Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф01-4848/18 настоящее постановление оставлено без изменения
26 июля 2018 г. |
А11-5490/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Петушинского района Владимирской области (ОГРН 1023301107631, ИНН 3321010729) к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилРесурс" (ОГРН 5087746113660, ИНН 7703675088) о признании недействительным отказа от 17.05.2017 N 119 от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209, по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "ЖилРесурс" (ОГРН 5087746113660, ИНН 7703675088) к администрации Петушинского района Владимирской области (ОГРН 1023301107631, ИНН 3321010729) о признании недействительным решения от 23.05.2017 N ПУ-3298/01-22 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209 и применении последствий недействительности,
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП ВО "Владоблжилкомхоз" (ОГРН 1033303401450, ИНН 3327101683), УФАС по Владимирской области (ОГРН 1033302007914, ИНН 3328101887), временный управляющий ООО "ЖилРесурс" Малый Виктор Порфирьевич, Шевцов Олег Евгеньевич, общество с ограниченно ответственностью "Стем Строй" (ИНН 7725544650, ОГРН 1057747591660), временный управляющий Грабовская Элина Андреевна (ИНН 771771454724),
при участии:
от заявителя - администрации Петушинского района Владимирской области - Трофимова С.В. по доверенности от 31.01.2018 сроком действия 1 год;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЖилРесурс" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от третьего лица - временного управляющего ООО "ЖилРесурс" Малого Виктора Порфирьевича - Симаковой Е.Д. по доверенности от 15.05.2018 сроком действия 1 год, Шевцова О.Е. по доверенности от 27.10.2017 сроком действия 1 год;
от иных третьих лиц - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
установил:
администрация Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилРесурс" (далее - ООО "ЖилРесурс", Общество, ответчик) с требованием о признании недействительным отказа от 17.05.2017 N 119 от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209 (далее - контракт).
Исковые требования основаны на статьях 166, 716, 718, 719, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьях 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и мотивированы незаконным отказом Общества от спорного контракта.
Определением суда от 17.08.2017 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А11-5490/2017 и дело N А11-5959/2017 по иску ООО "ЖилРесурс" к администрации Петушинского района Владимирской области о признании недействительным решения от 23.05.2017 N ПУ-3298/01-22 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209 и применении последствий недействительности, объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Исковые требования ООО "ЖилРесурс" основаны на статьях 12, 166-168, 450, 716, 719, 743, 744, 763 ГК РФ, статьи 95 Закона N 44-ФЗ и мотивированы незаконным принятием Администрацией решения от 23.05.2017 N ПУ-3298/01-22 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209.
Решением от 18.04.2018 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении требования Администрации к ООО "ЖилРесурс" о признании недействительным отказа от 17.05.2017 N 119 от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209, отказал; иск ООО "ЖилРесурс" к Администрации удовлетворил, признал недействительным решение Администрации от 23.05.2017 N ПУ-3298/01-22 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209, обязал внести соответствующие изменения на сайт zakupki.gov.ru/ по основаниям отказа от 17.05.2017 N119 от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N209 в одностороннем порядке по решению ООО "ЖилРесурс".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что в нарушение пункта 1 статьи 716 ГК РФ и пункта 8.11 Контракта ООО "ЖилРесурс" не исполнило свою обязанность по немедленному уведомлению заказчика об иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок и до получения от заказчика указаний не приостановило работу.
Отмечает, что в документации о проведении запроса предложения, а именно в техническом задании была предусмотрена обязанность подрядчика по устранению выявленных недостатков (дефектов качества) своими силами и средствами в пределах цены контракта; ООО "ЖилРесурс" не имеет правовых оснований для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку не обнаружило в процессе исполнения контракта недостатки, а знало о их существовании.
Настаивает на доводе о том, что не все работники ответчика были в спецодежде с логотипом.
Обращает внимание суда, что факт передачи строительной площадки подтверждается актом приема-передачи строительной площадки от 18.08.2016 с недостатками, а также общим журналом производства работ N 1, открытым 18.08.2016, и подтверждающим начало и производство работ ООО "ЖилРесурс" 25.01.2016; проектная документация была получена ООО "ЖилРесурс" от предыдущего подрядчика ООО "СтемСтрой", что подтверждается актом приема-передачи проектно-сметной документации от 07.10.2015; ООО "ЖилРесурс" в своем одностороннем отказе не ссылается на отсутствие проектно-сметной документации для выполнения работ по контракту и не направляло претензий в адрес заказчика; письмом от 22.05.2017 ГУП Владимирской области "Владоблжилкомхоз" сообщает о выполнении подрядчиком работ с отставанием от графика.
Утверждает, что подрядчик в нарушение пункта 8.18 контракта не осуществил страхование строительных рисков, рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве, ответственного за причинение вреда третьи лицам при проведении строительства и не представил заказчику копию подтверждающего документа.
Полагает, что суд вышел за пределы оснований, указанных в односторонних отказах, являющихся односторонними сделками.
