабжения имеет собственника или иного законного владельца, обязанного принимать меры по предотвращению возникновения аварийных ситуаций и устранению их последствий.
В нарушение регионального законодательства Администрацией Кировского внутригородского района не предприняты меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозный транзитный трубопровод.
Бездействие органа местного самоуправления в виде непринятия решений в рамках своей компетенции в конечном итоге наносит вред общему имуществу здания общежития расположенного по адресу: г. Самара. Кировский район, ул. Гвардейская, д. 17, нарушая права заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, выразившееся в непринятии всех мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный участок транзитного трубопровода холодного водоснабжения, протяженностью 74 п.м, диаметром трубы 100 мм, проходящего через подвал здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 17, является незаконным и нарушает права МП ЭСО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В жалобе Администрация, ссылаясь на письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара от 04.04.2018 N 15-07-06/34-15-06/2378 о том, что водопроводные ввода домов N 226/19,224/20 по ул.Свободы/Строителей, водопроводный ввод дома N 17 по ул.Гвардейской, вошедший в состав ПТК-1-ВС, насосная станция подкачки учитываются в реестре муниципальной собственности, указывает, что поскольку объекты водопроводного хозяйства числятся в реестре муниципального имущества, поставить на учет транзитный трубопровод как бесхозяйное имущество невозможно. Данные доводы не принимаются апелляционным судом, поскольку из письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от 18.04.2018 N 15-07-06/13391 следует, что спорный трубопровод отсутствует в реестре муниципального имущества.
Также, в самом письме от 04.04.2018 N 15-07-06/34-15-06/2378, Департамент указал, что сведения о транзитном водопроводе, расположенном по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Гвардейская,17, в Реестре муниципальной собственности не учитываются.
Также, апелляционный суд отмечает, что Департамент по управлению имуществом г.о.Самара, привлеченный к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, каких либо притязаний к данному объекту не предъявил, о том, что объект является муниципальной собственностью, суду не сообщил, соответствующих доказательств не представил..
Ссылку апелляционной жалобы на то, что решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 по делу N А55-34861/2017 является неопределенным и неисполнимым, суд апелляционной инстанции отклоняет. Из текста судебного акта указанные обстоятельства не усматриваются, при том, что за разъяснением судебного акта или порядка его исполнения Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара не обращалась. Характеристики бесхозного объекта отражены и описаны в решении суда. Также суд отмечает наличие в деле Акта осмотра спорного имущества от 06.04.2018 года, составленный при участии представителя администрации. Также, как пояснил представитель истца, после вынесения решения суда Администрация обратилась в предприятие в целях исполнения решения.
Обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2018 года по делу N А55-34861/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.