город Томск |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А45-37588/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Усаниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (07АП-5144/2018) на решение от 27.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37588/2017 (судья Абаимова Т.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (ОГРН 1062306016464, ИНН 2306029191, 353680, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пляжная, 6) к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибсертификация +" (ОГРН 1075403011617, ИНН 5403200298, 630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, 50) о признании незаконным решения от 09.10.2017 N 003 об отмене действия Сертификата соответствия N РОСС.TR.СГ43.В02721,
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Федеральная служба по аккредитации, г. Москва; 2) Управление Росаккредитации по Сибирскому федеральному округу.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (далее - заявитель, общество, ООО "ВегаД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибсертификация +" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Новосибсертификация +", орган по сертификации) о признании незаконным решения от 09.10.2017 N 003 об отмене действия сертификата соответствия N РОСС.TR.СГ43.В02721; обязании органа по сертификации возобновить действие сертификата соответствия N РОСС.TR.СГ43.В02717 путем внесения решения в ФГИС Росаккредитации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральная служба по аккредитации и Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление).
Решением суда от 27.03.2018 (резолютивная часть объявлена 21.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Орган по сертификации в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От иных лиц отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Вега-Д" (Заказчик) и ООО "Новосибсертификация+" (Исполнитель) был заключен договор от 29.03.2017 N 040/17-С на проведение работ по сертификации, по условиям которого Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ по сертификации продукции: портландцемент ЦЕМ I 42,5 Б (СЕМ I 42,5 R) серый, выпускаемый заводом - изготовителем "ADOCIM CIMENTO В ETON SANAY VE TICARET A.S.", Турция, выпускаемой по EN 197-1:2011 и выдаче сертификата соответствия в системе сертификации, при положительных результатах работ.
На основании указанного договора ООО "Вега-Д" органом по сертификации выдан сертификат соответствия N РОСС ТЯ.СГ43.В02721 о соответствии указанной продукции ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, сроком действия с 20.06.2017 по 19.06.2018.
07.08.2017 между ООО "Вега-Д" и ООО "Новосибсертификация+" был заключен договор N 004/ДИК на проведение органом по сертификации дополнительного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией портландцемент СЕМ I 42,5 R торговой марки "ADOCIM" при ввозе на таможенный пост Краснодарского края, г. Ейск.
По результатам дополнительного инспекционного контроля партии сертифицированной продукции - портландцемент СЕМ I 42,5R, марки "ADOCIM", составлен Акт от 21.09.2017 N 1ик и принято решение о подтверждении сертификата соответствия от 20.06.2017 N РОСС ТЯ.СГ43.В02721.
Решением ООО "Новосибсертификация+" от 09.10.2017 N 003 действие вышеуказанного сертификата соответствия прекращено с 09.10.2017 на основании предписания Федеральной службы по аккредитации от 04.10.2017 N СФО - вн/75-ПВВ.
Полагая, что решение о прекращении действия сертификата принято необоснованно, ООО "Вега-Д" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; осуществляет иные необходимые действия.
В силу пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено.
В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ Р 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов, утвержденного Приказом Росстандарта от 11.01.2016 N 1-ст (далее - ГОСТ Р 56836-2016), инспекционный контроль сертифицированной продукции (далее - инспекционный контроль) является неотъемлемой частью процедуры сертификации цементов.
Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
В соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия, органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. Инспекционный контроль проводится в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых).
Сроки проведения планового инспекционного контроля устанавливаются в договоре на проведение работ по сертификации, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев.
При поставке сертифицированной продукции из третьих стран на территорию Российской Федерации при помещении ее под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления орган по сертификации осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.
Изменениями N 1, утвержденными Приказом Росстандарта от 30.01.2017 N 25-ст, абзац 3 пункта 8.2 изложен в новой редакции - при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно 8.19. Примечание - Под партией понимается количество цементной продукции одной номенклатуры (вид (марка, класс прочности цемента), указанной в товаросопроводительных документах, перевозимой от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условии переработки
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ 31815-2012 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации" (далее - ГОСТ 31815-2012) инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. В случае прекращения деятельности органа по сертификации инспекционных контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации. Орган по сертификации может на договорных началах поручить проведение отдельных работ по инспекционному контролю другой компетентной организации.