Указывает, что решение в части внесения соответствующих изменений на сайт zukupki.gov.ru по основаниям отказа от 17.05.2017 N 119 от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209 в одностороннем порядке по решению ООО "ЖилРесурс" неисполнимо, поскольку Администрация может разместить только решение заказчика; технической возможности для размещения решения подрядчика на сайте zukupki.gov.ru не предусмотрено.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на ее несостоятельность.
Апелляционная жалоба рассмотрена на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежаще извещенных о начавшемся процессе.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (заказчик) и ООО "СтемСтрой" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 27.08.2013 N 0328300003213000127-0217998-01 согласно пункту 5.1 которого, срок выполнения всех работ по контракту составляет 21 месяц с даты его подписания, т.е. до 28.05.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2016 по делу N А40-86134/16-83-634 исковые требования Администрации к ООО "Стем Строй" о безвозмездном устранении недостатков в рамках исполнения муниципального контракта от 27.08.2013 N 0328300003213000127-0217998-01, путем проведения работ по восстановлению несущей способности и устойчивости несущих конструкций и проведения приемки ответственных конструкций после восстановительных работ в соответствии с проектной и нормативно-технической документацией с составлением исполнительной документацией, удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу. На момент рассмотрения данного спора в суде первой инстанции данное решение не исполнено.
Администрацией данный факт подтвержден.
По акту приема-передачи (проектной и сметной) документации от 07.10.2015 ООО "СтемСтрой" передало ООО "ЖилРесурс" следующую проектную и сметную документацию: стадия "Проект" (пояснительная записка, пояснительная записка. Котельная, схема планировочной организации земельного участка, Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов, перечень мероприятий по охране окружающей среды, перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера); Стадия "Рабочая документация" (сметная документация, генеральный план, наружные сети водоснабжения и канализации, электроснабжение, сети связи наружные, проект организации строительства, архитектурно-строительные решения теплосети, строительные изделия, наружные сети водоснабжения, инженерно-геологические изыскания, инженерно-геодезические изыскания); Архитектурно-строительные чертежи и инженерные решения по ФОК (архитектурно-строительные решения ниже отм. 0.000, архитектурно-строительные решения выше отм. 0.000, отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, пожарная сигнализация, системы связи, технологические решения, электрооборудование, автоматизация вентиляционных систем, система контроля изоляции сети, вынос сетей газоснабжения, проект организации работ по демонтажу сетей газоснабжения); Проектные решения по котельной (архитектурные решения, конструктивные решения, тепломеханические решения по котельной, автоматизация, отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, газоснабжение наружное, газоснабжение (внутренние устройства), электроснабжение котельной.
Актом от 07.10.2015 приема-передачи строительной площадки под строительство ООО "СтемСтрой" передало ООО "ЖилРесурс" исходно- разрешительную документацию (разрешение на строительство N RU33511102-54, положительное заключение экспертизы проекта от 14.11.2011 N 33-1-5-0354-11, рабочая документация (проект, стадия "РД") со штампом "в производство работ"; топографическая съемка (геоподоснова) с нанесенными наружными сетями и согласованная с эксплуатирующими организациями, геодезическая разбивочная система (геоезический репер), технические условия на присоединение к наружным инженерным сетям (водоснабжение и канализация, электроснабжение и газоснабжение, системы связи), порубочный билет; уведомление в инспекцию Государственного строительного надзора администрации Владимирской области "О продолжении работ по Объекту"; ордер на земляные работы от Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Петушки).
Муниципальный контракт от 27.08.2013 N 0328300003213000127-0217998-01 по решению администрации расторгнут.
В силу части 17 статьи 95 Закона о закупках, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (закупка путем проведения запроса предложений).
В соответствии с итоговым протоколом от 04.08.2016 N 0328300003216000053 между ООО "ЖилРесурс" (подрядчик) и Администрацией (заказчик) заключен контракт от 18.08.2016 N 209, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по завершению строительства физкультурно- оздоровительного комплекса (ФОК), г. Петушки и сдать их результат заказчику, а заказчик после приемки выполненных работ обязуется оплатить выполненные работы. Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложение к контракту). Подрядчик обязуется выполнить все работы из собственных материалов и собственными силами или силами привлеченных с письменного согласия Заказчика подрядных организаций, в соответствии с условиями контракта.
Цена контракта составляет 155 199 622 руб. и включает все расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ, транспортные расходы по доставке материалов и рабочей силы до места выполнения работ, асе налоги, сборы и иные обязательные платежи включены в стоимость работ.
