г. Москва |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А40-228707/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГП ВО ЖДТ РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2018, принятое судьей Жбанковой Ю.В. (шифр судьи 131-2335), в порядке упрощенного производства по делу N А40-228707/17,
по иску: ФГП ВО ЖДТ РФ
к ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее по тексту- ФГП ВО ЖДТ РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛУКОЙЛ- ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ" (далее по тексту- ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез") о взыскании 49047 рублей 61 копейки задолженности по договору от 02.12.2011 г.
N 10/НОР-2/203 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортном
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2018 г., принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции принятое в порядке упрощенного производства рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, исходя из следующего:
Как правомерно определено судом первой инстанции: 02.12.2011 г. между ФГП ВО ЖДТ России (охраной) и ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (заказчиком) заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N 10/НОР-2/203., в соответствии с которым, охрана обязуется в соответствии с главой 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В силу п. 1.8. договора, уполномоченными лицами заказчика являются: грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза и указанное в графе "Грузоотправитель" перевозочного документа; грузополучатель - физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза и указанное в графе "Грузополучатель" перевозочного документа.
Согласно п.3.2.6 договора заказчик обязан производить оплату услуг по сменному сопровождению и охране грузов и сверхнормативной охране грузов в соответствии с разделом 4 указанного договора.
В соответствии с п.4.4.1. договора, в редакции протокола согласования разногласий от 02.12.2011 г., за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты охраны.
В силу п. 1.17 договора, документами, подтверждающими оказание услуги по сверхнормативной охране грузов, являются копии транспортной железнодорожной накладной; акта общей формы ГУ-23; акта приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчика формы ГУ-45; приемосдаточного акта формы КЭУ-5; других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
В приложениях N N N1, 2 к договору, определен порядок передачи вагонов, контейнеров с грузами между заказчиком и охраной; составляется акт приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, один экземпляр передается охране, второй экземпляр остается у заказчика.
Как установлено судом первой инстанции, 05.05.2015 г. в соответствии с договором, ФГП ВО ЖДТ РФ приняло под охрану от грузоотправителя ООО "ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсинтез" на ст. Осенцы Свердловской железной дороги 23 вагона N N 73569378, 50690692, 57560096, 51590354, 51908580, 50954742, 57692360, 50916378, 57203341, 58303165, 51857225, 50669472. 51568111, 51424521, 50640531, 50064971, 57672669, 50639681, 57015034, 50928944, 50936855, 50949197 и 51831766 с грузом - топливо авиационное для турбинных двигателей (Топливо РТ в/с), по акту приема грузов в вагонах, контейнерах, серии П76202 N 6104, отправленные до станции Космос Московской железной дороги в адрес ООО "Домодедово Фьюэл Сервисиз" согласно дорожной ведомости ЭЯ566989 со сроком доставки 14.05.2015 г.
10.05.2015 г. указанные вагоны были задержаны на ст. Угрешская Московской ж.д. на основании оперативного приказа диспетчера от 10.05.2015 г. N 1798, грузовой поезд N3557 временно оставлен без движения, по причинам зависящим от грузополучателей или пользователей необщего пользования, о чем был составлен акт общей формы N114.
13.11.2014 г. согласно акту общей формы N 116, поезд, в составе которого находились вышеуказанные вагоны, отправлен со станции Угрешская Московской ж.д. по причине окончания простоя, срок доставки увеличен на 04 суток.
Согласно акту общей формы N 598 от 16.05.2015 г., составленному на ст. Космося, время задержки вагонов увеличивается на 04 суток.
16.05.2015 г. в 11 час. 24 мин. 23 охраняемых вагона в составе грузового поезда прибыли на ст. Космос Московской ж.д., о чем свидетельствуют отметки в железнодорожной ведомости ЭЯ566989 "календарные штемпеля".
В силу п. 1.16 договора N 10/НОР-2/203, время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов.
Таким образом, согласно документам: - в период с 00 час. 00 мин. 15.05.2015 г. по 16.05.2015 г. до 13 час. 00 мин., то есть, в течение 01 суток 13 часов, ФГП ВО ЖДТ России осуществляло в пути следования сверхнормативную охрану 23 вагонов (по отправке N ЭЯ566989) с грузом - топливо авиационное для турбинных двигателей (Топливо РТ в/с);
ФГП ВО ЖДТ России, не являясь участником отношений по перевозке охраняемого им имущества, лишено какой-либо возможности влиять на задержку вагонов, контейнеров с грузами в пути их следования, определять условия перевозки.
Условиями указанного договора не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования перевозчиком по каким-либо причинам.
Учитывая вышеизложенное, ФГП ВО ЖДТ России выполнило свои договорные обязательства по сверхнормативной охране вагонов. Заказчиком оплата за сверхнормативную охрану груза не произведена.
В силу п. 1.2. Методических рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению ОАО "РЖД" от 22 марта 2012 г. N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД", задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами не приема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В силу п. 1.8 договора, грузополучатель (ООО "Домодедово Фьюэл Сервисиз") является уполномоченным лицом заказчика (ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"), а следовательно ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" несет ответственность за действия (бездействие) своего уполномоченного лица.
