г. Челябинск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А76-36427/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.05.2018 по делу N А76-36427/2017 (судья Костарева И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Кожевникова А.П. (паспорт, доверенность N 74 АА 4075582 от 03.04.2018).
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ответчик, ПАО "ММК", податель жалобы), о взыскании платы в размере 270 207 руб. 14 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 731 руб. 68 коп., взыскивая проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.05.2018 исковые требования общества "РЖД" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ПАО "ММК" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
Ответчик обращает внимание, что по сравнению с ранее рассмотренными делами, схожими по фактическим обстоятельствам с настоящим, в рамках настоящего дела ПАО "ММК" на начало и окончание простоя подписывало акты общей формы с возражениями. Более того, общество, изучив документы, исключило из расчёта платы часть актов ОАО " РЖД", в которых по тем или иным причинам не было указано на простой локомотивов (например, локомотивы были переданы под другие передачи) и оплатило признанные суммы, представив расчёт платы с указанием соответствующих документов.
Ответчик полагает, что в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал надлежащей оценки доказательствам - актам общей формы о простое локомотивов.
Ссылаясь на пункты 3.2.5 и 2.1.5, 8.5, 8.6 Единого технологического процесса (далее - ЕТП) ответчик обращает внимание суда на непосредственное руководство всей оперативной работой на станции маневровым диспетчером, обеспечивающим выполнение сменных заданий по беспрепятственному приёму и отправлению поездов, планирования, согласования и увязки работы станции с узловым, подъездным и локомотивными диспетчерами.
Дежурные диспетчеры станции Магнитогорск - Грузовой и ПАО "ММК" планируют обмен передачами и согласовывают номер конкретного локомотива под конкретную передачу.
Обществом "ММК" представлены письма с возражениями и приложением актов общей формы о нарушении оборота локомотивов ПАО " ММК" на станции "Магнитогорск - грузовой" в ответ на акты общей формы общества "РЖД".
Как указывает ответчик, в соответствии с пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённым Приказом МПС РФ N 45 (далее - Правила N 45), ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием актов общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить своей мнение и напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражениями". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены грузополучателю в день составления актов общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения перевозчика от подписания акта общей формы и изложения своего мнения грузополучателем в строке акта общей формы делается отметка "От подписи отказался".
Ответчик подробно описывает процедуру изложения возражений и разногласий в случае несогласия с содержанием актов общей формы и обращает внимание суда на то, что истцом не были оспорены акты общей формы о простое локомотивов ПАО "ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой по причине, не зависящей от ответчика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.8 ЕТП обществом "ММК" представлены справки с анализом причин нарушения оборота локомотивов ПАО " ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой, которым также не была дана оценка в судебном акте.
По мнению подателя жалобы, суд не применил закон, подлежащий применению - статью 39 Устава железнодорожного транспорта, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено отсутствие причин простоя по вине ПАО "ММК".
Истец направил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие стороны.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ОАО "Магнитогорский Металлургический комбинат" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск - Грузовой и Куйбас ЮУЖД N 5/12 от 01.02.2013 г., сроком действия с 01.07.2013 г. по 31.03.2018 г., именуемое в дальнейшем Договор, где ОАО "РЖД" является "Перевозчиком", ОАО "ММК" "Владельцем".
По условиям указанного договора в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Магнитогорск - Грузовой Южно-Уральской железной дороги стрелочным переводом N 427 к 9-му пути парка "О", стрелочным переводом N 186 к парку "С", стрелочным переводом N 22 к парку "А", к станции Куйбас- стрелочным переводом N 6. Железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивом Владельца.
В соответствии с п.5 пп.5.1 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "ММК" (Владелец) при станции МагнитогорскГрузовой и Куйбас от 01.02.2013 г. N 5/12 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика: по станции Магнитогорск-Грузовой - на выставочные пути: пути парков "А" и "С" станции Магнитогорск-Грузовой, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца.
