Омск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А46-2047/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н. до перерыва, секретарем Бралиной Е.А. после перерыва
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5584/2018) общества с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2018 по делу N А46-2047/2018 (судья Савинов А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость" (ИНН 5506082945, ОГРН 1155543021446)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ИНН 5504124780, ОГРН 1075504003013)
о признании недействительными записей
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Садыков Канат Хаиргельдинович по доверенности от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;
от заинтересованного лица: Орлов Дмитрий по доверенности N 01-14/43806 от 18.12.2017 сроком действия по 20.01.2019;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость" (далее - заявитель, ООО "Рэдиум Недвижимость", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (заинтересованное лицо, МИ ФНС N 12 по Омской области, регистрирующий орган, инспекция) с заявлением:
- о признании недействительными записей в Едином государственном реестре юридических лиц номер 2175543330389 и номер 2175543330390, внесенных 06.06.2017;
- признании незаконным отказа от исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390;
- обязании заинтересованного лица исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390.
Решением от 10.04.2018 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что регистрирующий орган не может самостоятельно разрешать вопрос о возможности внесения и объеме вносимых в реестр изменений, а также делать выводы о ничтожности либо легитимности решения общего собрания участников юридического лица либо признания недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенной на основании такого решения органа управления юридического лица, кроме как в части удовлетворенных судом требований; требование об обязании регистрирующего органа исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записи 2175543330389 и 2175543330390 в случае его удовлетворения будет являться неисполнимым, так как законодательством не предусмотрена возможность изъятия из реестра уже внесенных записей, а только внесение новой записи, свидетельствующей о недостоверности раннее внесенной.
В апелляционной жалобе ООО "Рэдиум Недвижимость" просит отменить решение суда 1 инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку судебный акт не содержит обоснования отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными записей в реестре; суд не дал оценки решению по делу N А46-11978/2017; вывод суда о неисполнимости решения является необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу МИ ФНС N 12 по Омской области просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на то, что заявитель не был лишен возможности в рамках рассмотрения дела N А46-11978/2017 заявить требование о признании недействительными записей в реестре; распределение доли Титарева В.В. в уставном капитале общества затрагивает исключительно права данного лица, а не общества в целом; законодательством не предусмотрена возможность признания недействительной записи в реестре или ее исключения из реестра.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованного лица просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле установил следующие обстоятельства.
01.06.2015 МИ ФНС N 12 по Омской области было зарегистрировано юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость" с присвоением ему ОГРН 1155443021446.
15.05.2017 года единственным участником ООО "Рэдиум Недвижимость" Титаревым Виктором Владимировичем, владеющим 87,36% уставного капитала номинальной стоимостью 43 679 руб. 14 коп., 12,64% уставного капитала номинальной стоимостью 6 320 руб. 86 коп., было принято решение N 9 об увеличении уставного капитала общества.
Согласно данному решению уставный капитал общества был увеличен с 50 000 руб. до 205 996 руб. 99 коп. рублей путем принятия дополнительных вкладов в уставный капитал общества от гражданки Титаревой Елены Сергеевны в размере 43 679 руб. 14 коп., от гражданки Титаревой Жанны Сигизмундовны в размере 49 919 руб. 08 коп., от общества с ограниченной ответственностью "Рэдиум Инвестиции" в размере 62 398 руб. 77 коп.
Указанные лица были приняты в состав участников общества на основании их письменных заявлений.
30.05.2017 ООО "Рэдиум Недвижимость" обратилось в МИ ФНС N 12 по Омской области с заявлением по форме Р13001 об изменениях, вносимых в учредительные документы, с приложением решения N 9, заявлений, платежных документов, устава общества в новой редакции, документа об оплате государственной пошлины и доверенности, а также с заявлением по форме Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, с приложением пояснительного письма.
06.06.2017 регистрирующим органом на основании представленных обществом документов в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись за государственным регистрационным номером (ГРН) 2175543330389 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и запись за ГРН 2175543330390 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, что подтверждается соответствующими листами записи, выданными МИ ФНС N 12 по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.09.2017 по делу N А46-11978/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Рэдиум Инвестиции", Титаревой Елены Сергеевны, Титаревой Жанны Сигизмундовны к Титареву Виктору Владимировичу было признано недействительным решение единственного участника ООО "Рэдиум Недвижимость" Титарева Виктора Владимировича от 15.05.2017 N 9.