Подрядчик обязуется выполнить работы по завершению строительства Объекта в следующие сроки: начало выполнения работ - со дня заключения контракта; окончание выполнения работ - в течение 21 месяца. Подрядчик при исполнении контракта по согласованию с заказчиком имеет право досрочно выполнить работы и сдать объект заказчику. Дата окончания работ по строительству объекта является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. Сроки завершения отдельных этапов работ определяются графиком, который представляется подрядчиком заказчику на утверждение в течение 3 рабочих дней со дня заключения муниципального контракта и разрабатывается подрядчиком в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями контракта. Подписанный сторонами план график выполнения работ является неотъемлемой частью муниципального контракта. Срок завершения отдельных этапов работ согласно графика работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков завершения отдельных этапов. Подрядчик при исполнении контракта по согласованию с заказчиком имеет право досрочно выполнить и сдать объект заказчику, с оплатой в порядке установленном контрактом (раздел 5 контракта).
Согласно пунктам 6.1, 6.2 контракта на основании и в соответствии с переданной заказчиком проектной документацией на строительство объекта, Подрядчик должен разработать проект производства работ, регламентирующий технологию работ с целью обеспечения их надлежащего качества. Подрядчик обязан представить проект производства работ не позднее чем за 10 дней до начала производства конкретного вида работ на утверждение заказчику.
В силу пунктов 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5 контракта для реализации контракта заказчик обязан осуществлять контроль за целевым расходованием денежных средств и определением стоимости выполненных работ, а также соблюдением подрядчиком иных условий контракта. Количество проверок и сроки их проведения определяются заказчиком и с подрядчиком не согласовываются. До начала выполнения работ передать подрядчику проектную документацию на строительство объекта. Передать подрядчику (на период строительства объекта) строительную площадку, пригодную для производства строительных работ, размещения временных зданий и сооружений, временных подъездных работ согласно проектной документации на строительство объекта. Осуществлять строительный контроль посредством представителя организации, отобранной по результатам торгов, за ходом строительства и производством работ, проводить промежуточную приемку работ согласно Графику производства работ в соответствии с оформленными в установленном порядке актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и оплату выполненных подрядчиком работ в соответствии с условиями контракта. Представители заказчика, инженерной и проектной организаций имеют право беспрепятственного доступа на объект при производстве всех видов работ в любое время суток в течение всего периода строительства, а также производить соответствующие записи по Объекту в Общем журнале работ по форме утвержденной приказом от 12.01.2007 N 7 (РД-11-05-2007) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, давать обязательные для исполнения подрядчика предписания при обнаружении отступлений от утвержденной проектной документации на строительство объекта и условий контракта.
Для выполнения работ по контракту подрядчик принимает на себя обязательства выполнить все работы по завершению строительства объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям проектной документации на строительство объекта, контракту и приложений к нему.
Подрядчик незамедлительно обязан известить заказчика при обнаружении: обстоятельств, угрожающих сохранности или прочности строящегося сооружения, либо создающих невозможность завершения работ в установленный срок; иных, независящих от подрядчика обстоятельствах, угрожающих сохранности или качеству строящегося сооружения, либо создающих невозможность завершения работ в контрактный срок; чрезвычайных происшествий, случившихся при выполнении строительных работ. О чрезвычайных происшествиях незамедлительно доложить заказчику по телефону.
При производстве работ обеспечить нахождение своих работников на объекте в специальной одежде определенного образца с указанием фирменного наименования подрядчика. На момент заключения контракта осуществить страхование строительных рисков, рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества используемого при строительстве, ответственного за причинение вреда третьим лицам при проведении строительства и представит заказчику копию подтверждающего документа, обязуется передать по окончании строительства заказчику схемы расположения и каталоги координат и высот геодезических знаков, устанавливаемых при геодезических разбивочных работах в период строительства и сохраняемых до его окончания, и исполнительную документацию о выполненных работах (пункты 8.1, 8.11, 8.17, 8.18 контракта).
Объем выполняемых работ: В соответствии с проектно-сметной документацией на строительство культурно-оздоровительного комплекса (ФОК), г. Петушки (пункт 8.26 контракта).
Расторжение контракта возможно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, а именно: отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работ, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и не устранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято в порядке, предусмотренном положениями частей 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с гражданским законодательством (пункты 19.1, 19.2, 19.4 контракта).
Согласно пунктам 21.1, 21.2, 21.3 контракта заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 10 % начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 15 519 962 руб. 29 коп.
Материалами дела подтверждается, что 18.08.2016 Администрация по акту приема-передачи строительной площадки Объекта незавершенного строительства ФОК в г. Петушки передала Обществу строительную площадку и предоставил доступ на земельный участок с кадастровым номером 33:13:010210, расположенный в г. Петушки, ул. Московская, между домами 2-4, общей площадью 9 888 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с целью организации строительной площадки для завершения строительства Объекта капительного строительства ФОК г. Петушки (далее Объект), а также передал: Водоснабжение - ТУ N б/н от МУП "Коммунальные системы Петушинского района" на подключение к центральной водопроводной сети от 01.10.2015 со сроком действия 3 года; канализацию (хозяйственно-бытовая) - ТУ N б/н от МУП "Коммунальные системы Петушинского района" на подключение к центральной канализационной сети от 01.10.2015 сроком на 3 года; Газоснабжение - ТУ N 558/575/2015/з от 26.10.2015 от АО "Газпром газораспределение Владимир" со сроком действия 36 месяцев. Максимальный расход газа - 129 м3/час. Вырубка деревьев и кустарников - письмо согласование Главы администрации г.Петушки N 4177 от 15.09.2016; разрешение на строительство NRUR33511102-54 от 09.09.2016 сроком действия до 31.05.2018; ордер на производство земляных работ N126 от 16.09.2016.
