г. Киров |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А31-922/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
при участии в судебном заседании представителя истца - Маркова Д.В., по доверенности от 25.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго", ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11 мая 2018 года по делу N А31-922/2018, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" (ИНН 6901067107 ОГРН 1046900099498)
к обществу с ограниченной ответственностью "Смирна" (ИНН 4401131671 ОГРН 1124401001196)
о расторжении договора и взыскании убытков,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" (далее - Компания, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения от 02.09.2011 N 2559-Ц/3(2)-ТП(2011)И (далее - Договор), и взыскании 4 166 335 руб. 40 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.05.2018 исковые требования удовлетворены частично, Договор расторгнут, с ответчика в пользу истца взыскано 2 038 745 руб. убытков, 33 194 руб. расходов по оплате госпошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что фактические расходы истца подтверждены договором, актами выполненных работ, платежными поручениями; расторжение Договора обусловлено существенным нарушением обязательства со стороны ответчика. В данной ситуации возмещение расходов заявителю не представляется возможным, поскольку необходимо наличие исполненного договора об осуществлении технологического присоединения, а Договор не исполнен, технологическое присоединение не осуществлено по вине ответчика. Действующим законодательством не допускается отказ заказчика от оплаты за фактически оказанные ему услуги. Поскольку из-за расторжения Договора фактическое присоединение объектов ответчика к электрическим сетям сетевой организации не состоялось, а включение фактических затрат, связанных с частичным исполнением договора, в качестве выпадающих доходов истца в тариф на услуги по передаче электроэнергии законодательством не предусмотрено, понесенные фактические затраты в рассматриваемом случае не могут быть учтены в тарифе на услуги по передаче электроэнергии и, следовательно, являются убытками истца.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 11 мая 2018 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
02.09.2011 Компания (сетевая организация) и общество с ограниченной ответственностью "Прима" (заявитель) заключили Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя - дилерского техно-сервисного центра "NISSAN", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Профсоюзная, дом 52, условиями которого предусматривалась максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 190 кВт, стоимость услуги по технологическому присоединению определена в размере 1 549 446 руб. 20 коп.
Дополнительным соглашением от 21.11.2012 N 1 Компания и ООО "Прима" согласовали увеличение максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств до 250 кВт, стоимость услуги определена в размере 2 038 745 руб.
04.03.2015 Компания, ООО "Прима" и Общество подписали дополнительное соглашение N 3 к Договору, в соответствии с которым права и обязанности заявителя по Договору приняло на себя Общество.
В дополнительном соглашении от 04.03.2015 N 3 стороны согласовали срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - один год с момента его подписания, а также установили условия внесения платы, предусмотрев, что Общество вносит плату за технологическое присоединение по Договору в размере 2 038 745 руб. в следующем порядке:
а) 10 процентов платы за технологическое присоединение на сумму 203 874 руб. 50 коп. вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего дополнительного соглашения;
б) 30 процентов платы за технологическое присоединение на сумму 611 623 руб. 50 коп. вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего дополнительного соглашения;
в) 20 процентов платы за технологическое присоединение на сумму 407 749 руб. 00 коп. вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего дополнительного соглашения;
г) 30 процентов платы за технологическое присоединение на сумму 611 623 руб. 50 коп. вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения;
д) 10 процентов платы за технологическое присоединение на сумму 203 874 руб. 50 коп. вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта о технологическом присоединении.
В связи с заключением дополнительного соглашения от 04.03.2015 N 3 истцом взамен ранее выданных технических условий выданы технические условия от 01.03.2015 N 16/2015-Ц(20132789), в которых предусмотрено осуществление сетевой организацией:
- нового строительства (строительство взамен ТП N 206 2-х трансформаторной ТП-10/0,4 кВ, двух взаимно резервируемых ЛЭП-0,4 кВ (ориентировочное расстояние по 200 м) от РУ-0,4 кВ проектируемой 2-х трансформаторной ТП-10/0,4 кВ до шкафов учета ВРУ-0,4 кВ без разрыва);
- усиления существующей электрической сети (перевод КЛ-10 кВ ТП N 204 -ТП N 206 из РУ-10 кВ N 206 в РУ-10 кВ Проектируемой 2-х трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ со строительством участка КЛ-10 кВ с установкой кабельных муфт (ориентировочное расстояние 30 м), строительство двух кабельных линий 10 кВ (ориентировочное расстояние по 50 м), перевод КЛ-10 кВ ТП N 206 - ТП N 513 из РУ-10 кВ ТП N 206 в РУ-10 кВ проектируемой 2-х трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ со строительством участка КЛ-10 кВ с установкой кабельных муфт (ориентировочное расстояние 30 м), перевод КЛ-10 кВ ТП N 206 - ТП N 645 из РУ-10 кВ ТП N 206 в РУ-10 кВ проектируемой 2-х трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ со строительством участка КЛ-10 кВ с установкой кабельных муфт (ориентировочное расстояние 30 м), строительство участков кабельных линий 0,4 кВ (ориентировочное расстояние по 20 м) для перевода существующих нагрузок из РУ-0,4 кВ ТП N 206 в РУ-0,4 кВ проектируемой 2-х трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ с последующим демонтажем ТП N 206; замена существующего силового трансформатора мощностью 63 кВА в ТП N 206 на силовой трансформатор мощностью 100 кВА);
- присоединение проектируемой ЛЭП-0,4 кВ в РУ-0,4 кВ ТП N 206 без разрыва.
