Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф04-5004/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А70-18423/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6556/2018) индивидуального предпринимателя Сотниковой Надежды Захаровны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 по делу N А70-18423/2017 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) к индивидуальному предпринимателю Сотниковой Надежде Захаровне об освобождении участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Сотниковой Надежды Захаровны - лично Сотникова Надежда Захаровна (по паспорту), представитель Сафиуллин Р.Р. (по паспорту, по доверенности);
от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени - Трофимова Н.С. (по паспорту, по доверенности);
установил:
Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее по тексту - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сотниковой Надежде Захаровне (далее по тексту - предприниматель Сотникова Н.З., ответчик) об обязании в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу освободить место размещения по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В", от размещенного на нем нестационарного торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами площадью 97 кв.м путем проведения демонтажа нестационарного торгового объекта, вывоза данного имущества и передачи места размещения Департаменту по акту.
В случае неисполнения решения в установленный срок просит предоставить истцу право освободить место размещения собственными силами с последующим возмещением расходов за счет ответчика.
Исковые требования со ссылками на статьи 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) мотивированы тем, что ответчик после прекращения договорных отношений, в связи с отказом истца от договора, не освободил занимаемый участок.
Решением от 06.04.2018 по делу N А70-18423/2017 Арбитражный суд Тюменской области исковые требования Департамента удовлетворил, обязав предпринимателя Сотникову Н.З. в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу освободить место размещения по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В" от торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами площадью 97 кв.м. путем демонтажа павильона, вывоза данного имущества и передачи места размещения Департаменту по акту; в случае неисполнения решения в установленный срок предоставить истцу право освободить место размещения собственными силами.
С предпринимателя Сотниковой Н.З. в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика возникла обязанность освободить занимаемый участок (провести демонтаж), предоставленный ему истцом ранее по договору на размещение нестационарного торгового объекта N 13-НТО/16 от 25.04.2016, поскольку уведомлением N 14-08-2040/7 от 02.10.2017 Департамент известил предпринимателя Сотникову Н.З. о досрочном расторжении договора, в связи с нарушением ею условий договора в части размещения на месте размещения нестационарного торгового объект обладающий признаками капитального строительства, и отсутствием каких-либо правовых оснований нахождения имущества ответчика на этом участке.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что односторонний отказ от договора неправомерен, поскольку не основан на нарушении ответчиком договорных обязательств и направлен исключительно на прекращение правовых оснований использования земельного участка, препятствует ответчику осуществлять предпринимательскую деятельность. Также указывает на отсутствие у суда первой инстанции оснований для отнесения спорного объекта к объектам капитального строительства. В материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью свидетельствующие о том, что спорный объект имеет фундамент, прочно связан с землей.
В качестве приложения к апелляционной жалобе предприниматель Сотникова Н.З. представила копии следующих документов: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 11.01.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101002:167; выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 11.01.2018 в отношении здания с кадастровым номером 72:23:0101002:775; дополнения к исковому заявлению от 13.03.2018; реконструкция временного объекта павильона в г.Тюмени по ул.Тимуровцев, 26 В; договор аренды земельного участка N 840/111; акт приема-передачи в аренду земельного участка от 09.11.2006.