В соответствии с условиями раздела 1 технического задания к данному контракту с участием сторон прошло освидетельствование и приемка ранее выполненных строительно-монтажных работ, а также строительной площадки (объект незавершенного строительства) с сопоставлением их требованиям проектно-сметной документации (ПСД), а также с требованиям проектно-сметной документации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с составлением соответствующего акта сдачи-приемки с указанием выявленных дефектов.
Общество в соответствии с условиями контракта приступило к выполнению работ по завершению строительства физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК), г. Петушки.
В рамках исполнения спорного контракта Общество письмом от 14.09.2016 N 225 направило в адрес Администрации на утверждение акт приемки объекта незавершенного строительства, акты контрольного обмера по видам ранее выполненных работ, технический отчет N 1 "Определение фактической прочности бетона на строительстве ФОК по ранее выполненным работам в редакции ЗАО "КТБ НИИЖБ".
Письмом от 21.09.2016 N 230 Общество уведомило Администрацию, о необходимости предоставления надлежаще оформленной проектной документации с внесенными изменениями для выполнения строительно-монтажных работ. К письму приложен перечень исполнительной документации по объекту незавершенного строительства ФОК г.Петушки.
Также направлен график производства работ на 2016 год, который получен представителем администрации.
Письмом от 11.10.2016 Общество просило заказчика исполнить свои обязательства по контракту, а именно: пункт 7.3 передать подрядчику (на период строительства объекта) строительную площадку, пригодную для производства строительных работ, размещения временных зданий и сооружений, временных подъездных работ согласно проектной документации на строительство объекта.
Администрация письмом от 11.10.2016 N ПУ-6230/01-13 попросило Общество исполнить свои обязательства по пунктам 5.3, 6.1, 6.2 контракта.
В ответ на письмо от 17.10.2016 N 249 администрация подтвердила о получении ранее графика выполнении работ от ООО "ЖилРесурс", но просило его доработать с учетом замечаний в части закрытия теплового контура строящегося объекта до декабря 2016 года. Также указала на создание рабочей группы по освидетельствованию и приемке ранее выполненных строительно-монтажных работ по строительству ФОК в г.Петушки на основании постановления администрации Петушинского района от 20.10.2016.
По акту от 31.10.2016 заказчик передал подрядчику объект незавершенного строительства ФОК в г.Петушки, предоставленный подрядчику на основании акта приема-передачи строительной площадки от 18.08.2016.
В приложение к указанному акту сторонами составлены акты контрольного обмера по спорному объекту, сводные дефектные ведомости от 31.10.2016, выявлены дефекты несущих и ответственных конструкций, а именно: в фундаменте и металлокаркасе здания. Исполнительная и техническая документация по выполненным работам отсутствует. Для устранения дефектов и повреждений в фундаментах и металлокаркасе здания указано на необходимость разработать проектные решения специальзированной организацией, имеющей разрешительные документы (лицензии либо свидетельства о допуске и иные) на данный вид работ.
Зафиксировано отсутствие выполненных работ по консервации объекта в результате перерыва производства работ по объекту сроком более 6 месяцев, что отразилось существенным образом на некоторых видах выполненных работ в части фундамента и металлокаркаса здания (т.3 ст. 6, 13-106).
Судом установлено, что 21.11.2016 ООО "ЖилРесурс" приобрело за счет собственных средств часть проектной документации (т.3 стр.107-139).
Данный факт заказчиком не оспаривается.
Письмом от 06.12.2016 N 311 Общество уведомило Администрацию о невозможности выполнения работ по нагружению части фундаментов не имеющих проектную прочность и несущую способность, по нагружению несущего металлического каркаса витражами и несущими конструктивными элементами; невозможности завершения работ по устройству несущего металлического каркаса; завершению работ по покрытию кровли и по устройству ограждающих конструкций из навесных сендвич-панелей до исполнения ООО "СтемСтрой" решения Арбитражного суда города Москвы по делу от 27.09.2016 N А40-86134/16-83-634. Указанным письмом Общество также указало Администрации, что недоработки и дефекты подлежащие исправлению ООО "СтемСтрой" на объекте ФОК г. Петушки по независящим от Общества причинам грозят годности результатам выполняемой работы и создают невозможность ее завершения в срок.
Письмом от 10.12.2016 N 314 Общество просило Администрацию утвердить план-график работ на первый квартал 2017, не затрагивающий конструктивные элементы ФОК г. Петушки, подлежащие исправлению ООО "Стем-Строй". Данный график утвержден администрацией только 09.01.2017.