Согласно пункту 8.19 ГОСТ Р 56836-2016 по результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение: о подтверждении действия сертификата соответствия о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия.
В соответствии с пунктом 8.19.2 ГОСТ Р 56836-2016 решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) соответствие продукции установленным требованиям. В противном случае действие сертификата соответствия прекращается.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Новосибсертификация+", аккредитованного в качестве органа по сертификации аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11СГ43, по итогам которой составлен акт от 04.10.2017 N СФО-вн/75-ПВВ.
В ходе проверки было установлено, что приказом ООО "Новосибсертификация+" от 07.08.2017 N 05-ДИК был назначен дополнительный инспекционный контроль, которым определены этапы проведения такого контроля, а именно: отбор образцов, проведение испытаний, анализ результатов испытаний и всех характеристик, составление акта.
Во исполнение данного приказа по поручению органа по сертификации сотрудником аккредитованной испытательной лаборатории ООО "Сибакадемсертификация" 09.08.2017 отобраны образцы, что подтверждается актом отбора образцов от 09.08.2017 N 1ик. ООО "Новосибсертификация-r" направлено задание в испытательную лабораторию с целью проведения испытаний отобранных образцов, о чем оформлено задание от 14.08.2017 N 1ик. На момент проверки инспекционный контроль не был завершен.
Из материалов сертификационного дела следует, что органом по сертификации 03.08.2017 действие сертификата соответствия было приостановлено в связи с уклонение держателя сертификата соответствия от прохождения инспекционного контроля.
Решением органа по сертификации от 10.08.2017 N 3 возобновлено действие сертификата соответствия по причине выполнения держателем сертификата соответствия корректирующих мероприятий по устранению несоответствия продукции установленным требованиям.
Вместе с тем, такие сведения (приостановление и возобновление действия сертификата соответствия) в реестре сертификатов соответствия отсутствуют, что свидетельствует о непредставлении в порядке части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) сведений.
В ходе проверки Управлением было установлено, что на таможенный пост поступило и ввезено на территорию Российской Федерации в период действия спорного сертификата соответствия 6000 тонн цементной продукции разными товарными партиями по договору ADCM3500CE17-01 от 07.02.2017: по ДТ N 10309030/090717/0000793, коносамент от 06.07.2017 N 1; по ДТ N 10309030/240717/0000875, коносамент от 24.07.2017 N 1.
В нарушение абзаца 3 подпункта 8.2 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016 ООО "Новосибсертификация+" не проведен дополнительный инспекционный контроль по всем указанным ввезенным на территорию России товарным партиям.
Указанное бездействие ООО "Новосибсертификация+" нарушает требования пунктов 6, 8 ГОСТ Р 56836-2016, связанные с непроведением дополнительного инспекционного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, что указывает на нарушение порядка проведения сертификации, поскольку один из этапов сертификации (инспекционный контроль за сертифицированной продукции) не выполнен.
Таким образом, Управление пришло к правильному выводу о том, что аккредитованным лицом нарушен пункт 8 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации", в части несоблюдения в деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, указанных в области аккредитации, пункт 6 Критериев аккредитации, в части несоблюдения в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в Руководстве по качеству и разработанных в соответствии с требованиями подпункта з) пункта 14.11 Критериев аккредитации, пункт 1) части 1 статьи 13 Закон N 412-ФЗ.
Управлением ООО "Новосибсертификация+" было выдано предписание от 04.10.2017 об устранении выявленных нарушений, перечисленных в акте проверки, в том числе прекратить действие спорного сертификата и провести корректирующие мероприятия в соответствии с правилами, установленными в документах системы менеджмента качества ООО "Новосибсертификация+" в срок до 04.12.2017.
Приказом Управления от 05.10.2017 приостановлено действие аккредитации ООО "Новосибсертификация+" в части области аккредитации в отношении проведения работ по сертификации портландцемента в соответствии с ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
В соответствии с положениями части 3 статьи 27 Закона N 412-ФЗ по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации в случае, если таким нарушением является несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, которое не относится к перечню нарушений, указанному в пункте 1 настоящей части (пункт 2).