Вагоны, принятые Владельцем на выставочных путях станции Магнитогорск-Грузовой, должны быть убраны его локомотивом не позднее, чем через 30 минут после приема.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ММК" и станций примыкания Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД, согласованного сторонами в 2013 и о применении которого стороны договорились в п.4 и п.26 Договора приёмосдаточные операции с передаточными составами производятся в следующем порядке:- на путях парков "А" и "С" станции Магнитогорск-Грузовой, при сдаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ММК". Передача вагонов от одной стороны другой оформляется памяткой приёмосдатчика и натурным листом.
Время фактического зачисления вагонов на ответственный простой ОАО "ММК" отражается также в памятке приёмосдатчика (пункт 3.3.4 ЕТП).
Согласно пункту 3.2.9 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ММК" и станцией примыкания Магнитогорск - Грузовой и Куйбас ЮУЖД старший поездной диспетчер УЖДТ ОАО "ММК" обязан обеспечить прием на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ММК" передаточного состава в течение 30 минут с момента зачисления его на ответственный простой.
В случае неприема передаточного состава на ОАО "ММК" оператор станции Магнитогорск - Грузовой составляет акт общей формы для взыскания платы за занятие пути станции Магнитогорск-Грузовой, который подписывает приемосдатчик станции Передача ОАО "ММК".
В соответствии с п.8.1 Договора при отказе ОАО "ММК" от приёма вагонов со станции Магнитогорск - Грузовой Перевозчик в установленном порядке оформляет акт общей формы и все задержанные по этой причине вагоны находятся на ответственном простое Владельца с оплатой времени нахождения вагонов на путях станции Магнитогорск - Грузовой согласно пункта 20 настоящего договора.
Согласно редакции Дополнительного соглашения N 4 от 10.10.2015 г. к Договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 г. в соответствии с пунктом 20 подпунктом "Г" Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от Владельца и независящим от Перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций, (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N503-03).
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику, (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ) Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве. Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В период с 04 августа 2017 по 17 августа 2017 года на станции Магнитогорск-Грузовой ЮУЖД по причине занятости выставочных путей необщего пользования ответчика ОАО "ММК" простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика и его контрагентов, о чем составлены акты общей формы прилагаемые к иску и указанные в расчёте суммы исковых требований. За время неприёма вагонов грузополучателем на станции назначения до момента подачи данных вагонов на путь необщего пользования грузополучателю ОАО "ММК" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 269 877 руб. 80 коп. (с учетом НДС) на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Вина ответчика в занятости выставочных путей необщего пользования на станции назначения подтверждается актами общей формы, составленными на весь период задержки вагонов.
За время нахождения вагонов, принадлежащих перевозчику в ожидании их уборки локомотивом ответчика перевозчиком начислена плата за пользование вагонами, предусмотренная ч.1 ст.39 Устава.
В соответствии со статьей 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно актам общей формы N 6/9857 от 09.08.2017, N 6/9869 от 09.08.2017 г. в период с 09.08.2017 г. 02 час. 00 мин. по 09.08.2017 г. 07 ч. 00 мин. на путях общего пользования в ожидании приема простаивал 1 вагон, принадлежащий перевозчику по причинам, зависящим от ПАО "ММК".
В соответствии с п.20 п.п.В Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "ММК" (Владелец) при станции МагнитогорскГрузовой и Куйбас от 01.02.2013 г. N 5/12 Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от Владельца и не зависящим от Перевозчика.
На основании вышеизложенного ПАО "ММК" начислена плата за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику в размере 329 руб. 34 коп. (с учетом НДС). Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд о взыскании платы с ответчика.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно указано, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (в той же редакции от 31.12.2014) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу пукнтом 4.7 Правил N 26 за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (ч. 12 ст. 39 Устава).
Изучив содержание пп. "г" ст. 20 договора от 01.02.2013 в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 (с учетом протокола разногласий от 08.02.2016) по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о достижении сторонами соглашения по вопросу взимания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих истцу, на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции "Магнитогорск - Грузовой" ЮУЖД истцом представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: "вагоны приняты владельцем на выставочных путях станции, но не убраны его локомотивом через 30 минут".
В указанных актах перечислены вагоны, которые простаивают на выставочном пути, но не убраны локомотивом ПАО "ММК", имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, памятки приемосдатчика о занятости путей необщего пользования, суд первой инстанции установил, что акты общей формы оформлены согласно требованиям статьи 119 Устава железнодорожного транспорта, пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, и служат доказательствами нахождения прибывших в адрес ПАО "ММК" вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве (ч. 17 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта).