Во исполнение условий спорного контракта Общество передало Администрации часть выполненных работ на сумму 23 279 943 руб. 30 коп., о чем сторонами подписаны акты по форме КС-2 от 27.12.2016 N N 1, 2, 3, 4. Администрация в свою очередь оплатила выполненные Обществом работы.
Письмом от 28.03.2017 N 62 Общество просило Администрацию определить лицо, которое исправит недостатки несущих конструкций ФОК, пересмотреть проектно-сметную документацию в части обеспечения строительства ФОК инженерно-техническим оборудованием. Также просило Администрацию приложить совместные усилия по строительству ФОК г. Петушки в части фундамента и каркаса здания, исполнить решение Арбитражного суда города Москвы по делу от 27.09.2016 N А40-86134/16-83-634. Дополнительно указало на ряд работ, которые не включены в проектно-сметную документацию и цену по контракту. Общество обратило внимание заказчика на необходимость некоторых работ по ремонту фундамента и каркаса здания, без которых невозможно в дальнейшем обеспечить надлежащее выполнение работ по контракту.
В ответе от 18.04.2017 N ПУ-2572/01-22 на обращения Общества, Администрация указала, что Общество обязано в рамках выполнения условий контракта выполнить по заданию заказчика работы по завершению строительства ФОК г. Петушки, в том числе устранить выявленные недостатки (дефекты качества) ранее выполненных строительно-монтажных работ в пределах цены контракта. Дополнительно администрация сообщила об отсутствии оснований для выделения дополнительных денежных средств на выполнение выявленных дополнительных работ. Следовательно, отсутствуют основания для изменения условий контракта.
Письмом от 19.04.2017 N 85\1 Общество предупредило Администрацию о невозможности в дальнейшем продолжать выполнение работ по контракту, поскольку не выполнены ремонтно-восстановительные работы по фундаменту и металлокаркасу здания, что ведет за собой нарушение всей последовательности при производстве строительно-монтажных работ, указанных в графике производства работ по объекту капитального строительства на 1 квартал 2017 года. Кроме того, подрядчик приостановил работы по спорному контракту.
17.05.2017 в акте зафиксировано, что работы на спорном объекте не ведутся. Данное обстоятельство также подтверждается общим журналом работ и не оспаривается сторонами.
Решением от 17.05.2017 N 119 Общество ввиду невозможности исполнения работ в одностороннем порядке отказалось от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209. Указанный отказ был направлен Администрации 17.05.2017 заказным письмом с уведомлением о вручении, 18.05.2017 по электронной почте указанной в контракте.
23.05.2017 указанный отказ вручен представителю Администрации нарочно.
Как видно из представленных документов, основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта явился отказ администрации от согласования плана-графика работ, невыполнении ремонтно-восстановительные работы по фундаменту и металлокаркасу здания, а также не исполнение ООО "СтемСтрой" решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-86134/16-83-634 от 27.09.2016, обязывающее последнего выполнить ряд работ на строящемся объекте, без проведения которых дальнейшее исполнение условий спорного контракта не возможно.
Решением от 23.05.2017 N ПЧ-3298/01-22 Администрация отказалась от исполнения контракта на выполнение работ от 18.08.2016 N 209.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209 направлено заказчиком в адрес Общества почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте, а также вручено нарочно директору ООО "ЖилРесурс" Шевцову О.Е. под роспись.
Согласно тексту решения, основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта от 18.08.2016 N 209 явились неоднократные отступления от условий контракта, в частности подрядчиком было допущено нарушение срока представления на утверждение заказчику графика выполнения работ, предусмотренного пунктом 5.3 контракта.
Подрядчиком было допущено нарушение срока предоставления на утверждение заказчику проекта производства работ, регламентирующего технологию работ (пункт 6.2 контракта). В период с 13.05.2017 по 20.05.2017 в журнале общих работ N 3 отсутствуют записи о проводимых работах на объекте (страницы 19-20 записи от 12.05.2017 N 47 и запись от 20.05.2017 N 48). Далее, пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что сроки определяются графиком работ. Дата срока завершения отдельных этапов работ согласно графику работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях отдельных этапов. В адрес администрации Петушинского района 22.05.2017 поступило письмо N377/0707 от ГУП ВО "ВЛАДОБЛЖИЛ СОМХОЗ", согласно которому подрядчик выполняет работы на объекте с отставанием от графика производства СМР. Подрядчик в нарушение пункта 8.13 контракта не представил информацию о ходе строительства объекта заказчику до 25.09.2016, 25.12.2016, 25.03.2017. Подрядчик в нарушение п. 8.18 контракта не осуществил страхование строительных рисков, рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве, ответственного за причинение вреда третьи лицам при проведении строительства и не представил заказчику копию подтверждающего документа. В нарушение пункта 8.17 контракта не все работники при производстве работ на Объекте находились в специальной одежде определенного образца с указанием фирменного наименования подрядчика. В нарушение п. 8.23. и п. 8.24.контракта подрядчик не привлек к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены Контракта. Также в качестве основания для одностороннего отказа Администрация указывает на невыполнение Обществом условия о разработке технического решения по устройству витражного остекления с расчетными показателями и не принято решение по выбору сечения профиля несущего каркаса витражного остекления.
