г. Пермь |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А60-57115/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал": Бородинов М.А., доверенность N 52 от 25.12.2017, паспорт;
от ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа": Камозин Г.О., доверенность N 11/61С от 25.12.2017, паспорт;
от третьего лица, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: Камозин Г.О., доверенность N 212/1/88 от 15.03.2017, паспорт;
от третьих лиц, ВУНЦ ВВС "ВВА", Войсковая часть 58661-7, Войсковая часть 58661-61, Учебно-авиационная база, Военная комендатура Сызранского гарнизона, Военная прокуратура Сызранского гарнизона, Войсковая часть 81417, Войсковая часть 86753, Федеральное государственное казенное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации: представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 апреля 2018 года
по делу N А60-57115/2017,
принятое судьёй Проскуряковой И.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" (ОГРН 1026303055503, ИНН 6325028144)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
третьи лица: ВУНЦ ВВС "ВВА", Войсковая часть 58661-7, Войсковая часть 58661-61, Учебно-авиационная база, Военная комендатура Сызранского гарнизона, Военная прокуратура Сызранского гарнизона, Войсковая часть 81417, Войсковая часть 86753, Федеральное государственное казенное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании задолженности по услугам водоснабжения и водоотведения, оказанных в рамках государственного контракта на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, неустойки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" (далее - ООО "Сызраньводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Центрального военного округа", ответчик) о взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с декабря 2016 года по март 2017 года в рамках государственного контракта на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2016 году N 55/к/295 от 23.05.2016, в сумме 3 425 421 руб. 69 коп., пеней, начисленных на основании пункта 6.2 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 10.01.2017 по 31.07.2017, в сумме 378 982 руб. 99 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2017 дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2017 исковое заявление принято к производству суда.
Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2018, от 19.02.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), ВУНЦ ВВС "ВВА", Войсковая часть 58661-7, Войсковая часть 58661-61, Учебно-авиационная база, Военная комендатура Сызранского гарнизона, Военная прокуратура Сызранского гарнизона, Войсковая часть 81417, Войсковая часть 86753, Федеральное государственное казенное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "426 ВГ" Минобороны России).
До вынесения решения истец неоднократно заявлял ходатайства об уточнении исковых требований, которые были судом первой инстанции рассмотрены и удовлетворены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В результате этого предметом рассмотрения суда первой инстанции являлись требования истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с декабря 2016 года по март 2017 года, в сумме 3 379 118 руб. 48 коп., пеней, начисленных на основании пункта 6.2 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 10.01.2017 по 25.03.2018, в сумме 757 988 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 17.04.2018, судья И.А.Проскурякова) исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 4 137 106 руб. 65 коп., в том числе 3 379 118 руб. 48 коп. основного долга, 757 988 руб. 17 коп. неустойки, начисленной за период с 10.01.2017 по 25.03.2018, а также 42 022 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 1 664 руб. 00 коп.
Третье лицо, Российская Федерация в лице Минобороны России, не согласившись с решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 72, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель указал, что при регулировании правоотношений по поводу оказания услуг водоснабжения и водоотведения, где государственным заказчиком является казенное учреждение, законодатель установил правило о том, что такие услуги могут оказываться только при заключении в установленной форме государственного контракта и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Заключенный истцом и ответчиком государственный контракт N 55/к/295 от 23.05.2016 действовал до 30.11.2016. В спорный по настоящему делу период государственный контракт сторонами заключен не был, доказательств принадлежности на каком-либо праве ФКУ "ОСК Центрального военного округа" объектов недвижимого имущества, в отношении которых оказывались услуги водоснабжения и водоотведения, в материалы дела не представлено. Таким образом, представленные документы, по мнению апеллянта, не подтверждают обоснованность предъявления истца именно к ФКУ "ОСК Центрального военного округа".
По смыслу законодательства фактические отношения по поставке энергии могут возникнуть лишь между энергоснабжающей организацией и потребителем. В спорный период услуги ФКУ "ОСК Центрального военного округа" истцом не оказывались, ответчик не является потребителем услуг. В соответствии с материалами дела услуги оказывались в отношении воинских частей и организаций Минобороны России, расположенных на территории Самарской области. У ФКУ "ОСК Центрального военного округа" отсутствовали законные основания для оплаты потребленных третьими лицами услуг истца, поэтому требования о взыскании неустойки удовлетворению не подлежат.
Ответчик, ФКУ "ОСК Центрального военного округа", представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы поддержал, просит решение отменить.
В судебном заседании 23.07.2018 представитель Российской Федерации в лице Минобороны России и ФКУ "ОСК Центрального военного округа" жалобу третьего лица просил удовлетворить, решение отменить.
В заседании апелляционного суда представитель истца, ООО "Сызраньводоканал", против удовлетворения жалобы возражал, находя решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Третьи лица, ВУНЦ ВВС "ВВА", Войсковая часть 58661-7, Войсковая часть 58661-61, Учебно-авиационная база, Военная комендатура Сызранского гарнизона, Военная прокуратура Сызранского гарнизона, Войсковая часть 81417, Войсковая часть 86753, ФГКУ "426 ВГ" Минобороны России, письменные отзывы на жалобу не представили, в судебное заседание 23.07.2018 явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц (ВУНЦ ВВС "ВВА", Войсковая часть 58661-7, Войсковая часть 58661-61, Учебно-авиационная база, Военная комендатура Сызранского гарнизона, Военная прокуратура Сызранского гарнизона, Войсковая часть 81417, Войсковая часть 86753, ФГКУ "426 ВГ" Минобороны России), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов, 23.05.2016 между ООО "Сызраньводоканал" (Организация ВКХ) и ФКУ "ОСК Центрального военного округа" (Заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2016 году N 55/к/295 от 23.05.2016 в редакции протоколов разногласий, согласования разногласий (далее по тексту - государственный контракт), по условиям которого Организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 464 отделению территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (464 ОТЭ и КОУ, далее - Получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Организация ВКХ обязуется осуществить прием сточных вод Получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом (пункты 5.1, 2.2 государственного контракта).