19.10.2017 ООО "Рэдиум Недвижимость" обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в котором, ссылаясь на решение суда по делу N А46-11978/2017, просило признать записи ГРН 2175543330389 и ГРН 2175543330390 недействительными и исключить данные записи из ЕГРЮЛ.
20.11.2017 получено письмо инспекции N 04-27/38896 от 15.11.2017, согласно которому регистрирующий орган уведомил общество об отсутствии у него законных оснований для внесения в ЕГРЮЛ записей о недействительности ранее внесенных записей и указал, что полномочия по признанию недействительными решения общего собрания юридического лица и внесенной регистрационной записи в ЕГРЮЛ целиком лежат на судебном органе.
14.12.2017 заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области с жалобой на бездействие инспекции, согласно которой просил обязать МИ ФНС N 12 по Омской области признать недействительными записи ГРН 2175543330389 и ГРН 2175543330390, внесенные в ЕГРЮЛ 06.06.2017 года и исключить данные записи из ЕГРЮЛ.
01.02.2018 заявителем получено решение вышестоящего налогового органа по жалобе общества N 16-22/00407 16.01.2018, согласно которому жалоба ООО "Рэдиум Недвижимость" оставлена без удовлетворения.
В данном решении Управление Федеральной налоговой службы по Омской области также указало, что только судебный орган наделен полномочиями по признанию недействительными решений общего собрания участников юридического лица, а также внесенных в ЕГРЮЛ записей.
Вышеуказанные обстоятельства стали основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области с указанным заявлением.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2018 по делу N А46-2047/2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Означенное решение обжалуется налоговыми органами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель отказался от иска в части требований о признании незаконным отказа от исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390 и обязании заинтересованного лица исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от исковых требований допускается на любой стадии арбитражного процесса.
Принимая во внимание, что согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, а также учитывая, что отказ от иска не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, отказ принимается апелляционным судом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу прекращается.
С учетом вышеизложенного, решение Арбитражного суда Омской области по настоящему делу в указанной части подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В остальной части суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в названной части, считает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Перечень сведений, содержащихся в государственном реестре предусмотрен статьей 5 закона и включает в себя, в частности, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).
В силу пунктов 3, 4 данной статьи, в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится регистрирующим органом на основании представленных документов, в виде новой регистрационной записи при сохранении прежних ранее внесенных записей.
При этом, в силу статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи является принятое регистрирующим органом решение.
Указанная статья предусматривает также возможность внесения регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
Так, согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
По мнению общества, налоговый орган должен был исключить недостоверные сведения о составе учредителей и размере уставного капитала на основании поданного ООО "Рэдиум Недвижимость" заявления.
Однако, как было выше сказано возможность исключения недостоверных сведений, в том числе о составе учредителей (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона) возможна только по заявлению заинтересованного физического лица.
При этом, речь идет не об исключении записи, что в силу вышесказанного невозможно, а о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений, если само юридического лицо не опровергнет эту недостоверность.
Следовательно, у налогового органа на основании заявления ООО "Рэдиум Недвижимость" отсутствовала как обязанность проверять запись на предмет ее недостоверности, так и исключать данную запись и з ЕГРЮЛ.
Кроме того, как было выше сказано, согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Именно решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации имеет соответствующие признаки ненормативного акта, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Записи, внесенные в ЕГРЮЛ, имеют лишь правоподтверждающее значение и не являются по смыслу действующего законодательства правовыми актами, подлежащими обжалованию в судебном порядке в отрыве от обжалования ненормативных правовых актов, на основании которых были внесены соответствующие записи, так как, в силу пункта 3 статьи 5 и статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ о государственной регистрации, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Решения регистрирующего органа, послужившие основанием для внесения в ЕГРЮЛ от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390, истцом не оспаривались, недействительными не признаны, в связи с чем, отсутствуют основания для исключения записей из реестра.
Аналогичная позиция изложена в Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 по делу N 305-ЭС16-10612, А41-21804/2014.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции в названной части принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, с учетом отсутствия иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на общество с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска в части требований о признании незаконным отказа от исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390 и обязании заинтересованного лица исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записей от 06.06.2017 за номером 2175543330389 и номером 2175543330390.
В указанной части решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2018 отменить, производство по делу N А46-2047/2018 в указанной части прекратить.
В остальной части апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэдиум Недвижимость" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2018 по делу N А46-2047/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2047/2018
Истец: ООО "РЭДИУМ НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