Претензией от 24.05.2017 Администрация предложила Обществу отменить не вступившее в законную силу решение об отказе от 17.05.2017 N 119 от исполнения спорного контракта. Претензия осталась без удовлетворения.
Письмом от 24.05.2017 N ИУ-3342/01-22 администрация уведомила Общество о запрете на въезд и выезд транспорта подрядчика, а также ввоз и вывоз материалов, оборудования и другого имущества без согласованию с администрацией.
Полагая, что односторонний отказ подрядчика от исполнения контракта является недействительным, истец обратился с иском в суд.
Во встречном иске ООО "ЖилРесурс" полагает, что у Администрации отсутствовали основания для расторжения контракта в одностороннем порядке по основанию ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Общество также в обоснование встречных исковых требований указало, что неоднократно обращалось в Администрации с требованиями устранить недоработки конструкции объекта ФОК г. Петушки для возможности выполнения Обществом принятых на себя спорным контрактом обязательств.
Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
По смыслу приведенных норм права односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 8 статьи 95 Закон N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Право подрядчика на расторжение договора в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора предусмотрено в разделе 19 спорного контракта.
В силу статей 702, 708 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (части 3 статьи 716 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. (пункты 1, 2, 3 статьи 743 ГК РФ).
Пунктом 7.2 контракта предусмотрено обязанность заказчика до начала выполнения работ передать подрядчику проектную документацию на строительства объекта.
Указанная обязанность по смыслу положений статьи 743 ГК РФ является встречным исполнением по отношению к обязательству подрядчика, и ее неисполнение свидетельствует о просрочке кредитора.
В соответствии с условиями раздела 1 технического задания к данному контракту освидетельствование и приемка ранее выполненных строительно-монтажных работ, а также строительной площадки (объект незавершенного строительства) с сопоставлением их требованиям проектно-сметной документации (ПСД), а также с требованиям проектно-сметной документации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с составлением соответствующего акта сдачи-приемки с указанием выявленных дефектов. Приемка по составу и содержанию комплекта исполнительной и технической документации по ранее выполненным работам с составлением соответствующего акта сдачи-приемки с указанием выявленных недостатков. Совместно с авторским надзором и строительным контролем разработка технических решений по устранению выявленных несоответствий (дефектов качества) по ранее выполненным работам в соответствии с требованиями проектной и нормативно-технической документации. Устранение выявленных недостатков(дефектов качества) выполняется силами и средствами подрядчика согласно разработанных и утвержденных технических и проектных решений в пределах цены контракта.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (статья 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
На основании акта от 31.10.2016 заказчик передал подрядчику объект незавершенного строительства ФОК в г.Петушки.
В указанном акте отражено, что выявлены дефекты несущих и ответственных конструкций, а именно: в фундаменте и металлокаркасе здания. Исполнительная и техническая документация по выполненным работам отсутствует. Для устранения дефектов и повреждений в фундаментах и металлокаркасе здания указано на необходимость разработать проектные решения специальзированной организацией, имеющей разрешительные документы (лицензии либо свидетельства о допуске и иные) на данный вид работ. Зафиксировано отсутствие выполненных работ по консервации объекта в результате перерыва производства работ по объекту сроком более 6 месяцев, что отразилось существенным образом на некоторых видах выполненных работ в части фундамента и металлокаркаса здания. Более подробно данный сведения изложены в актах контрольного обмера по спорному объекту и сводных дефектных ведомостях от 31.10.2016.
Согласно пояснения подрядчика 21.11.2016 ООО "ЖилРесурс" приобрело за счет собственных средств часть проектной документации, а именно архитектурно-строительные решения по отоплению и вентиляции; водопровод и канализация; электрооборудование; системы связи; пожарная сигнализация; технологические решения; автоматизация индивидуального теплового пункта; автоматизация вентиляционных систем; автоматизация насосной станции противопожарного водопровода; наружные сети водоснабжения и канализации; наружные сети водоснабжения; электроснабжение; газоснабжение наружное; вынос сетей газоснабжения; сети связи наружные; тепловые сети. Системы контроля изоляции теплосети; архитектурно-строительная часть теплосети; строительные изделия; геодезия; геология; архитектурные решения котельной; конструктивные решения котельной; электроснабжение котельной; водоснабжение и канализация котельной; тепломеханические решения котельной; автоматизация котельной; отопление и вентиляция котельной; газоснабжение внутреннее котельной; наружные сети газоснабжения. Фундаменты по ГРПШ и металлическое ограждение.
Остальная проектная документация по объемам работ выполненных ООО "СтемСтрой" в части фундамента и металлокаркаса администрацией так и не передана подрядчику.