В пунктах 19.1, 19.2 предусмотрено, что государственный контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016; при этом услуги в рамках указанного государственного контракта должны быть оказаны в период с 01.01.2016 по 30.11.2016.
Согласно пункту 19.3 настоящий контракт действует до 31 декабря 2016 года.
В соответствии с пунктом 2.4. государственного контракта местом исполнения обязательств по контракту являются военные городки, расположенные в Самарской области, г. Сызрань.
В пункте 6.4 государственного контракта установлено, что оплата производится ежемесячно, на основании платежных документов, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно письму N 49/3/3476 от 19.04.2017 полномочия ФКУ "ОСК Центрального военного округа" по заключению государственных контрактов на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения распространяются только на период по 31 марта 2017 года (решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3395/2018).
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Сызрань от 01.07.2013 N 1839 ООО "Сызраньводоканал" определено гарантирующей организацией систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань.
В период декабря 2016 года по март 2017 года ООО "Сызраньводоканал" оказало в отношении объектов, указанных в государственном контракте, услуги по отпуску холодной воды и приёму сточных вод на общую сумму 3 379 118 руб. 48 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Объём оказанных услуг определён на основании показаний приборов учета.
Акты оказанных услуг ответчиком не были подписаны. Оказанные истцом услуги ответчиком не оплачены.
Направленная истцом претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании пеней, начисленных на основании пункта 6.2 статьи 13, пункта 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 10.01.2017 по 25.03.2018.
Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания истцом спорных услуг, их объёмов и стоимости, наличия задолженности в сумме 3 379 118 руб. 48 коп., правомерности требования о взыскании неустойки, правильности расчета ее размера.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, Российской Федерации в лице Минобороны России, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Факт оказания истцом в период с декабря 2016 года по март 2017 года услуг водоснабжения и водоотведения подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
В ходе рассмотрения дела истец согласился с представленным третьим лицом (Российской Федерацией в лице Минобороны России) расчетом объемов и стоимости оказанных в спорный период услуг (л.д.209-210). Согласно данному расчету стоимость услуг водоснабжения и водоотведения составила 3 379 118 руб. 48 коп.
Доводы апеллянта об отсутствии заключенного в установленном порядке между сторонами государственного контракта, правовых основания для оплаты ФКУ "ОСК Центрального военного округа" стоимости оказанных истцом услуг отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
В силу пункта 15 Правил N 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются на срок, указанный в договоре. Если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключении договора на иных условиях, соответствующих требованиям Закона N 416-ФЗ, срок действия договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения продлевается на тот же срок и на тех же условиях.
В пункте 70 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", также предусмотрена автоматическая пролонгация договора на следующий период.
Поскольку законодательство не требует обязательного включения в договор водоснабжения и водоотведения условия о его автоматической пролонгации, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пролонгацию государственных контрактов не запрещает, следует признать, что правоотношения сторон в спорный период регулировались условиями государственного контракта.
Выводы о том, что отношения сторон в период с декабря 2016 года по март 2017 года регулировались положениями государственного контракта содержатся в судебных актах по делам N А55-10611/2017, N А60-3395/2018, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора (статья 69 АПК РФ).
Апелляционный суд также отмечает следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ресурсоснабжающие организации не вправе прекратить или приостановить отпуск топливно-энергетических ресурсов, оказание услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Следовательно, соответствующая обязанность ресурсоснабжающей организации предусмотрена нормативным актом в обеспечение публичного интереса в виде обеспечения безопасности государства. Не подписание ответчиком контракта на следующий период без каких либо обоснований, не является основанием для прекращения оказания услуг по отпуску холодной воды и приёму сточных вод и не может служить основанием для освобождения от оплаты фактически оказанных услуг.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Поскольку доказательств погашения задолженности в сумме 3 379 118 руб. 48 коп. ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал требования истца о взыскании с ФКУ "ОСК Центрального военного округа" задолженности в указанном размере обоснованными и удовлетворил их.
Истцом заявлено требование о взыскании пеней в сумме 757 988 руб. 17 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
Согласно пункту 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Аналогичная ответственность за просрочку исполнения обязательств по оплате услуг водоотведения предусмотрена пунктом 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Возможность взыскания законной неустойки не зависит от наличия или отсутствия соглашения сторон. Нормы Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" являются специальными по отношению к части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающей ответственность заказчика в виде пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Именно положения Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" распространяются на отношения истца и ответчика, связанные с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению. Следовательно, размер законной неустойки определен истцом правильно.
По расчету истца за период с 10.01.2017 по 25.03.2018 размер неустойки составляет 757 988 руб. 17 коп.
Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен. О применения статьи 333 ГК РФ и снижении размера неустойки ответчиком в суде первой инстанции не было заявлено.
Поскольку факт просрочки оплаты стоимости оказанных истцом услуг водоснабжения и водоотведения подтвержден материалами дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с ФКУ "ОСК Центрального военного округа" неустойку в заявленном истцом размере.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года по делу N А60-57115/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.