город Омск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А81-580/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6625/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2018 по делу N А81-580/2018 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" (ИНН 8905027532, ОГРН 1028900704953) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) об оспаривании отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" (далее по тексту - МУ "Дирекция муниципального заказа", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск", выраженного в письме от 24.11.2017 N 42502/105-100.
В обоснование требования заявитель указал, что им в период с 2011 по 2014 год от имени муниципального образования город Ноябрьск за счет средств бюджетов в целях обеспечения муниципальных нужд осуществлялись работы по обустройству проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск. По мнению учреждения, Департамент необоснованно отказал во внесении в реестр недвижимости изменений в сведения об объекте недвижимого имущества, поскольку указанные заинтересованным лицом основания для отказа не предусмотрены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
Решением от 26.04.2018 по делу N А81-580/2018 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа требования МУ "Дирекция муниципального заказа" удовлетворил, признав незаконным отказ Департамента во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск", выраженный в письме от 24.11.2017 N 42502/105-100; обязав Департамент рассмотреть повторно обращение МУ "Дирекция муниципального заказа" о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск" и вынести решение в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
С Департамента в пользу МУ "Дирекция муниципального заказа" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
МУ "Дирекция муниципального заказа" из федерального бюджета возвращена излишне перечисленная платежным поручением от 09.02.2018 N 6091 государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению данного спора, не оценив должным образом доводы Департамента, а именно: Департамент правомерно отказал во внесении в реестр изменений в сведения об объекте, поскольку заявителем не были представлены в полном объеме документы, необходимые для включения сведений в реестр муниципального имущества (не представлены разрешение на строительство (реконструкцию) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план на реконструируемый (созданный) объект). Податель жалобы указывает на не направлении ему МУ "Дирекция муниципального заказа" документов, приложенных к заявлению.
МУ "Дирекция муниципального заказа" в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами Департамента.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Департамент уведомил о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Департамента и МУ "Дирекция муниципального заказа".
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 06.09.2017 МУ "Дирекция муниципального заказа" обратилось в Департамент с заявлением N 30372/102-400, которым для оформления в казну муниципального образования город Ноябрьск направило документацию по объекту "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск", в частности копии: муниципальных контрактов, актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ (формы N КС-2, N КС-3), исполнительной документации, общих журналов работ, а также бухгалтерскую справку на сумму 59 597 986 руб. 72 коп. (т.4 л.д.125).
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, заинтересованное лицо направило заявителю письмо от 24.11.2017 N 42502/105-100, которым отказало во внесении в реестр изменений в сведения об объекте по причине отсутствия документов, необходимых для внесения изменений в сведения об объекте недвижимости, а именно: разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; технического плана на реконструируемый (созданный) объект (с подробным описанием объекта) (т.1 л.д.14-16).
Несогласие учреждения с отказом заинтересованного лица, выраженном в письме от 24.11.2017 N 42502/105-100, послужило поводом к обращению с заявлением в арбитражный суд.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные МУ "Дирекция муниципального заказа" требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В то же время, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае арбитражный суд установил наличие совокупности условий для удовлетворения заявленных МУ "Дирекция муниципального заказа" требований.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее по тексту - Порядок).
Означенный Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.
В соответствии с пунктом 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
В порядке пункта 3 Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Пунктом 4 Порядка установлено, что реестр состоит из 3 разделов.
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; - сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Исходя из пункта 6 Порядка внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.
Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).
В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что учреждением в период с 2011 по 2014 год от имени муниципального образования город Ноябрьск за счет средств бюджетов в целях обеспечения муниципальных нужд осуществлялись работы по обустройству проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск. Согласно бухгалтерской справке МУ "Дирекция муниципального заказа" объем затрат по объекту "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск" составил 59 597 986 руб. 72 коп.
С учетом положений пункта 4 Порядка указанные изменения стоимости объекта, находящегося в муниципальной собственности, подлежат внесению в раздел 1 Реестра.
При этом, как верно установил суд первой инстанции, во исполнение приведенных выше положений Порядка учреждение 06.09.2017 обратилось в Департамент (орган, уполномоченный вести реестр) с соответствующим заявлением и приложило документы, содержащие сведения об изменении стоимости объекта, в частности копии: муниципальных контрактов, актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ (формы N КС-2, N КС-3), исполнительной документации, общих журналов работ, а также бухгалтерскую справку на сумму 59 597 986 руб. 72 коп.
Вместе с тем, Департамент письмом от 24.11.2017 N 42502/105-100 отказал во внесении в реестр изменений в сведения об объекте, сославшись при этом на пункт 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка в случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учета либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр.
В обоснование отказа во внесении в реестр изменений в сведения об объекте, Департамент указал на отсутствие документов, необходимых для внесения изменений в сведения об объекте недвижимости, а именно: разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; технического плана на реконструируемый (созданный) объект (с подробным описанием объекта).
Однако указанные документы не относятся к документам, которые необходимы в соответствии с пунктом 4 Порядка для внесения в реестр сведений о муниципальном недвижимом имуществе.
Поскольку иных оснований для отказа во внесении в реестр изменений в сведения об объекте недвижимого имущества в письме Департамента от 24.11.2017 N 42502/105-100 не указано, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не может быть признан законным и обоснованным.
Каких-либо доказательств, безусловно и неопровержимо препятствующих внесению реестр изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск" Департаментом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ в ходе рассмотрения дела не представлено.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск", выраженный в письме от 24.11.2017 N 42502/105-100, не соответствует требованиям порядка, и нарушает права и законные интересы общества, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
Признавая незаконным отказ Департамента во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск", выраженный в письме от 24.11.2017 N 42502/105-100, суд первой инстанции правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права указал на обязанность Департамента рассмотреть повторно обращение МУ "Дирекция муниципального заказа" о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об объекте "Обустройство проезда N 1 промзоны г. Ноябрьск" и вынести решение в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
Довод заявителя жалобы о процессуальном нарушении в связи с не направлением в адрес Департамента копии документов, приложенных к заявлению, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу требований статьи 270 АПК РФ. Вместе с тем, в силу требований статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были созданы все условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ), и для обеспечения реализации процессуальных прав участников процесса, предусмотренных статьей 41 АПК РФ.
В связи с изложенным выше, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы, поскольку ее податель не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2018 по делу N А81-580/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-580/2018
Истец: "Дирекция муниципального заказа"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска
Третье лицо: Ноябрьский городской суд