По проектной документации, выкупленной у ГУП "Владимиргражданпроект" Общество выполнило часть объема работ, предусмотренных контрактом на сумму 23 279 943 руб. 30 коп., о чем Администрацией и Обществом подписаны акты по форме КС-2, КС-3.
Администрация в свою очередь оплатила выполненные Обществом работы.
ООО "ЖилРесурс" неоднократно в письмах от 14.09.2016, 20.09.2016, от 06.12.2016, от 10.12.2016, от 28.03.2017, от 18.04.2017 уведомляло Администрацию о невозможности выполнения работ, ввиду не устранения ООО "СтемСтрой" недостатков в возведенном каркасе объекта - ФОК г.Петушки до устранения которых выполнение части работ по спорному контракту не возможно, а также просило передать недостающую часть проектной документации на спорный объект, в том числе просило передать разработанные и утвержденные технические и проектные решения по ранее выполненным ООО "СтемСтрой" работам с учетом выявленных и зафиксированных недостатках (дефектах) на фундамент и металлокаркас здания. Однако данные требования Администрацией проигнорированы. Проектная документация не передана.
ГУП ВО "Владоблжилкомхоз" также подтвердило, что проектная документация заказчиком так и не передана подрядчику. Часть проектной документации выкуплена подрядчиком за счет собственных средств. При этом часть документации, неотносящаяся к фундаменту и каркасу спорного объекта, была передана заказчиком 25.01.2017. Администрации Обществом неоднократно указывалось на существенные недостатки в несущей конструкции (каркаса) объекта, а также то, что данные недостатки должны быть исправлены именно ООО "СтемСтрой".
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заказчик передал подрядчику часть проектно-сметной документации только 25.01.2017 с нарушением, предусмотренного договором срока, а также не предполагающую проведение работ по капитальному ремонту и восстановлению несущей способности и устойчивости маталлоконструкции ФОК г.Петушки; необходимые проектные решения по ранее выполненным ООО "СтемСтрой" работам с учетом выявленных и зафиксированных недостатках (дефектах) на фундаменте и металлокаркасе здания не внесены и не переданы подрядчику, ввиду не возможности выполнения оставшегося объема работ, предусмотренного спорным контрактом впоследствии Общество, предупредив заказчика о непригодности предоставленной заказчиком технической документации, возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности и прочности результатов выполняемой работы (в части неисправности несущей конструкции фундамента и каркаса здания), что создает невозможность ее завершения в срок, приостановило выполнение работ согласно письму от 19.04.2017 N 85\1 и в последствии отказалось от его исполнения.
Повторно оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности отказа подрядчика от спорного контракта в связи с предоставлением заказчиком ненадлежащей документации для выполнения предусмотренных данным контрактом работ, а также неисправления недостатков (дефектов) ранее выполненных работ предыдущим подрядчиком, что объективно препятствовало исполнению своих обязательств ООО "ЖилРесурс".
Учитывая, что причиной неисполнения подрядчиком обязательств по спорному контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, явились действия самого заказчика, не предоставившего в срок встречное исполнение по контракту, решение Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев встречное исковое заявление суд верно пришел к следующим выводам.
Ответчик (заказчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом (часть 9 статья 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В качестве оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта Администрацией указаны следующие обстоятельства, признанные судом первой инстанции подлежащими отклонению ввиду необоснованности и не являющимися объективными основаниями для расторжения контракта с Обществом в одностороннем порядке.
В качестве основания для одностороннего отказа Администрацией указано на нарушение подрядчиком срока представления на утверждение графика выполнения работ (пункт 5.3 контракта).
Вместе с тем, Администрацией не учтены следующие обстоятельства.
Как видно из пункта 5.3 спорного контракта срок предоставления на утверждение графика выполнения работ должен быть предоставлен заказчику в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта, т.е. в срок до 23.08.2016.
Однако, в соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложением к контракту). В соответствии с пунктом 7.2 контракта заказчик обязан до начала выполнения работ передать подрядчику проектную документацию на строительство объекта.
Как установлено выше судом заказчик свои обязательства по передаче проектно-сметной документации так и не исполнил надлежащим образом.
Кроме того, разделом 1 технического задания предусмотрен перечень мероприятия, которые предшествовали в обязательном порядке на объекте с участием сторон и контролирующих организаций в рамках контракта.
При этом письмом от 21.09.2016 N 230 Общество направлен график производства работ на 2016 год, который получен представителем администрации. График на первое полугодие 2017 года утвержден заказчиком 09.01.2017.
Письмом от 11.10.2016 Общество просило заказчика исполнить свои обязательства по контракту, предусмотренные пунктом 7.3.
