г. Пермь |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А50-45551/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
от истца Товарищества собственников жилья "Победа" (ОГРН 1145911000531, ИНН 5911072848) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1155958015300, ИНН 5911072224) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2018 года
по делу N А50-45551/2017,
принятое судьей Торопициным С.В.
по иску Товарищества собственников жилья "Победа"
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное), Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю
о взыскании суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 28 816,19 руб., начисленных на нее процентов в сумме 5 914,76 руб., взыскании судебных расходов,
установил:
Товарищество собственников жилья "Победа" (далее - истец, ТСЖ, товарищество "Победа") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонному) (далее - ответчик 1, Управление, Фонд) об обязании возвратить суммe излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 28 816,19 руб., начисленных на нее процентов в сумме 3 805,45 руб., взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
В связи с тем, что спорная сумма страховых взносов заявителю возвращена, а также с учетом перерасчета периода просрочки, Товарищество уточнило заявленные требования и просило обязать Пенсионный фонд и Межрайонную ИФНС N 2 по Пермскому краю (далее - ответчик 2, инспекция, налоговый орган) начислить и выплатить проценты в связи с нарушением срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 5 914,76 руб., а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Указанные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), инспекция привлечена в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2018 требования Товарищества собственников жилья "Победа" удовлетворены частично. Суд обязал Управление начислить и выплатить Товариществу собственников жилья "Победа" проценты в связи с нарушением срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 5 486,10 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Управления взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 14 814,75 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 1 975,30 руб.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворенных требований, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которым просит названное решение в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что на территориальный орган ПФР не может быть возложена обязанность по возврату процентов, поскольку фактически возврат страховых взносов осуществляют налоговые органы. При принятии решения судом первой инстанции не учтено, что с 01.01.2017 полномочия органов ПФР ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы ПФР не обладают. Фактически страховые взносы возвращены ТСЖ налоговым органом, следовательно, обязанность по уплате процентов и соответствующих судебных расходов должна быть возложена на инспекцию.
Истец, налоговый орган представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами, товарищество собственников жилья "Победа" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) решения от 05.07.2016 N 61 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Как установлено в рамках арбитражного дела N А50-23056/2016 Управлением проведена камеральная проверка ТСЖ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхования на основе представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленного 11.02.2016 за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт от 24.05.16 N 30 и вынесено решение N 61 от 05.07.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размер 5 049 руб., предложено уплатить начисленную недоимку по страховым взносам 25 246,5 руб., пени в сумме 2 828,4 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Фонда о том, что ТСЖ необоснованно воспользовалось правом на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2016 по делу N А50-23056/2016 заявленные требования удовлетворены, решение Управления от 05.07.2016 N 61 признано недействительным. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества.
ТСЖ обратилось в Управление ПФР с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 28 816,19 руб. (поступило в Управление ПФР 02.03.2016), в установленный срок заявление Товарищества фондом не удовлетворено. Фактически страховые взносы в указанной сумме возвращены заявителю 29.12.2017.
Товарищество, указывая на излишнюю уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 28 816,19 руб., обязанность по уплате которых в таком размере отсутствовала, что установлено судебным актом по делу N А50-23056/2016, необоснованное нарушение срока возврата имеющейся переплаты страховых взносов (средства поступили на счет заявителя 29.12.2017), обратилось в суд с требованием обязать Управления ПФР и Инспекцию начислить и выплатить проценты в сумме 5 914,76 руб. за период с 04.04.2016 по 29.12.2017.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что именно на Управление ПФР, как публичный орган, к компетенции которого относились вопросы принятия решения о возврате страхователям излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, надлежит возложить обязанность начислить и выплатить в порядке статьи 26 Закона N 212-ФЗ проценты в сумме 5 486,10 руб. Налоговый орган соответствующей компетенцией, при ранее имевшемся и существующем нормативно-правовом регулировании возврата излишне уплаченных, излишне взысканных страховых взносов во внебюджетные фонды за периоды, истекшие до 01.01.2017, не обладает. Соответственно, и судебные издержки ТСЖ взысканы судом первой инстанции с Управления.
Управление по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что обязанность по выплате процентов, судебных расходов суд должен был возложить на налоговый орган.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Законом.
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном ч. 9 названной статьи, процентов на эту сумму.
В силу части 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных названным Законом.
Пунктом 5 статьи 79 НК РФ, подлежащим применению с 01.01.2017, также предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Как установлено ранее, с ТСЖ были излишне взысканы недоимка по страховым взносам 25 246,5 руб., пени в сумме 2 828,4 руб., штраф в размере 5 049 руб.
Наличие оснований для возврата излишне взысканного штрафа установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-23056/2016.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ действия по возврату процентов осуществляются Пенсионным фондом и подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ, на основании следующего.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому, если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Поскольку решение о возврате взносов принимается органом Пенсионного фонда, то в силу прямого указания статьи 27 Закона 212-ФЗ, именно на него возлагается обязанность по начислению процентов.
При этом, разрешение вопроса кассового исполнения решения органа Пенсионного Фонда о фактической выплате начисленных процентов в отсутствие данного решения не может быть возложено на налоговый орган в силу вышеприведенных императивных норм законодательства.
Изложенное свидетельствует о верном определении судом надлежащего ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) в части требований о взыскании процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов.
Поскольку исковые требования о взыскании процентов в отношении инспекции удовлетворению не подлежали, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Управления судебные издержки, понесенные ТСЖ при подаче искового заявления.
Доводов относительно расчета суммы процентов, размера взысканных судебных расходов апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо иных, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для иной оценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2018 года по делу N А50-45551/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.