Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф04-4083/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А67-5238/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска (07АП-4120/2018) на решение Арбитражного суда Томской области 02 апреля 2018 г. по делу N А67-5238/2017 (судья Сулимская Ю.М.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная-Сервис" (634003, г. Томск, ул. Партизанская, 9/1, ОГРН 1107017015764, ИНН 7017268810)
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска (634050 г. Томск, ул. Гагарина, 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925),
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (634050, г. Томск, пер. Плеханова, д. 4, ОГРН 1027000856211, ИНН 7017002351), открытого акционерного общества "Телекомпания "ТВ-1" (634003, Томская обл., г. Томск, пер. Мариинский, 10, ОГРН 1027000921848, ИНН 7020030528),
о взыскании 19 156,36 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Иванов Н.В. по доверенности от 10.04.2018;
от ответчика - Ростова Н.В. по доверенности от 17.05.2017;
от третьих лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная-Сервис" (далее - истец, ООО "Компания "Солнечная-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов Администрации Города Томска (далее - ответчик, Департамент финансов) о взыскании долга в сумме 15 117,08 руб., пени в размере 4 039,28 руб. за период с 01.12.2015 по 26.03.2018, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - Департамент управления муниципальной собственностью), открытое акционерное общество "Телекомпания "ТВ-1" (далее - ОАО "Телекомпания "ТВ-1").
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.04.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент финансов обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что на общем собрании собственников 26.10.2010 присутствовало менее 50 % участников; решения об избрании ответчика в качестве управляющей компании, не приняты в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации; истцом не представлены платежные документы, подтверждающие фактическое несение расходов на содержание; ответчик по настоящему делу определен неверно, надлежащим ответчиком по указанному делу является Департамент управления муниципальной собственностью.
Апелляционная жалоба поддержана представителем в судебном заседании.
Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал, однако, возражал против доводов о том, что Департамент управления муниципальной собственностью является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ в материалы дела не представили.
Принявший участие в судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, выслушав представителей истца и апеллянта, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Город Томск" на праве собственности принадлежит нежилое помещение ц009 площадью 47 кв. м, расположенное в цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, д. 10 с кадастровым или условным номером 70:21:0100053:36378, право собственности зарегистрировано 11.12.2014 за номером 70-70-01/316/2014-805.
Согласно протоколу счетной комиссии общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, д. 10 от 26.10.2010 ООО "Компания "Солнечная-Сервис" была выбрана в качестве управляющей организации.
С 01.11.2010 управляющая организация приступила к выполнению своих обязанностей по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Указанным протоколом от 26.10.2010 был установлен размер ежемесячной платы за содержание и ремонт общего имущества в доме (в соответствии с перечнем работ (услуг), содержащихся в договоре на содержание и ремонт многоквартирного дома) с 01.11.2010 в размере 5,03 руб., в том числе плата за текущий ремонт общего имущества в доме - 3,81 руб., капитальный ремонт общего имущества в доме - 1,53 руб., вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) - 1,55 руб., обслуживание приборов учета - 0,48 руб.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, 10 от 07.04.2015 утвержден ежемесячный тариф на содержание общего имущества в сумме 10,04 руб. за кв. м, в том числе 6,33 руб. за техническое обслуживание общего имущества, 2,76 руб. - вывоз ТБО, 0,95 руб. - обслуживание пульта учета тепла.
Протоколом общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, 10 от 18.12.2015 утвержден ежемесячный тариф на содержание общего имущества в сумме 11,46 руб., ремонт общего имущества в размере 4,87 руб.
Ответчик обязанность по оплате оказанных услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме надлежащим образом не исполнял, в результате чего за период с 01.11.2015 по 30.06.2017 у ответчика сложилась задолженность по оплате услуг в сумме 15 117,08 руб.
За просрочку оплаты услуг ответчику на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по состоянию на 26.03.2018 начислена пеня в размере 4 039,28 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлены претензии от 12.05.2017, в которой указывалось на необходимость погашения задолженности.
Поскольку задолженность погашена не была, ООО "Компания "Солнечная-Сервис" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу подпункта 5 пункта 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
Таким образом, муниципальное образование "Город Томск", являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Также в соответствии с частями 1, 2 стать 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Из приведенных норм следует, что собственники как жилых, так и нежилых помещений вне зависимости от фактического пользования общим имуществом обязаны участвовать в издержках по его содержанию.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Приведенные нормы права не содержат указания на самостоятельные действия по обслуживанию, ремонту, содержанию общего имущества, а предусматривают участие в расходах на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Следовательно, в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений.
При этом собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается принадлежность ответчику помещения ц009 площадью 47 кв. м, расположенного в многоквартирном доме в период начисления платы подтверждается выписками из ЕГРП, согласно которым ответчик является собственником данного помещения.
Доказательств того, что в период начисления платы собственником помещения в доме являлось иное лицо или оплата услуг производилась иным лицом, ответчик не представил.
Фактическое неиспользование собственником нежилого помещения не является основанием для освобождения его от обязанности несения расходов на содержание общего имущества как, впрочем, и неиспользование отдельных элементов общего имущества.
Передача ответчиком спорного помещения в аренду ОАО "Телекомпания "ТВ-1", на что ссылается Департамент управления муниципальной собственностью в своем отзыве на апелляционную жалобу, не исключает обязанности собственника имущества нести расходы по его содержанию, которая прямо предусмотрена законом.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Из пункта 6.1 договора купли-продажи недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства N 12 от 15.06.2015, право собственности переходит с момента государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Томской области от 28.12.2017 г. по делу N А67-8903/2017, по иску Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска открытое акционерное общество "Телекомпания "ТВ-1" обязано совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости - помещение N ц009, расположенное по адресу: г. Томск, пер. Мариинский, 10, кадастровый номер 70:21:0100053:6378, общей площадью 47 кв. м - от муниципального образования "Город Томск" к открытому акционерному обществу "Телекомпания "ТВ-1".
