Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2018 г. N Ф05-17028/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А40-10480/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2018 года по делу N А40-10480/18 (150-71), принятое судьей Масловым С.В.
по заявлению АО "Московский шелк"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "МВерт"
о признании действий незаконными
при участии:
от заявителя: |
Русаков А.С. по дов. от 19.04.2016, |
от ответчика: |
Герасимова Н.А. по дов. от 21.12.2017, |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Московский шелк" обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании действий незаконными и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды N 1672-17/15-05 от 01.11.2017 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6, в соответствии со ст.ст. 14, 44, 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением суда от 19.04.2018 уведомление, выданное Управлением Росреестра по Москве N 77/006/227/2017-5449 от 06.12.2017 о приостановлении государственной регистрации договора аренды N 1672-17/15-05 от 01.11.2017 нежилого помещения, расположенного по адресу Москва, Большой Саввинский пер., д.12 стр. 6, заключенного между АО "Московский шелк" и ООО "МВерт" - признано недействительным. Обязав Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды N 1672-17/15-05 от 01.11.2017 нежилого помещения, расположенного по адресу Москва, Большой Саввинский пер., д.12 стр. 6, заключенного между АО "Московский шелк" и ООО "МВерт" с одновременным осуществлением кадастрового учета части здания, переданной в аренду. В остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Третье лицо в судебное заседание не явилось. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о государственной регистрации права от 28.02.2014 N 77-АР 123737 нежилое здание общей площадью 12 278,4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005006:1055, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Саввинский Большой, д. 12, стр. 6, принадлежит на праве собственности ЗАО "Московский шелк".
01.11.2017 между АО "Московский шелк" (арендодатель) и ООО "МВерт" (арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения N 1672-17/15-05, в соответствии с которым арендодатель обязуется в порядке и на условиях, определяемых договором, предоставить арендатору во временное владение и пользование (аренду) помещение без права выкупа по акту приема-передачи.
В соответствии с п. 2.1 договора объектом аренды по договору является нежилое помещение общей площадью 231,90 кв.м, расположенное в здании с местом нахождения по адресу: г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6.
Согласно п. 2.2 договора в состав передаваемого в аренду помещения в соответствии с экспликацией БТИ входят помещения на 1-м этаже помещение VII комнаты N N 1, 1а, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Технические характеристики помещения отражены Территориальным БТИ г. Москвы в выписке из технического паспорта на здание (строение).
В п. 4.2 договора установлено, что договор заключен сроком по 30.04.2022.
Истец обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 27.11.2017 N 77/006/227/2017-5449, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг, от 27.11.2017.
В соответствии с указанной описью заявителем вместе с заявлением были предоставлены доверенность от 19.04.2016 N 0556738, серия 77АВ, реестровый номер 5-2427, пояснения по делу от 27.11.2017 г. N 1672-17/15-05, постановление от 24.08.2017 по делу N А24-1588/17, решение суда от 07.06.2017 по делу N А24-1588/2017, решение суда от 17.07.2017 по делу NА40-61471/2017-28-587, постановление от 23.10.2017 N09АП-45405/2017, договор аренды (субаренды) от 01.11.2017 N1672-17/15-05, платежное поручение от 20.11.2017 N1002 (22 000 руб., АО "Московской области).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве уведомлением о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 06.12.2017 N 77/006/227/2017-5449 сообщило заявителю о том, что приостановка регистрации договора аренды осуществлена в результате непредоставления документов, являющихся основанием для кадастрового учета арендуемой части объекта, в ЕГРН сведения об учете соответствующей части отсутствуют.
В связи с указанными обстоятельствами, АО "Московский шелк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу ч. 5. ч 1. ст. 26 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 4 ст. 21 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
В силу пп. 2, п. 2, ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п. 13 ст. 18 Закона о государственной регистрации в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе такие заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа, при этом документы в форме документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронного документа или электронного образа документа возвращаются заявителю после осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению в реестровое дело оформленных в форме документов на бумажном носителе заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах).
Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.
Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 ст. 18 Закона о государственной регистрации.
В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.
В силу пункта 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в случае если в аренду передается часть здания, право на которое зарегистрировано в ЕГРН, в частности совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания без соответствующего заявления.
По мнению Управления, основанием для кадастрового учета такой части здания в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации должен являться технический план на эту часть здания.
По мнению Управления, технический план на переданную в аренду часть Здания необходим для кадастрового учета этой части Здания, так как согласно статье 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, содержащий, в том числе, сведения о части Здания, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объекте недвижимости (части Здания), которому присвоен кадастровый номер.
В силу того, что технический план на указанную часть Здания представлен не был, у Управления, по его мнению, отсутствовали необходимые для внесения в ЕГРН сведения о части Здания, и, следовательно, государственный регистратор не мог осуществить государственный кадастровый учет части Здания (присвоить этой части Здания отдельный кадастровый номер) и приостановил государственную регистрацию Договора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что в данном случае основанием для кадастрового учета части Здания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 и пунктом 5 статьи 44 Закона о регистрации является сам Договор аренды.
Более того, в ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части Здания сведения о передаваемой в аренду части Здания, так как право собственности заявителя на Здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним а, значит, в соответствии с ранее действующими нормами Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997, само Здание уже было поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Доказательства обратного ответчиком не представлено.
Сведения о Здании и о его частях, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственном кадастре недвижимости на сегодняшний момент являются актуальными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона о регистрации со дня вступления его в силу, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В с этим, заявитель, как собственник Здания, в соответствии со статьей 4 Закона о регистрации является участником отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета, и в соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона о регистрации не обязан подтверждать сведения, ранее находившиеся в ЕГРП и ГКН, в том числе путем предоставления технического плана на часть Здания, передаваемую в аренду.
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Арендодатель и арендатор в соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации согласовали в Договоре аренды все сведения и характеристики объекта, позволяющие определенно установить часть Здания, подлежащую передаче арендатору в качестве объекта аренды. Указанные в Договоре аренды данные содержаться в ЕГРН (аналогичная правовая позиция содержится в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на момент проведения государственной регистрации у Управления Росреестра по Москве отсутствовали достаточные основания для принятия решения о ее приостановлении, в связи с чем оспариваемое решение признано законным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2018 года по делу N А40-10480/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10480/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2018 г. N Ф05-17028/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО МОСКОВСКИЙ ШЕЛК
Ответчик: Росреестр по г.Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ООО МВерт