Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф04-5009/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А81-10941/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6686/2018) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.04.2018 по делу N А81-10941/2017 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Медторгсервис" (ИНН 7743067791, ОГРН 1027743016300) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.10.2017 и требования от 18.10.2017 N4668,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Медторгсервис" - Жуков Алексей Владимирович (паспорт, по доверенности);
установил:
акционерное общество "Медторгсервис" (далее по тексту - заявитель, АО "Медторгсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд), с учетом уточнения заявленных требований от 01.02.2017, об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.10.2017 и требования от 18.10.2017 N 4668 в части требования возвратить денежные средства в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948 руб. 30 коп.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что списание денежных средств со специального счета ОМС в счет задолженности по налогам и сборам за 2012 - 2013 годы не повлияло на выполнение всех обязательств по оказанию медицинских услуг в сфере ОМС. Денежные средства ОМС, перечисленные на расчетный счет Общества в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных по программе ОМС, фактически были израсходованы на оплату поставленных расходных материалов для проведения процедур гемодиализа и медицинские препараты.
Решением от 28.04.2018 по делу N А81-10941/2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа требования АО "Медторгсервис" удовлетворил, признав недействительными: акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Фонда от 05.10.2017 в части обязания АО "Медторгсервис" возвратить денежные средства в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948 руб. 30 коп.; требование Фонда от 18.10.2017 N4668 об обязании АО "Медторгсервис" возвратить денежные средства в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948 руб. 30 коп.
С Фонда в пользу АО "Медторгсервис" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках Территориальной программы на 2016 год, обязанность по уплате заявителем налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 не совпадает с годом реализации Территориальной программы на 2016 год, следовательно, средства обязательного медицинского страхования в размере 9 559 483 руб., списанные со специального счета ОМС в счет задолженности по налогам и сборам за 2012 - 2013 годы, использованы не по целевому назначению. Оспаривает вывод суда о том, что медицинская помощь, оказана застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования. Считает, что возврат суммы 9 559 483 руб. обществом путем зачета денежных средств в качестве оплаты кредиторской задолженности за поставленный в 2015-2016 годах расходный материал и лекарственные препараты не равнозначен возврату в бюджет территориального фонда и не исключает отнесение средств, отвлеченных на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, к нецелевому расходованию средств обязательного медицинского страхования.
АО "Медторгсервис" в отзыве на апелляционную жалобу Фонда указало на несостоятельность доводов последнего.
До начала судебного заседания апелляционного суда Фонд уведомил о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Медторгсервис" высказался согласно отзыву на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя АО "Медторгсервис", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 20.09.2017 по 05.10.2017 Фондом была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования филиалом АО "Медторгсервис" в г. Салехард за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование денежных средств в размере 9 559 483 руб.
По результатам проведенной проверки 05.10.2017 составлен акт, согласно которому АО "Медторгсервис", в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 9 559 483 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 955 948 руб. 30 коп.
Не согласившись с актом проверки от 05.10.2017 АО "Медторгсервис" в адрес Фонда направлено возражение от 11.10.2017 к акту проверки.
Фонд, рассмотрев возражения к акту проверки от 05.10.2017, направил в адрес АО "Медторгсервис" письмо "О результатах рассмотрения возражений" от 18.10.2017 N 4668, согласно которому возражения признаны необоснованными.
Кроме того, письмом от 18.10.2017 N 4668 о рассмотрении возражений Фондом установлен новый срок для возврата денежных средств, использованных не по целевому назначению (10 дней со дня предъявления настоящего требования).
АО "Медторгсервис" не согласившись актом проверки от 05.10.2017 и письменным сообщением "О результатах рассмотрения возражений" от 18.10.2017 N 4668 обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные АО "Медторгсервис" требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что акт проверки от 05.10.2017 и письмо от 18.10.2017 N 4668 по своей правовой природе и характеру обладает всеми квалифицирующими признаками ненормативного правового акта, подлежащего обжалованию в рамках главы 24 АПК РФ в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В то же время, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае арбитражный суд установил наличие совокупности условий для удовлетворения заявленных АО "Медторгсервис" требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ следует, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 13 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Они осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Медицинские организации обязаны использовать полученные за оказанную медицинскую помощь средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Исходя из статей 38, 39 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Исходя из части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 N 1310-П (далее - Территориальная программа на 2016 год) определены способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию и структура тарифа на оплату медицинской помощи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию были установлены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016 (далее по тексту - Тарифное соглашение).
Предметом Тарифного соглашения является, установление порядка и способов оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, установление размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи, входящей в территориальную программу и порядка их применения.
В порядке пункта 25.2 Тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лабораторий и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждено Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73).
Подпунктом 2 пункта 17.2 Приказа N 73 предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом первой инстанции установлено, АО "Медторгсервис" на основании уведомления, направленного в Территориальный фонд в 2015 году, включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году (регистрационный номер 830046). Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов, в ходе плановой комплексной проверки Фондом использования средств обязательного медицинского страхования установлено, что по результатам выездной налоговой проверки в отношении АО "Медторгсервис", по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, ИФНС России по городу Красногорску Московской области установлена неполная уплата обществом налога на добавленную стоимость, в связи с чем, на основании Решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 15.08.2016 N 26561, денежные средства в сумме 9 559 483 руб. были списаны 26.10.2016 с расчетного счета N 40702810700000104206, открытого для учета операций со средствами ОМС, и предусмотренного для оплаты медицинской помощи в рамках финансового обеспечения Территориальной программы на 2016 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о нецелевом использовании обществом средств ОМС в размере 9 559 483 руб., выразившееся в использовании средств ОМС на погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в нарушение Территориальной программы на 2016 год и Тарифного соглашения.