Отзыв истца на жалобу Департамента не подлежит приобщению к материалам дела и оценке, поскольку доказательств его направления, позволяющего обеспечить возможность получения предпринимателем Сотниковой Н.З., либо вручения заблаговременно непосредственно представителю предпринимателя, истцом не представлено (части 1, 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя Сотников Н.З. поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Приложенные к апелляционной жалобе копии следующих документов, приложенных к апелляционной жалобе: выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 11.01.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101002:167; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 11.01.2018 в отношении здания с кадастровым номером 72:23:0101002:775; дополнения к исковому заявлению от 13.03.2018, - подлежат возврату предпринимателю поскольку имеются в материалах дела и их повторное приобщение в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции не предусмотрено действующим законодательством (л.д. 41-45, 61, 62, 92, 94); в отношении реконструкции временного объекта павильона в г.Тюмени по ул.Тимуровцев, 26 В; договора аренды земельного участка N 840/111; акта приема-передачи в аренду земельного участка от 09.11.2006 предпринимателем Сотниковой Н.З. не обоснована уважительность причин непредставления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ). В связи с изложенным приложенные к апелляционной жалобе документы не подлежат приобщению к материалам настоящего дела в целях их исследования и оценки в рамках рассмотрения обоснованности жалобы ответчика на решение от 06.04.2018 и возвращаются судом апелляционной инстанции ответчику вместе с настоящим постановлением.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.04.2016 между Департаментом и предпринимателем Сотниковой Н.З. (Правообладатель) был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 13-НТО/16 (далее по тексту - договор), согласно пункту 1.1. которого, Департамент предоставил ответчику право на размещение нестационарного торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами, площадью 97 кв.м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В", согласно месту размещения нестационарного торгового объекта, предусмотренному схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденной постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 N 160-пк (далее - Схема), а Правообладатель обязался обеспечить в течение всего срока действия настоящего Договора функционирование Объекта на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, настоящим Договором, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, требованиями нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, Правилами благоустройства территории города Тюмени (л.д.20-26).
Схема размещения объекта отражена на ситуационном плане (Приложение N 2 к договору, л.д.28).
Место для размещения нестационарного торгового объекта было передано ответчику по акту приема-передачи от 25.04.2016 (Приложение N 3 к договору, л.д.29).
Согласно пункту 4.1. договора "Правообладатель" имеет право использовать место размещения Объекта для осуществления торговой деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени и настоящего Договора.
Согласно пункту 4.2.4. договора "Правообладатель" обязан обеспечивать функционирование Объекта в соответствии с целевым (функциональным) назначением, требованиями федерального законодательства, законодательства Тюменской области и муниципальных правовых актов города Тюмени.
В пункте 2.2. договора сторонами установлен срок действия договора - с 05.04.2016 по 31.12.2017.
Согласно пункту 4.2.4 договора Правообладатель обязан обеспечивать функционирование Объекта в соответствии с целевым (функциональным) назначением, требованиями федерального законодательства, законодательства Тюменской области и муниципальных правовых актов города Тюмени.
Согласно пункту 1.2. договора Правообладателю запрещается размещение в месте, установленном Схемой, иных объектов за исключением Объекта, указанного в пункте 1.1.настоящего Договора.
Земельный участок для размещения объекта предусмотрен в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденной постановлением Администрации города Тюмени 160-пк от 28.12.2012 (п. 461* приложения).
В соответствии с пунктом 5.1. договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего Договора одной из Сторон, другая Сторона направляет нарушившей Стороне письменное уведомление, в котором указываются выявленные нарушения. В случае не устранения нарушений в срок, указанный в уведомлении, или по истечении месячного срока с момента отправления уведомления Сторона имеет право обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав и (или) досрочным расторжением Договора.
Согласно пункту 5.2 договора, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае одностороннего отказа Департамента от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным пунктом 6.4. настоящего Договора, путем направления Правообладателю заказного письма с уведомлением о вручении об отказе от исполнения Договора с указанием причины отказа. Договор считается расторгнутым с момента вручения другой стороне уведомления об отказе от исполнения Договора.