В ответ на письмо от 17.10.2016 N 249 администрация подтвердила получение ранее графика выполнении работ от ООО "ЖилРесурс", но просило его доработать с учетом замечаний в части закрытия теплового контура строящегося объекта до декабря 2016 года. Также указала на создание рабочей группы по освидетельствованию и приемке ранее выполненных строительно-монтажных работ по строительству ФОК в г.Петушки на основании постановления администрации Петушинского района от 20.10.2016.
Администрация в свою очередь представила Обществу строительную площадку только в октябре 2016 года, о чем свидетельствует акт от 31.10.2016.
Таким образом, по вине заказчика Общество не имело фактической возможности для подготовки графика работ и передачи его Администрации в установленный контрактом срок.
По мнению Администрации, в качестве основания для одностороннего отказа от контракта послужило невыполнение Обществом пункта 8.18 контракта, в частности на момент заключения осуществить страхования строительных рисков, рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве, ответственного за причинение вреда третьим лицам при проведении строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 742 ГК РФ договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски. Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
В соответствии с частью 1 статьи 932 ГК РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. Возможность страхования ответственности подрядчика перед заказчиком за нарушение договора при заключении муниципальных контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы.
Однако, исходя из буквального толкования условий контракта, не следует, что подрядчик обязан заключить договор страхования строительно-монтажных рисков при выполнении работ (статьи 742,930 ГК РФ) либо договор страхования риска гражданской ответственности (статьи 742,931 ГК РФ).
На момент заключения контракта и в процессе его исполнения объект капитального строительства как таковой отсутствовал.
Администрацией не представлено не только правовое обоснование допустимости в соответствии с законом страхования ответственности подрядчика, но и доказательств самой возможности страхования ожидаемого результата (итогового объекта) по спорному контракту.
Более того, на момент заключения контракта, во исполнение требований пункта 8.18 Обществом Администрации были представлены договор N СРО-16/124/3098 страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 21.07.2016, полис N СРО-16/124/3090 от 04.08.2016, договор N СРО-15/124/1699-950 страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 19.05.2015, дополнительное соглашение N1ДС от 28.01.2016 к договору NСРО-15/124/1699-950 страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 19.05.2015. Кроме того, 08.09.2016 Общество заключило дополнительное соглашение N1ДС к договору NСРО-16/124/3098 страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 21.07.2016, а 16.01.2017 договор (полис) страхования N1700D40В0164 страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Копии указанных выше документов были переданы Администрации вместе с документами, подтверждающими выполнение работ. Данный факт не опровергнут заказчиком, в том числе документально.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно счел, что у Администрации не имелось достаточных оснований для отказа от контракта.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении суда.
В материалах дела отсутствую доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
ГУП ВО "Владоблжилкомхоз", осуществлявшее на объекте строительный контроль, пояснило, что на объекте велась фото и видеофиксация, работники на объекте были экипированы в соответствии с договорными условиями (л.д.161, т.6). О фальсификации данного документа стороной не заявлялось.
В период с 13.05.2017 по 20.05.2017 в журнале общих работ N 3 отсутствуют сведений о ведении подрядчиком работ в период с 13.05.2017 по 20.05.2017. Вместе с тем, письмом от 19.04.2017 N85\1 (л.д. 135-136, т. 2) Общество уведомило Администрацию в порядке статей 716, 719 ГК РФ о невозможности в дальнейшем продолжать выполнение работ по контракту, поскольку не выполнены ремонтно-восстановительные работы по фундаменту и металлокаркасу здания, что ведет за собой нарушение всей последовательности при производстве строительно-монтажных работ указанных в графике производства работ по объекту капитального строительства на 1 квартал 2017 года. Кроме того, подрядчик приостановил работы по спорному контракту, и соответственно, работы дальше не производились, 17.05.2017 Обществом направлен односторонний отказ от контракта.
ГУП ВО "Владоблжилкомхоз" в отзыве также указало, что претензий к подрядчику не имеет в отношении объема, качества выполненных работ по контракту, в том числе и в отношении графика их выполнения.
Позиция заявителя о том, что при заключении контракта стороны исходили из необходимости выполнения полного объема работ на объекте, в том числе в части устранения недостатков предыдущего подрядчика, признана судом несостоятельной, поскольку, исходя из поведения сторон, их воля фактически была направлена на выполнение новым подрядчиком объема, за исключением недостатков, допущенных прежним подрядчиком, на что указывает обращение администрации в суд в рамках дела N А40-86134/16-83-634.
Ссылки администрации на неисполнимость судебного акта отклонены судом, поскольку размещение сведений в информационной системе подлежит в соответствии с принципом достоверности. Кроме того, судом не установлена форма предоставления для размещения соответствующих сведений администрацией. Также материалы дела не содержат документального подтверждения объективной невозможности внесения требуемых изменений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2018 по делу N А11-5490/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петушинского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5490/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф01-4848/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Петушинского района Владимирской области, ООО "ЖилРесурс"
Ответчик: Администрация Петушинского района Владимирской области, ООО "ЖилРесурс"
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4848/18
26.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8615/17
18.04.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5490/17
17.11.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8615/17