Таким образом, задержка груза, принятого под охрану, имела место в результате действий участников перевозочного процесса (не прием станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя), в связи с чем, ФГП ВО ЖДТ России не может претерпевать неблагоприятные последствия от действий третьих лиц в виде безвозмездного оказания услуг.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
Согласно п. 61 Приложения N 3 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 "Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования" топливо для реактивных двигателей требует обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 5.2 договора, охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
Согласно п.7.1.9. Приказа N К-10/213 от 30.09.2014 г. "О введении в действие Ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом" в случае превышения первоначального установленного нормативного срока доставки груза, указанного в перевозочном документа, структурным подразделением ФГП ВО ЖДТ России с заказчика услуг по сменному сопровождению и охране грузов взимается дополнительная плата за сверхнормативную охрану грузов, указанная в Разделе 5 приложения N 2 к приказу, которая составляет 966 руб. в сутки.
В соответствии с п.6.2. Порядка определения и исчисления времени оказания услуг по сверхнормативной охране грузов Приказа N К-10/213 от 30.09.2014 г., время сверхнормативной охраны рассчитывается в сутках, при охране грузов, менее суток, сбор взимается исходя из расчетной почасовой ставки, считая неполный час полным.
В силу п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденный приказом МПС РФ N 27 от 18.06.03г. в перевозочных документах указывается первоначальный нормативный срок доставки грузов.
В соответствии с п. 7.1. договора охрана предъявила претензию к заказчику N 1379 от 11.06.2015 г. с требованием оплатить сверхнормативную охрану 23 указанных вагонов, следовавших по отправке ЭЯ566989.
Однако письмом за N 7-1838 от 28.07.2015 г. заказчик отказал в удовлетворении заявленной претензии по формальным основаниям.
Согласно с п.7.7 договора, иск может быть предъявлен в Арбитражный суд по месту нахождения (месту жительства) Стороны или её структурного подразделения.
В силу части 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с иными правилами.
В соответствии с п. 3.5.2 договора охрана имеет право при урегулировании спорных вопросов, связанных с согласованием объемов оказанных услуг и их стоимости, подтверждать оказание услуг по сменному сопровождению и охране грузов электронными копиями приемо-сдаточного акта и акта приема (выдачи) грузов, введенными в автоматизированную систему управления сбором и контролем доходов от охраны грузов (АСУ СКДОГ).
Кроме того, в соответствии с п. 4.1.6. договора формирование объемов оказанных услуг за отчетный период производится на основании информации, поступающей ежечасно нарастающим итогом с начала отчетного периода из АС ЭТРАН.
В силу п. 7.1. Правил выдачи грузов на ж.д. транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 29, форму памятки приемосдатчика (формы ГУ-45) и порядок ее ведения устанавливается приказом МПС РФ, т.е. документ составляемый перевозчиком, но не охраной.
Транспортная железно-дорожная накладная в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов ж.д. транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.03г. N 39) оформляется перевозчиком совместно с грузоотправителем, но не охраной.
В силу п. 3.2. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.03г. N 45), акты общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком, но не охраной.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В силу п. 4.4.1 договора 10/НОР-2/203, за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный срок доставки грузов, с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы.
Из буквального толкования условий договора стороны установили, что факт нарушения срока доставки груза должен быть оформлен актом общей формы.
Исходя из п. 1.12. договора, акты, удостоверяющие наличие оснований для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, оформляются в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее по тексту - Правила).
В силу п.3.5 Правил, акты общей формы должны быть подписаны перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления; при перевозке с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными лицами акт общей формы подписывается также и лицом, охраняющим и сопровождающим груз.
Представленные акты общей формы от 10.05.2015 г. N 114, от 14.05.2015 г. N 116, от 16.05.2015 г. N 598 правомерно признаны судом не надлежащими доказательствами увеличения срока доставки, поскольку акты со стороны перевозчика не подписаны; подпись лица, охраняющего и сопровождающего груз, также отсутствует.
Апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что доводы истца, что акты общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком, но не охраной является не состоятельным и подлежит отклонению. Указанные доводы были изложены ответчиком в письме от 28.07.2015 N 7-1838.
Истец в обоснование своих доводов в исковом заявлении указывает, что в соответствии с п.3.5.2 договора охрана имеет право при урегулировании спорных вопросов, связанных с согласованием объемов оказанных услуг и их стоимость, подтверждать оказание услуг по сменному сопровождению и охране грузов электронными копиями приемо-сдаточного акта и акта приема (выдачи) грузов, введенными в автоматизированную систему управления сбором и контролем доходов от охраны грузов (АСУ СКДОГ).
Кроме того, в соответствии с п.4.1.6 договора формирование объемов оказанных услуг за отчетный период производится на основании информации поступающей ежечасно нарастающим итогом с начала отчетного периода из АС ЭТРАН.
Однако из буквального толкования положения п.3.5.2 договора стороны установили, что истец имеет право выставлять ответчику счет, счет-фактуру, акт сдачи-приемки оказанных услуг по сверхнормативной охране грузов через структурное подразделение истца в порядке, предусмотренном п.4.4 настоящего договора.
Таким образом, указанный пункт договора не предоставляет право истцу в обоснование своих доводов использовать электронные документы, введенные в автоматизированную систему СКДОГ.
Пункт 4.1.6 в договоре вообще отсутствует.
Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что истец не обоснованно ссылается на указанные пункты договора в обоснование своих доводов.
Апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой согласился апелляционный суд.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2018 года по делу N А40-228707/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГП ВО ЖДТ РФ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.