Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2018 г. N Ф05-17012/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А40-8709/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пик-Комфорт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2018 по делу N А40-8709/18, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "ПИК-Комфорт" (ОГРН 1027700082266)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН 1027700066140, 129090, г. Москва, пр-т Мира, д. 19)
о признании незаконным предписания от 17.10.2017 г. N РЛ-ЮВ-00242/1
при участии:
от заявителя: |
Альмашова Е.С. по дов. от 01.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Горностаев О.И. по дов. от 07.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПИК-Комфорт" (далее также заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее также Мосжилинспекция, ответчик) о признании незаконным предписания от 17.10.2017 г. N РЛ-ЮВ-00242/1.
Решением от 11.04.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству, вынесении предписания в рамках полномочий государственного органа.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПИК-Комфорт" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Мосжилинспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал решение суда первой инстанции, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проверки, проведенной Мосжилинспекцией 17.10.2017 г. в отношении ООО "ПИК-Комфорт" по адресу: Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, к. 2. было вынесено предписание N РЛ-ЮВ-00242/1 об устранении нарушения законодательства (далее - Предписание), согласно которому ООО "ПИК-Комфорт" необходимо привести фасад дома в зоне расположения чердачного помещения квартир 88, 89, 90 подъезда N 4 в соответствии с технической документацией; восстановить систему вентиляции на чердачном помещении подъезда N 4 и кровле дома; восстановить чердачное помещение в зоне расположения квартир 88, 89, 90, подъезда N 4 в соответствии с технической документацией.
Срок устранения выявленных нарушений установлен до 18.12.2017 г.
Посчитав, оспариваемое предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "ПИК-Комфорт", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия заинтересованного лица следуют из ст. 13, ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого предписания жилищному законодательству.
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности товарищества собственников жилья, в частности 2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; 3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; 4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлено что, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ установлено что, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.
Таким образом, согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ: При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные правила распространяются на общедомовое имущество (вентиляция, крыша, чердак).
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из материалов дела, управляющая организация ООО "ПИК-Комфорт" на основании договора управления приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по обеспечению предоставления коммунальных услуг.
Договором управления от 01.03.2009 ООО "ПИК-Комфорт" приняла на себя обязанности по осуществлению функций управления и надлежащей эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, корп. 2.
Необходимые функции по управлению жилым домом указаны в пункте 1.3 договора управления - осуществление контроля за состоянием общего имущества, принятие необходимых мер; учет и ведение технической документации на жилой дом; учет собственников и предоставление необходимой информации относящейся к принадлежащим им помещениям; защита законных прав и интересов собственников помещений.
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ - собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно части 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Ограничений в праве пользования общим имуществом для собственников не допускается.
Согласно части 11 статьи 161 ЖК РФ содержание общего имущества многоквартирного дома должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).
Согласно абзацу 1 раздела II Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включающих в себя следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 4.1.7, 4.2.1.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.6.1.1, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации, установлено:
- п. 4.1.7 - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком;
- п. 4.2.1.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- п. 4.4.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- п. 4.4.2 - местные просадки, загнивание, отслоение покрытия от основания следует устранять при ремонте по проекту;
- п. 4.6.1.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки;
- п. 5.3.2 - инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны, в том числе, обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должны: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из материалов дела, в квартирах 88,89,90 в доме 66 корпус 2 по улице Юных Ленинцев была произведена самовольная перепланировка, что подтверждается жалобой Литвинова (ГР-05-9401/17) и представленными фотоматериалами, что может привести к нарушению работы вентиляции.
Пунктом 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению N 410, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, предусмотрено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 Правил.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования; б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов; в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (пункты 12, 13 Правил N 410).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", а именно Главой 3 установлено:
- Пункт 3.3.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.