Заявитель осуществляет:
- присоединение проектируемых взаимно резервируемых ЛЭП-0,4 кВ в ВРУ-0,4 кВ без разрыва;
- строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП N 206 до шкафа учета ВРУ-0,4 кВ объекта без разрыва;
- установку ВРУ-0,4 кВ объекта оборудования, необходимого для обеспечения II категории надежности электроснабжения;
- учет электроэнергии;
- мероприятия по компенсации реактивной мощности.
Истец в течение установленного срока осуществил мероприятия по технологическому присоединению, указанные в технических условиях, и направил ответчику уведомление от 27.10.2014 о выполнении мероприятий по технологическому присоединению.
В результате выполненных работ сетевая организация понесла расходы в сумме 4 166 335 руб. 40 коп., из которых:
- 3 260 руб. на подготовку и выдачу технических условий заявителю;
- 4 163 975 руб. на предусмотренное техническими условиями новое строительство, усиление существующей электрической сети, демонтаж существующей ТП-206, что подтверждено актами приемки выполненных работ от 30.04.2014 N 1.1, от 30.04.2014 N 1, от 15.08.2014 N 1, от 07.07.2014 N 9, от 31.10.2014 N 10.1.
Факт несения указанных расходов подтвержден платежными поручениями от 15.07.2014 N 87746, от 22.09.2014 N 119260, от 28.08.2014 N 107453, от 19.11.2014 N 146658.
Поскольку ответчик условия Договора не исполнил, истец направил в его адрес письмо с проектом соглашения о расторжении Договора с указанием понесенных затрат и суммой, подлежащей возврату.
Ответчик в добровольном порядке Договор не расторг, понесенные истцом затраты не возместил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается.
Договор технологического присоединения по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, регулирование которого осуществляется, в том числе статьями 779 - 783 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Абзацем вторым пункта 3 Правил N 861 предусмотрено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Одним из существенных условий договора на технологическое присоединение является перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению, которые определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 16 Правил N 861).
В силу пункта 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором является одним из этапов технологического присоединения и подлежит оплате.
Пунктом 17 Правил N 861 предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 расходы на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий учитываются в составе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям отдельной позицией.
Согласно пункту 1.1.2 дополнительного соглашения от 21.11.2012 N 1 к Договору стоимость услуги по технологическому присоединению, выполняемому компанией по Договору, в соответствии с постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 25.03.2011 N 11/66 "Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям филиала Компании - "Костромаэнерго" составляет 2 038 745 руб.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства и определяемые по правилам, предусмотренным статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Пределы гражданско-правовой ответственности определяются ее компенсационным характером и вследствие этого необходимостью эквивалентного возмещения потерпевшему причиненного ему вреда или убытков, поскольку цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны.
Сетевая компания, подготовив и выдав ответчику технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.
Поскольку убытки возникли в связи с существенным нарушением ответчиком условий Договора, именно ответчик в силу требований статей 393, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.
При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ).
Размер фактических расходов подтверждается материалами дела.
При этом расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что стоимость расходов, понесенных сетевой организацией, значительно превышает стоимость договора.
При этом истец не представил доказательств того, что указанная разница не компенсирована ему от других поступлений в рамках установленного тарифа, которые не учтены и не могут быть учтены регулятором при установлении тарифа.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца частично в размере 2 038 745 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11 мая 2018 года по делу N А31-922/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-922/2018
Истец: ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра"-"Костромаэнерго"
Ответчик: ООО "Смирна"