В соответствии с пунктом 6.4. договора досрочное расторжение договора допускается в случае одностороннего отказа Департамента от исполнения настоящего договора при наличии следующих оснований:
- неисполнение Правообладателем обязательств по осуществлению в нестационарном торговом объекте торговой деятельности, предусмотренной договором, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- систематического (два и более раза подряд) невнесения "Правообладателем" платы по договору, порядок внесения которой установлен главой 3 настоящего Договора;
- использование Правообладателем нестационарного торгового объекта не по целевому (функциональному) назначению, предусмотренному Схемой;
- в случаях нарушения пунктов 1.3, 4.2.13. настоящего договора;
- прекращение Правообладателем в установленном законом порядке своей деятельности;
- предоставление земельного участка, в границах которого размещен нестационарный торговый объект, иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
14.06.2017 в адрес Губернатора Тюменской области предпринимателем Сотниковой Н.Э. предоставлена информация о постановке нестационарного торгового объекта на государственный кадастровый учет как объекта капитального строительства - нежилое здание, с кадастровым номером 72:23:0104002:775, площадью 84,9 кв.м Данная информация подтверждается общедоступными сведениями государственного кадастра недвижимости на публичной кадастровой карте, размещенной на портале услуг Росреестра в разделе "Предоставление сведений на публичной кадастровой карте" (официальный сайт rosreestr.ru).
Актом обследования земельного участка от 11.09.2017, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В" установлено, что согласно договору на размещение нестационарного торгового объекта от 25.04.2016 N 13-НТО/16 предпринимателю Сотниковой Н.З. предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами, площадью 97 кв.м, по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В". В соответствии с кадастровым паспортом от 13.06.2012 объект, расположенный на земельном участке является объектом капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 72:23:0104002:775. В данных действиях со стороны предпринимателя Сотниковой Н.З. усматриваются признаки нарушения условий договора (режима использования земельного участка).
Уведомлением N 14-08-2040/7 от 02.10.2017 Департамент известил предпринимателя Сотникову Н.З. о досрочном расторжении договора. Договор считается расторгнутым с момента получения настоящего уведомления.
Посчитав использование земельного участка безосновательным, ссылаясь на прекращение договорных отношений, Департамент обратился в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 21 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 381-ФЗ).
Положения ЗК РФ, касающиеся размещения объектов нестационарной торговли, вступили в силу с 01.03.2015.
Законом N 381-ФЗ регламентированы отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.
Нестационарный торговый объект определен как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ).
С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов размещение последних в нестационарном исполнении предписано осуществлять на публичных земельных участках в соответствии со схемой их размещения, разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления, определенной уставом муниципального образования (статья 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
Договор, в силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, за исключением случаев, когда договором или законом предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по данному договору.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статья 450 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального содержания пункта 5.2 договора следует, что стороны предусмотрели возможность отказа Департамента от договора в случае указанных в пункте 6.4 нарушений со стороны предпринимателя.
В обоснование факта нарушения ответчиком условий договора, Департамент сослался на акт обследования земельного участка от 11.09.2017, кадастровый паспорт от 13.06.2012.
Как указано выше, актом обследования земельного участка от 11.09.2017, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В" установлено, что согласно договору на размещение нестационарного торгового объекта от 25.04.2016 N 13-НТО/16 предпринимателю Сотниковой Н.З. предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами, площадью 97 кв.м, по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В" (л.д. 9).
Из содержания кадастрового паспорта от 13.06.2012 следует, что объект, расположенный на земельном участке является объектом капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 72:23:0104002:775; назначение объекта: нежилое здание; год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1997 год (л.д. 17).
По утверждению Департамента, размещение объекта в капитальном исполнении является нарушением пунктов 1.1., 1.2. Договора, пункта 2.5 постановления Администрации города Тюмени от 28.03.2016 N 79-пк "О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории города Тюмени".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о правомерности отказа Департамента от договора в одностороннем порядке по основанию нарушений условий договора.
Вместе с тем, вывод суда о наличии оснований для признания договора прекращенным в связи с односторонним отказом от него Департамента нельзя признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек
Здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, являются объектами недвижимости.
При этом в пункте 1 статьи 130 ГК РФ указано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016) при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В соответствии с абзацем пятым пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего дела, учитывая, что односторонний отказ Департамента от договора мотивирован тем, что размещенный предпринимателем объект является объектом капитального строительства, подлежит выяснению вопрос о характере размещенного предпринимателем объекта (временное сооружение или объект капитального строительства).