Таким образом, именно ответчик, как собственник помещения, в спорный период обязан был производить плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в доме.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Частью 5 статьи 46 ЖК РФ установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что общее собрание собственников помещений вправе определять порядок несения расходов на содержание и ремонт общего имущества. Более того, законодательство связывает размер платы за содержание и ремонт общего имущества с усмотрением собственников, выраженным в решении органа управления, которое является обязательным для ответчика.
Следовательно, собственник помещения, расположенного в здании, в силу прямого указания закона, а не в зависимости от его волеизъявления обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом общим собранием собственников, и исходя из площади принадлежащего ему помещения.
Кроме этого, в том случае, если ответчик полагает, что имели место убытки, связанные с оплатой услуг по содержанию и ремонту общего имущества, в то время когда ОАО "Телекомпания "ТВ-1" уклонялось от государственной регистрации, собственник вправе требовать возмещение убытков по правилам, установленным в пункте 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт оказания ООО "Компания "Солнечная" услуг по содержанию и ремонту общего домового имущества подтверждается материалами дела. Доказательств тому, что услуги от ООО "Компания "Солнечная" не получены, равно как и доказательств тому, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества оказывались другой управляющей организацией либо оказывались ООО "Компания "Солнечная" некачественно в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При этом, отсутствие договора между собственником и управляющей организацией не освобождает собственника об обязанности компенсировать понесенные управляющей организацией расходы на содержания и ремонт общего имущества по правилам статьи 1102 и 1105 ГК РФ.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на ничтожность решения общего собрания собственников, оформленное протоколом от 26.10.2010, на котором утверждены способ управления домом, управляющая компания, размеры платы на содержание общего имущества дома в отсутствие кворума и без участия ответчика, подлежат отклонению, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, данное решение в порядке, установленном пунктом 6 статьи 46 ЖК РФ, не оспаривалось, доказательств признания его недействительным в материалы дела не представлено.
Также в материалы дела не представлено доказательств незаконности протоколов от 07.04.2015 и от 18.12.2015.
По расчету истца, общая задолженность ответчика за услуги составила 15 117,08 руб. Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и правомерно признан верным.
Указанный расчет произведен истцом с применением тарифов, установленных решениями собраний, оформленных соответствующими протоколами.
Довод Департамента финансов о том, что истцом не представлены платежные документы, подтверждающие фактическое несение расходов на содержание, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку, как указывалось ранее, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ).
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае не исполнения или не надлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Цен- трального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
За ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг, истцом начислена ответчику неустойка по состоянию на 26.03.2018 в размере 4 039,28 руб.
Расчет пени судом проверен, признан верным, возражений против арифметического расчета неустойки представлено не было.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправомерности начисления неустойки, поскольку платежные документы на оплату коммунальных услуг истцом ответчику не выставлялись, был предметом оценки суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190-192 ГК РФ).
Обязанность ответчика по внесению платежей за содержание общего имущества, сроки их внесения прямо установлены законом, не выставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности, поскольку плата является фиксированной, определяется исходя из площади помещения и установленного тарифа содержания.
Обладая информацией о размере платы, сроках внесения платежей (предусмотрены договором и законом), действуя добросовестно, собственник может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные сроки.
Доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком, как собственником имущества, всех необходимых действий в целях определения размера платы за оказанные управляющей организацией услуги, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что не предоставление истцом в адрес ответчика всего комплекта платежных документов в соответствии с части 2 статьи 155 ЖК РФ не может рассматриваться в данном случае как просрочка кредитора по смыслу статьи 406 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N ВАС-20009/13, от 09.07.2013 N ВАС-8321/13.
С учетом изложенного, оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты пени, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Отклоняя довод Департамента финансов, о том, что надлежащим представителем ответчика в спорных правоотношениях является Департамент управления муниципальной собственностью, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно части 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Исходя из определения понятия главного распорядителя бюджетных средств, содержащегося в статье 6 БК РФ, Положения о Департаменте финансов, утвержденного решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005, надлежащим представителем интересов Муниципального образования "Город Томск" является Департамент финансов Администрации города Томска.
Департамент финансов является финансовым органом Администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления, имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени Администрации города Томска и Муниципального образования "Город Томск" (пункты 1.1, 1.6 Положения).
В соответствии с пунктами 3.57, 3.58 Положения Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы Муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Ссылка ответчика на то, что регулирование и контроль за находящимся в собственности муниципального образования недвижимым имуществом осуществляется Департаментом управления муниципальной собственностью, который и является надлежащим представителем ответчика, как соответствующий отраслевой орган, несостоятельна.
В силу пункта 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств.
В данном случае главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является Департамент финансов Администрации города Томска. Указанный орган является главным администратором доходов бюджета города Томска и источников финансирования его дефицитов. Доказательств наделения Департамента управления муниципальной собственностью соответствующими полномочиями главного распорядителя по расходованию денежных средств в отношении объектов муниципальной собственности, с учетом того, что в письменной форме договор от имени муниципального образования с истцом не заключен, как и доказательств выделения Департаменту управления муниципальной собственностью соответствующих денежных средств для расходования на содержание объектов муниципальной собственности, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что требования ООО Компания "Солнечная-Сервис" к муниципальному образованию "город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска являются законными, обоснованными и правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
В рассматриваемом случае ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области 02 апреля 2018 г. по делу N А67-5238/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5238/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф04-4083/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Компания "Солнечная-Сервис"
Ответчик: Муниципальное образование "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска
Третье лицо: Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, ОАО "Телекомпания ТВ-1", Гесполь Денис Леонидович