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 322 "Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановления действия аккредитации", установлен перечень нарушений, не влекущих приостановление аккредитации.
Суд первой инстанции правильно указал, что выявленные в ходе проверки деятельности ООО "Новосибсертификация+" нарушения не входят в указанный перечень нарушений.
Доказательств признания предписания Управления от 04.10.2017 незаконным в установленном порядке в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 56836-2016 обязательная сертификация цементов проводится на соответствие требованиям национальных стандартов и межгосударственных стандартов, принятых в Российской Федерации, включенных в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация), опубликованные на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930.
Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 56836-2016 соблюдение правил обязательной сертификации и соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям подлежат государственному контролю (надзору) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
В соответствии с пунктом 8.3 ГОСТ Р 56836-2016 основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или специальный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.
В силу пункта 8.3 ГОСТ Р 56836-2016 при инспекционном контроле, в случае необходимости, по решению органа по сертификации проводятся внеплановые проверки.
Таким образом, исходя из толкования законодательства о сертификации цемента, орган по сертификации обязан проводить инспекционный контроль ввозимых партий цемента с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
Как установлено управлением в ходе проверки, при ввозе на территорию РФ партий цемента по ДТ N 10309030/090717/0000793, коносамент от 06.07.2017 N 1 и по ДТ N 10309030/240717/0000875, коносамент от 24.07.2017 N 1, дополнительный инспекционный контроль не был произведен, что свидетельствует о не проведении проверки качества и безопасности ввозимой продукции на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Заявитель, ссылаясь на то, что он не уклонялся от проведения инспекционного контроля, представил в материалы дела письма N 111 от 20.06.2017, N 133 от 25.07.2017 о его проведении в рамках сертификации портландцемента, адресованные органу по сертификации.
При этом, доказательства получения указанных писем заинтересованным лицом в деле отсутствуют.
Договор от 07.08.2017 N 004/ДИК о проведении ООО "Новосибсертификация+" дополнительного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией портландцемент СЕМ I 42,5 R торговой марки "ADOCIM" при ввозе на таможенный пост Краснодарского края, г. Ейск, был заключен только 07.08.2017, тогда как цемент ввезен на территорию РФ 06.07.2017 и 24.07.2017.
Довод о том, что ГОСТ Р 56836-2016 не является обязательным, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку не проведение дополнительного инспекционного контроля по ввезенным на территорию Российской Федерации цементной продукции свидетельствует о не проведении проверки качества и безопасности ввозимой продукции на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 11.01.2016 N 1-ст утвержден для добровольного применения и введен впервые с 01.02.2016 национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016).
Указанный стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982), и предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, размещена в электронно-цифровой форме на официальном сайте Росстандарта www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Информация). Информацией в графе 3 раздела "5730 (2523) Цемент" к числу определяющих нормативных документов отнесен ГОСТ Р 56836-2016.
Содержание единого документа формируется Росстандартом не самостоятельно, а на основе информации, представленной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Включение в информацию национальных стандартов в качестве документов, определяющих обязательные требования к продукции, прямо предусмотрено Порядком, не устанавливающим каких-либо ограничений, связанных с областью применения этих национальных стандартов.
Информация не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению; не является актом разъяснения тех или иных законоположений или актом толкования, содержащим положения, противоречащие правовым актам большей юридической силы; не обладает нормативными свойствами, представляя собой предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 982 способ доведения до участников соответствующих правоотношений сведений о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к такой продукции; не затрагивает их прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается, в том числе, правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации" (далее - Закон N 162) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Закон N 162-ФЗ). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплен в статье 12 и абзаце втором пункте 2 статьи 15 Закона N 184-ФЗ. ГОСТ Р 56836-2016 соответствует приведенным нормативным положениям действующего законодательства и, как следует из пункта 1 приказа Росстандарта от 11.01.2016 N 1-ст, утвержден для добровольного применения.
Согласно статье 4.7 ГОСТ Р 56836-2016 предусмотренная им сертификация проводится по заявке изготовителя или уполномоченного зарубежным изготовителем лица на сертификацию серийно изготовляемых цементов. Заявитель в рассматриваемом случае является изготовителем.
Таким образом, ГОСТ Р 56836-2016 устанавливает обязательные требования.
