г. Воронеж |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А64-9147/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Ю.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Глотова Валерия Александровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Глотова Валерия Александровича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2018 по делу N А64-9147/2017 (судья Павлов В.Л.) по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Глотова Валерия Александровича, Тамбовская область (ОГРНИП 313682709300015, ИНН 681301204141) к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 19.10.2017 г. N10-04/8006/8007/8008/8009 в передаче в аренду земельных участков с кадастровыми номерами NN68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7 и обязании Комитета по управлению имуществом Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Главы КФХ Глотова В.А. путем предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами NN68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7 путем заключения договора аренды указанных земельных участков,
третье лицо: Администрация Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ :
Глава КФХ Глотов Валерий Александрович (далее - Глава КФХ Глотов В.А., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет) от 19.10.2017 N 10-04/8006/8007/8008/8009 в передаче в аренду земельных участков с кадастровыми номерами N N 68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7 и обязании Комитета по управлению имуществом Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Главы КФХ Глотова В.А. путем предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами N N 68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7 путем заключения договора аренды указанных земельных участков.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Администрации Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2018 по делу N А64-9147/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным ИП Глотов В.А. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в момент решения об отказе в передаче в аренду Главе КФХ Глотову В.А. земельных участков с кадастровыми номерами N N 68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7 аукцион назначен не был, следовательно, отсутствуют основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Ссылается на то, что Глава КФХ Глотов В.А. является участником государственной программы поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
В представленном суду отзыве Комитет соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Администрация Тамбовской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорила.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников судебного процесса, надлежащим образом уведомленных, в порядке ст.ст. 123, 156, 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.07.2018 по 17.07.2018.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Тамбовской области на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N N 68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7.
На основании постановления администрации Тамбовской области от 16.11.2017 N 1133 "Об условиях продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, расположенных в границах Кирсановского, Мичуринского, Бондарского, Петровского, Уметского, Мучкапского, Пичаевского, Ржаксинского, Уваровского и Рассказовского районов" принято решение осуществить продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, расположенных в границах Кирсановского, Мичуринского, Бондарского, Петровского, Уметского, Мучкапского, Пичаевского, Ржаксинского, Уваровского и Рассказовского районов, в количестве 25 единиц, общей площадью 15100953 кв.м, по перечню согласно приложению N 1, на аукционе, открытом по составу участников и форме подачи предложений о цене, по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Пунктом 2 постановления рекомендовано утвердить начальную цену лотов и величину повышения начальной цены земельных участков (шаг) согласно приложению N 2 в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 13.10.2017 N 2035/17.
Комитету по управлению имуществом области выступить в качестве организатора торгов по продаже земельных участков, указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению, в установленном законом порядке и обеспечить поступление средств в бюджет Тамбовской области.
Настоящее постановление опубликовано на "Официальном интернет портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в газете "Тамбовская жизнь", на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 22.11.2017 N 662 "О проведении аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области" установлено провести 25.12.2017 в 10 час. 00 мин. аукцион по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, в количестве 17 единиц, общей площадью 11580753 кв.м, расположенных в границах Бондарского, Петровского, Уметского, Ржаксинского, Уваровского и Рассказовского районов, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, отдельными лотами.
Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже земельных участков подготовлено и опубликовано в официальных источниках опубликования.
Регистрация заявок проходила с 24.11.2017 по 20.12.2017.
По итогам аукциона между Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области и ООО "Агрофирма "Тамбовская" заключен договор купли-продажи земельных участков N 582/2018 от 17.01.2018.
28.09.2017 индивидуальный предприниматель Глава КФХ Глотов В.А. обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 68:13:0517019:7, общей площадью 229445 кв.м, адрес: Тамбовская область, Петровский район, в границах СХПК "Рассвет", категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду сроком на 59 месяцев без проведения торгов.
Комитет по управлению имуществом 19.10.2017 направил Главе КФХ Глотову В.А. письмо N 10-04/8006/8007/8008/8009, в котором сообщалось о том, что в соответствии с протоколом заседания комиссии для координации действий по рациональному использованию и оформлению земельных участков от 05.07.2017 N 10 комитету рекомендовано объявить аукцион по продаже земельных участков с кадастровыми номерами N N 68:13:0517004:39, 68:13:0517023:5, 68:13:0517010:10 и 68:13:0517019:7, расположенных в границах СХПК "Рассвет", Петровского района и комитетом проводятся мероприятия по организации аукциона.
Посчитав указанное письмо отказом в предоставлении земельных участков, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"(далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Одновременно из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, согласно пункту 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона об обороте).
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом, то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе такого основания как то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Исследовав повторно и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов, изложенных в решении.
Суд первой инстанции отметил, что учитывая заявленные предпринимателем требования и направленность его интересов исключительно на получение спорных земельных участков в аренду, и принимая во внимание установленную статьей 39.18 ЗК РФ процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающую необходимость совершения указанных в ней мероприятий, признание незаконным оспариваемого отказа администрации не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции учитывает также те обстоятельства, что постановление, согласно которому аукцион в отношении спорных земельных участков проведен, не оспорено, заявитель не принимал участие в аукционе, несмотря на то, что был проинформирован об этом, по результатам аукциона заключен договор купли-продажи.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает наличия совокупности оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ, для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2018 по делу N А64-9147/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.