При этом выводы Департамента о капитальном характере объекта основаны только на кадастровом паспорте объекта. Каких-либо обследований спорного объекта Департамент не проводил.
Из представленного истцом в материалы дела кадастрового паспорта спорного объекта от 13.06.2012 следует, что объект, расположенный на земельном участке, является объектом капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 72:23:0104002:775; назначение объекта: нежилое здание; год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1997 год (л.д. 17).
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, дата присвоения кадастрового номера - 25.11.2011, год ввода в эксплуатацию - сведения отсутствует, год завершения строительства - 1997.
Акт ввода в эксплуатацию, как и разрешение на строительство, - в материалах дела отсутствуют.
Согласно представленному в дело техническому паспорту от 20.08.2002, объект, расположенный на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Тимуровцев, 26 "В" является нежилым; использование объекта: магазин; год постройки: 1997 год; число этажей: 1; фундамент объекта: нет; материал стен: мет.каркас, оцинк.железо с утеплением (л.д. 111-118).
Таким образом, в данном случае из технического паспорта усматривается отсутствие у объекта фундамента, следовательно, спорный объект не относится к категории недвижимого имущества.
Каких-либо доказательств того, что спорный объект является объектом капитального строительства, в дело не представлено. Кадастровый паспорт таким доказательством не является, поскольку критерии, определяющие здание как объект недвижимого имущества (неразрывная связь с землей), кадастровым паспортом не установлены.
При этом обязанность по предоставлению доказательств в обоснование своих требований возлагается на истца в силу части 1 статьи 65 АПК РФ.
Заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее наличие признаков объекта капитального строительства у спорного объекта, истцом не представлено. О назначении такой экспертизы в порядке статьи 82 АПК РФ истцом не заявлялось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, предоставлялся ответчику во временное пользование под установку временного сооружения мини-маркет Распоряжением Администрации города Тюмени от 30.07.1998 N 2476 (л.д. 122); затем Распоряжением Администрации города Тюмени от 20.09.1999 N 3078 - под установку торгового павильона (л.д. 121); по договору N 13-НТО/16 от 25.04.2016 - под размещение нестационарного торгового объекта - павильона для торговли пищевыми продуктами (л.д. 20-26).
Указанные обстоятельства, с учетом отраженного в кадастровом паспорте и в выписке года завершения строительства - 1997, свидетельствуют о том, что спорный объект в том виде, в каком он поставлен на кадастровый учет в 2011 году, уже существовал на момент предоставления предпринимателю земельного участка под ним в аренду в 1998 года (для размещения павильон), а в последующем - при заключении в 2016 году договора на размещение нестационарного торгового объекта. При этом сомнений у Департамента при заключении указанных договоров в характере размещенного объекта как временного сооружения не было.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает недоказанным капитальный характер объекта, размещенного предпринимателем по договору от 25.04.2016 на размещение нестационарного торгового объекта. Соответственно, отказ Департамента от договора по этому основанию нельзя признать законным, а исковые требования, мотивированные досрочным прекращением договора - подлежащими удовлетворению.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 АПК РФ, принимая во внимание, что Департамент освобожден от уплаты госпошлины, учитывая отказ в удовлетворении исковых требований, государственная пошлина за рассмотрение заявления не подлежит распределению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы предпринимателя Сотниковой Н.З. судебные расходы по уплате государственной пошлины за её рассмотрение в сумме 3 000 руб., согласно статье 110 АПК РФ, относятся на Департамент.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 по делу N А70-18423/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) в пользу индивидуального предпринимателя Сотниковой Надежды Захаровны (ИНН 720200145076) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18423/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф04-5004/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Ответчик: ИП Сотникова Надежда Захаровна
Третье лицо: 8ААС
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5004/18
30.07.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6556/18
25.07.2018 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18423/17
06.04.2018 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18423/17