- Пункт 3.3.5. Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
Таким образом, предоставив доступ посторонним лицам, а именно собственниками проживающими квартирах 88,89,90, грубо нарушаются нормы и правила технической эксплуатации по доступу и содержанию чердачных помещений, что может повлечь имуществу, здоровью и жизни собственников проживающих в указанном многоквартирном доме.
Подготовленного и оформленного в соответствии с установленными Правительством Москвы требованиями проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, а также иных сведений о согласовании переустройства или перепланировки в установленной форме в Мосжилинспекции не имеется (квартиры 88,89,90 -чердачные помещения).
Самовольное переустройство или перепланировка не может свидетельствовать об исправном состоянии конструкций чердачного помещения, пункт 4.6.1. Требования по техническому обслуживанию Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Указанные факты могут создавать риск и здоровью граждан и их имуществу.
На основании вышеизложенного, ООО "ПИК-Комфорт" обязано восстановить работоспособность вентиляции, фасад здания и чердачное помещения с требованиями технической документации.
Заявитель указывает на то обстоятельство, что ТСЖ с участием специализированной организации провела обследование вентиляционных каналов, расположенных над квартирой 90, подъезда 4, что подтверждается техническим заключением от 07.02.2018 и актов осмотра с подписью председателя ТСЖ от 09.02.2018.
Вместе с тем, указанные документы суду не предоставлены.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 42 Правил N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Общество заявляет о надлежащем исполнении обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного жилого дома, ссылаясь в подтверждение данного обстоятельства на соответствующий акт обследования ТСЖ.
Между тем само по себе наличие таких актов не является доказательством качества выполненных работ по содержанию и обслуживанию дома применительно к пункту 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
Довод Общество о незаконности проведенной внеплановой проверки применительно к Федеральному закону от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" рассмотрен судом первой инстанции и обосновано отклонен исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Порядок проведения контрольных мероприятий, указанных в вышеуказанной норме закона, на территории города Москвы установлен специальным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города Москвы.
В соответствии с Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москва, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 28.12.2011 г. N 655-ПП, государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (далее - Регламент).
Согласно п. 3.5.1.6 Регламента основанием начала выполнения административной процедуры является:
- поступление в Мосжилинспекцию обращений (заявлений) о фактах несоблюдения обязательных требований При выполнении административной процедуры уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции совершают следующие административные действия: выдают предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 3.6.3.1).
В соответствии с п. 3.2.4.4 Административного регламента в случае если внеплановая выездная проверка проводится по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10, в части 17 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предварительное уведомление лиц, в отношении которых она проводится, не требуется.
Проверки, проводимые в рамках лицензионного контроля, предусмотренные пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в настоящем случае положения Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при рассмотрении возникшего спора не могут быть применимы, поскольку предметом проверки по оспариваемому предписанию является не сама хозяйственная деятельность заявителя, а проверка состояния многоквартирного дома по адресу: Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, к. 2.
Довод общества о том, что собственниками многоквартирного дома по адресу: Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, к. 2 выбран способ управления- ТСЖ, в связи с чем Общество не является управляющей компанией, а лишь оказывает услуги, содействующие собственникам в управлении жилыми домами, не может быть принят во внимание. Отсутствие у общества статуса управляющей организации в смысле пункта 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ не исключает его ответственность как лица, выполняющего работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, на сайте ООО "ПИК-Комфорт" в сети Интернет содержится информация, что указанное общество осуществляет управление домом по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, к. 2.
Собственниками помещений в спорных многоквартирных жилых домах осуществляется непосредственное управление как способ управления многоквартирным жилым домом, предусмотренный статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора от 01.03.2009, и в силу статьи 164 ЖК РФ оно осуществляет оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Отсутствие в перечне работ (услуг) к указанному выше договору не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 6464/10 указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что оспариваемое предписание от 17.10.2017 г. N РЛ-ЮВ-00242/11 об устранении выявленных нарушений и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2018 по делу N А40-8709/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8709/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2018 г. N Ф05-17012/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПИК-Комфорт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы, Мосжилинспекция