Обязательное подтверждение соответствия цементов выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 во взаимосвязи с абзацем первым пункта 2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 27 Закона N 412-ФЗ по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации в случае, если таким нарушением является несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, которое не относится к перечню нарушений, указанному в пункте 1 настоящей части (пункт 2).
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 322 "Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановления действия аккредитации", установлен перечень нарушений, не влекущих приостановление аккредитации.
Выявленные в ходе проверки деятельности ООО "Новосибсертификация+" нарушения не входят в указанный перечень нарушений.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012, вынесенное административным органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание. Доказательства признания предписания Управления от 04.10.2017 незаконным в установленном порядке в материалах дела не имеются.
Кроме того, постановлениями Седьмого арбитражного суда по делам N А45-1576/2018 и N А45-1561/2018 ООО "Новосибсертификация+" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ. При этом в качестве доказательства неправомерности совершенных действий ООО "Новосибсертификация+" судом принят акт проверки, составленный Управлением Росаккредитации по СФО, на основании которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
ООО "Новосибсертификация+" в целях исполнения предписания об устранении выявленных нарушений отменило действие сертификатов соответствия.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Новосибсертификация+" по отмене сертификата соответствия являются правомерными.
Довод ООО "Вега-Д" о необходимости в соответствии с пунктами 8.8.1, 8.8.3 ГОСТ Р 56836-2016 при получении предписания Управления провести внеплановую проверку, по результатам которой составить акт и принять соответствующее решение, судом первой инстанции правомерно отклонен.
Разделом 8 данного государственного стандарта "Инспекционный контроль сертифицировано продукции" предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. Из изложенного следует, что каждая ввозимая партия цемента, страной происхождения которого является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, подлежит обязательному дополнительному инспекционному контролю с целью подтверждения соответствия качественных характеристик ввезенного товара стандарту, на соответствие которому получен сертификат. Именно по результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 (о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия) (пункт 8.2).
В данном случае орган по сертификации исполнял предписание Управления от 04.10.2017, которое в ходе проведения проверки уже выявило нарушение и поскольку сертифицированная цементная продукция не была проверена на безопасность и пересекла границу Российской Федерации, в целях недопущения реализации на территории Российской Федерации не проверенной на безопасность и качество продукции, действием, направленным на устранение выявленного является прекращение выданного сертификата соответствия.
Кроме того, проведение инспекционного контроля после выпуска продукции в обращение, не будет свидетельствовать о соблюдении требований законодательства.
Довод ООО "Вега-Д" о том, что орган по сертификации не мог принять оспариваемое решение в период приостановления его деятельности (приказ Управления от 05.10.2017) приводился в суде первой инстанции, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утвержден постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) от 21.09.1994 N 15.
Пунктом 3.8.1 указанного Порядка предусмотрено, что при проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации, в числе прочего приостанавливает действие сертификата. Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется аннулируется (пункт 3.7.7 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 статьи 23 Закон N 412-ФЗ аккредитованное лицо не вправе выдавать документы в определенной области аккредитации, если действие аккредитации в данной области аккредитации приостановлено.
Соответственно, приостановление действия аккредитации ответчика влечет прекращение прав на совершение действий по сертификации продукции согласно имеющейся области аккредитации, но при этом не лишает прав на совершение иных юридически значимых действий, в том числе, по прекращению действия ранее выданных сертификатов. Действующие нормативные акты, регулирующие деятельность аккредитованных органов по сертификации, не содержат запрет на совершение в период приостановления аккредитации действий по аннулированию ранее выданных сертификатов соответствия.
Таким образом, с целью недопущения реализации на территории Российской Федерации не проверенной на безопасность и качество продукции, предотвращения бесконтрольного ввоза цемента из стран, не являющихся членом Евразийского экономического союза, на период приостановленного действия аккредитации орган по сертификации, исполняя предписание Управления, был вправе принять оспариваемое решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37588/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37588/2017
Истец: ООО "Вега-Д"
Ответчик: ООО "НОВОСИБСЕРТИФИКАЦИЯ +"
Третье лицо: Управление Росакредитации по СФО, Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому Федеральному округу, Федеральная служба по аккредитации