Данный вид платы был предусмотрен Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 "127т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением ФЗК РФ от 19.06.2002 N 35/12".
В связи с прекращением действия таблицы N 9 Тарифного руководства N 2, на которые имелась ссылка в первоначальной редакции пп. "г" п. 20 договора от 01.02.2013, истец рассчитал размер платы по ставкам действующего на момент спорных обстоятельств Тарифного руководства (п. 2.3 Тарифного руководства, таблица N 1), с учетом согласованной сторонами редакции пп. "г" п. 20 дополнительного соглашения от 08.02.2014 N 4.
Произведенный истцом расчет платы, за пользование путями общего пользования, судом первой инстанции проверен, признан верным.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пп. "в" п. 20 договора владелец уплачивает перевозчику предоплатой плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика.
Согласно актам общей формы на путях общего пользования в ожидании приема простаивали вагоны, принадлежащие перевозчику по причинам, зависящим от ПАО "ММК".
Произведенный истцом расчет платы за пользование вагоном судом первой инстанции также проверен и признан верным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Все акты общей формы, предоставленные в материалы дела, составлены в соответствии с Правилами N 45. В актах присутствуют номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, период начала и окончания простоя, указана причина простоя. Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Ссылки ответчика на отсутствие вины ПАО "ММК" в простое вагонов на путях общего пользования, а также на наличие вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения локомотивов по станции, что препятствовало выполнению нормативов технологического оборота вагонов, также подлежат отклонению.
Порядок работы дежурного по станции Магнитогорск - Грузовой с передаточными поездами нашёл отражение в пункте 3.2.8 ЕТП.
Так, дежурный по станции Магнитогорск - Грузовой подаёт локомотивы ПАО "ММК", прибывшие с передаточными поездами или резервом под составы, подготовленные к сдаче на железнодорожный путь необщего пользования ПАО "ММК" на ближайшие три интервала.
Отправление локомотивов на ПАО "ММК" резервом может быть произведено только по приказу старшего поездного диспетчера УЖДТ ПАО "ММК". Оборот локомотивов ПАО "ММК" на путях станции Магнитогорск - Грузовой устанавливается 70 минут, при этом количество локомотивов, одновременно находящихся на путях станции Магнитогорск - Грузовой, должно быть не более 3-х.
При превышении установленного норматива времени простоя поездного локомотива ПАО "ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой, УЖДТ передаёт телефонограмму, фиксируемую старшим поездным диспетчером в книге приказов и телефонограмм на имя начальника станции Магнитогорск - Грузовой и станции Передача ПАО "ММК" следующего содержания: "В нарушение ЕТП локомотив N (группа) простаивает (время) на станции Магнитогорск - Грузовой сверх нормативного времени. Все группы будут засчитаны по фактическому времени отправления.
Учёт оборота локомотивов и анализ причин их перепростоя на путях станции Магнитогорск - Грузовой возлагается на сменного приёмосдатчика станции Передача ПАО "ММК" и дежурного по станции Магнитогорск - Грузовой.
Смена бригад ПАО "ММК" производится на путях станции Магнитогорск - Грузовой при норме не более 20 минут.
Дежурный по станции Магнитогорск - Грузовой обязан обеспечить оборот локомотивов ПАО "ММК", и в случае превышения простоя локомотивом ответчика установленных сроков приёмосдатчик станции Передача ПАО "ММК" составляет акт общей формы для взыскания платы за простой локомотива ПАО "ММК" на путях станции Магнитогорск - Грузовой, который подписывает оператор СТЦ станции Магнитогорск - Грузовой.
Таким образом, во избежание перепростоя и начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования ответчик должен соблюдать требования разработанного сторонами для этих целей ЕТП.
Доказательства неукоснительного соблюдения в настоящем случае положений ЕТП ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика в простое вагонов и неосновательного обогащения истца в связи с необоснованным составлением актов общей формы с начислением платы по части 11 статьи 39 УЖДТ, подлежат отклонению.
Доводы подателя жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в оспариваемом судебном акте, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 мая 2018 г. по делу N А76-36427/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.