Фонд как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе настаивает на том, что общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках Территориальной программы на 2016 год, обязанность по уплате заявителем налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 не совпадает с годом реализации Территориальной программы на 2016 год, следовательно, средства обязательного медицинского страхования в размере 9 559 483 руб., списанные со специального счета ОМС в счет задолженности по налогам и сборам за 2012 - 2013 годы, использованы не по целевому назначению.
Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения Фонда как несостоятельного и ненашедшего правового подтверждения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 147 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Минфин России в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 разъяснил, что для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Согласно акту проверки, при проверке обоснованности получения медицинской организацией средств на оплату медицинской помощи по ОМС (пункт 1 раздела 1 Акта) комиссией установлено, что сумма средств, полученных филиалом Общества на оплату медицинской помощи по ОМС, соответствует стоимости оказанной медицинской помощи по ОМС в представленных реестрах счетов и счетах (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС) и составила в 2016 году 56 345 580 руб. Все расчеты подтверждены первичными документами и актами сверки (абз. 2 - 3 стр. 4 Акта от 05.10.2017).
Таким образом, в рассматриваемом случае, вопреки ошибочному мнению Фонда об обратном, медицинская помощь, оказана застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, следовательно, со стороны общества выполнены условия тарифного соглашения и списание денежных средств, поступивших на счет общества от страховых организаций в качестве возмещения по оказанным услугам не может являться нецелевым использованием денежных средств в значении, которое придается БК РФ.
Как указывает АО "Медторгсервис", и что подтверждается представленными в материалы дела документами, для осуществления возможности оказывать медицинские услуги населению АО "Медторгсервис" заключен контракт на поставку расходных материалов с ПОО "МЕТАКО" от 15.11.2012 N 20/2012 (далее по тексту - Контракт).
По данному Контракту АО "Медторгсервис" закупает у ПОО "МЕТАКО" расходные материалы для проведения процедур гемодиализа.
После того, как расходные материалы в рамках данного контракта поступают на склад АО "Медторгсервис" они подлежат перемещению на склад филиала АО "Медторгсервис" и учету на балансе филиала.
Общая стоимость поступивших в указанный период расходных материалов и медицинских препаратов составила 16 050 232 руб. 68 коп.
Оплата стоимости учтенных на балансе филиала АО "Медторгсервис" расходных материалов осуществляется путем перечисления денежных средств, поступающих от страховых медицинских организаций, со специализированного счет филиала, на счет АО "Медторгсервис" и в дальнейшем расходуются, в том числе на оплату поставленных расходных материалов по Контракту.
Задолженность филиала перед АО "Медторгсервис" за расходные материалы была погашена частично, на сумму 6 056 785 руб. 31 коп., за счет целевых средств, перечисляемых филиалу в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь по программе ОМС и по состоянию на 16.08.2016 составила 9 993 447 руб. 37 коп.
16.08.2016 на основании постановления Красногорского городского суда Московской области следователем по особо важным делам следственного отдела по г. Красногорску Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области Нефедовым А.В. был наложен арест на имущество АО "Медторгсервис" в виде запрета распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах АО "Медторгсервис" в банках и иных кредитных организациях сроком до 25.10.2016.
Одновременно, инспекцией ФНС России по г. Красногорску Московской области на основании решения от 15.08.2016 N 26561 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств выставлены инкассовые поручения о взыскании со счетов АО "Медторгсервис" налогов (сборов), пеней, штрафов на общую сумму 65 874 746 руб. 98 коп.
26.10.2016 на основании Решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 15.08.2016 N 26561, денежные средства в сумме 9 559 483 руб. в принудительном (безакцептном) порядке были списаны с расчетного счета филиала N 40702810700000104206, открытого для учета операций со средствами ОМС.
Поскольку списанные в принудительном порядке денежные средства предназначались для оплаты задолженности филиала перед АО "Медторгсервис" за произведенную закупку расходных материалов для проведения процедур гемодиализа и медицинские препараты, генеральным директором АО "Медторгсервис" принято решение зачесть списанные со счета филиала денежные средства в размере 9 559 483 руб. в качестве оплаты за поставленные ранее расходные материалы и медицинские препараты.
Эти обстоятельства Фондом не оспорены.
Вопреки доводам подателя жалобы, анализ рассматриваемой ситуации позволяет прийти к выводу об отсутствии как нецелевого использования АО "Медторгсервис" средств ОМС в размере 9 559 483 руб.
При этом, по верному указанию суда, в случае возврата заявителем денежных средств в сумме 9 559 483 руб. затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) по сути будут осуществлены за счет собственных средств общества.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.10.2017 и требование от 18.10.2017 N 4668 в части требования возвратить денежные средства в размере 9 559 483 руб., а также штрафа в размере 955 948 руб. 30 коп., не соответствует Закону N 326-ФЗ и нарушает права и законные интересы АО "Медторгсервис", что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Злоупотребление АО "Медторгсервис" правами (статья 10 ГК РФ) судом апелляционной инстанции не установлено.
Ссылка подателя жалобы на наличие иной судебной практики разрешения данной категории споров, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы и аргументы, приведенные Фондом в апелляционной жалобе, апелляционный суд изучил и признал юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иному, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у подателя жалобы собственной правовой позиции по спорным вопросам не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы, поскольку ее податель не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.04.2018 по делу N А81-10941/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10941/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф04-5009/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Медторгсервис"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: АО "Медторгсервис", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа