г. Пермь |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А50-41112/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Державиной А.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Спот" - Кондакова Л.В., предъявлен паспорт, доверенность от 24.11.2017;
в отсутствие представителей Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, о месте и времени рассмотрения дела извещенного надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Спот"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 апреля 2018 года
по делу N А50-41112/2017
вынесенное судьей Шаламовой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спот" (ОГРН 1085903006331 ИНН 5903090325)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании незаконными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спот" (далее - заявитель, общество, общество "Спот") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, учреждение, фонд) о признании незаконными решения от 28.08.2017 N 765 и N 478 в части отказа в выделении средств на выплату страхового обеспечения Ливановой О.М. в сумме 947,10 руб. (с учетом уточненных требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 апреля 2018 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Спот" оставлены без удовлетворения.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела применимы положения пункта 2.2 статьи 13 закона N 255-ФЗ, в силу которых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. По мнению общества, выводы фонда об обязательном наличии у застрахованного лица двухлетнего периода работы по совместительству у общества как страхователя для целей принятия к зачету заявленных им расходов не следуют из положений закона N 255-ФЗ.
Фонд представил письменный отзыв по возражениям общества, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивала.
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оформленной актом выездной проверки от 26.07.2017 N 1125.
По результатам рассмотрения материалов проверки должностным лицом фонда вынесено решение о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 28.08.2017 N 478, согласно которому частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 435 923,28 руб., отказано в выделении средств в сумме 2095,76 руб. Фондом также вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 28.08.2017 N 765, согласно которому не приняты к зачету расходы в сумме 2095,76 руб., обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 2095,76 руб. в бухгалтерском учете.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что расходы по пособию по беременности и родам по спорному эпизоду правомерно не приняты фондом к зачету и не подлежат возмещению в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 4.2, частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, поскольку пособие по беременности и родам Ливановой О.М. подлежало начислению у одного из страхователей в соответствии с частью 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для изменения судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - федеральный закон N 165-ФЗ) и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - федеральный закон N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 1.1. статьи 7 федерального закона N 165-ФЗ беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет, признаются страховыми случаями.
В силу подпунктов 7, 8 пункта 2 статьи 8 федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком является страховым обеспечением.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 федерального закона N 165-ФЗ).
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 федерального закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов
Пунктом 3 части 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В статье 3 федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 федерального закона N 81-ФЗ установлено, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как установлено статьями 7 - 8 федерального закона N 81-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов; устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется статьей 13 закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 2 статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 названного Закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Согласно пункту 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.
Частью 2.2 статьи 13 закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ - страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы (службы, иной деятельности) в том случае, если на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих страховому случаю календарных годах застрахованное лицо было занято у этих страхователей.
При этом вопреки доводам заявителя жалобы, право на получение пособия по временной нетрудоспособности не поставлено фондом и судом первой инстанции в зависимость от обязанности застрахованного лица отработать по совместительству именно полных два календарных, предшествующих году наступления страхового случая.
Согласно материалам дела, страховой случай у Ливановой О.М. наступил в 2015 году, Ливановой О.М. выдано по два листка нетрудоспособности для предъявления по каждому месту работы; при этом на момент наступления страхового случая основным местом работы Ливановой О.М. является ИП Каюрова Е.А., местом работы по совместительству у страхователя (с 16.10.2014), при этом в двух предшествующих годах Ливанова О.М. работала только у ИП Каюровой Е.А.
Как верно указано судом первой инстанции в данном случае, подлежит применению порядок назначения и исчисления пособия Ливановой О.М., предусмотренный частью 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2016 N 307-КГ16-6027, от 18.01.2017 N 307-КГ16-16662.
Иное толкование заявителем положений законодательства о пенсионном и социальном страховании, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Для назначения и исчисления размера пособия Ливанова О.М. должна предоставить работодателю, к которому обратилась за назначением пособия: справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (часть 5 статьи 13 закона N 255-ФЗ); справку с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (часть 5.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ).
При назначении и выплате пособия у заявителя работником не была представлена справка с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя о том, что назначение и выплата пособия этим страхователем не осуществляется, что не оспаривается заявителем. Данное обстоятельство фактически привело к излишней выплате пособия по беременности и родам.
Данное обстоятельство подтверждается результатами проверки, как в отношении заявителя, так и в отношении ИП Каюровой Е.А.
При этом, при начислении пособия у ИП Каюровой Е.А. работником была предоставлена справка о сумме заработной платы от 12.12.2016, выданной ООО "Спот" по внешнему совместительству, в связи с чем страхователем по основному месту работы (ИП Каюровой Е.А.) произведено начисление и выплата пособия в соответствии с заработной платой как по основному месту работы, так и по совместительству.
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием занятости Ливановой О.М. в двух предшествующих календарных годах в ООО "Спот" пособие по временной нетрудоспособности по данному месту работы могло быть назначено ей при соблюдении порядка получения пособия по временной нетрудоспособности у одного из работодателей (страхователей) исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, включая время у другого страхователя (других страхователей), то есть при наличии справки с места работы от другого страхователя о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляется и справки с места работы у другого страхователя в сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Кроме того, в соответствии с частью 3.2 ст. 14 закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Соответственно, если в нарушение порядка, установленного ст. 13 закона N 255-ФЗ, назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности осуществляются несколькими страхователями, а не одним из них по выбору застрахованного лица, средний заработок, исходя из которого исчисляется указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данного пособия каждым из этих страхователей.
Если же пособия назначаются в соответствии с порядком, установленным ст. 13 закона N 255-ФЗ, по одному из мест работы, то страхователь, назначающий и выплачивающий данное пособие, установленной предельной величиной ограничивает общую сумму заработка застрахованного лица (то есть полученную как у данного страхователя, так и у других).
Следовательно, выплата пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы в нарушение порядка, установленного статьей 13 закона N 255-ФЗ влечет за собой получение застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности в большем размере (в общей сумме по всем местам работы), что влечет за собой увеличение расходов бюджета Фонда социального страхования РФ, за счет которого осуществляется выплата данных пособий.
Вопреки доводам жалобы, расходы по пособию по беременности и родам по спорному эпизоду в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2, частью 4 статьи 4.7 федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ правомерно не приняты Фондом к зачету и не подлежат возмещению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств и иное толкование закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, что влечет отказ в удовлетворении апелляционной жалобы.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 апреля 2018 года по делу N А50-41112/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.