город Ростов-на-Дону |
|
01 августа 2018 г. |
дело N А53-7203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" - Сипаковой А.О. по доверенности от 01.07.2018;
от государственной жилищной инспекции Ростовской области - Лучковой Е.С. по доверенности от 10.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2018 по делу N А53-7203/2018, принятое в составе судьи Пименова С.В. по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" к государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - госжилинспекция, инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 09.02.2018 N 298.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на неисполнимость выданного предписания, полагает, что отсутствуют основания для перерасчета, поскольку в каждом месяце применялась социальная норма потребления. Общество в жалобе указало, что предоставление показаний за истекший расчетный период в месяце, следующим за расчетным, как и использование таких показаний для определения размера оплаты за коммунальные услуги, потребленные в предшествующем расчетном периоде, законодательно не предусмотрено; при формировании платежного документа за расчетный период размер платы определяется в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из имеющихся в расчетном периоде показаний приборов учета. Заявитель жалобы ссылается на то, что показания за март 2016 года переданы потребителем 01.03.2016, за апрель 2016 переданы потребителем 30.04.2016, за сентябрь 2016 года переданы потребителем 01.09.2016, за октябрь 2016 года переданы потребителем 31.10.2016, за апрель 2017 года переданы сетевой организацией АО "Донэнерго" 17.04.2017, за май 2017 года переданы потребителем 31.05.2017 и учтены Гарантирующим поставщиком в том расчетном периоде, в котором они были переданы потребителем либо сетевой организацией.
В отзыве на апелляционную жалобу госжилинспекция указала на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, на основании распоряжения от 08.02.2018 N 945, в целях проверки фактов, изложенных в обращении (дело N 5.5-704) по вопросу порядка расчета размеры платы за коммунальную услугу по электроснабжению, госжилинспекцией 09.02.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.02.2018 N 945, согласно которому административным органом выявлены нарушения пункта 36 Правил N 354, пункта 12 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614, в части расчёта платы за коммунальную услугу по электроснабжению домовладения N 17 по ул.Демьяновская в г.Шахты Ростовской области - при расчёте платы за коммунальную услугу по электроснабжению за март - апрель 2016 года, сентябрь - октябрь 2016 года, апрель - май 2017 года к объёму двух расчётных периодов применялась одна социальная норма.
В целях устранения допущенных нарушений обществу выдано предписание от 09.02.2018 N 298, согласно которому обществу надлежало в срок до 21.03.2018 привести расчёт размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с требованиями пункта 36 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства от 06.05.2011 N354, а именно в каждом расчётном периоде применять социальную норму, в случае необходимости сделать перерасчёт и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с названным пунктом 36 Правил N 354.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области согласно постановлению Правительства РО от 27.02.2012 N 125 "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области" является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Исходя из части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В силу пункта 2 Правил N 354 потребители услуг - лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги; исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению в отношении домовладения N 17 по ул. Демьяновской в г. Шахты, что сторонами не оспаривается, соответственно на общество распространяются Правила N 354.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Пунктом 66 этих же Правил N 354 предусмотрена плата за коммунальные услуги, которая вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - Положение N 614), которое регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и её применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потреблённой для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Положения N 614 социальная норма рассчитывается в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению N 4 в отношении следующих групп домохозяйств: первая группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке; вторая группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; третья группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; четвертая группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; пятая группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства; шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорное жилое помещение относится к первой группе домохозяйств. Размер социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношении данного объекта составляет 144 (96*1,5) кВт*ч. В соответствии с пунктом 14 Положения N 614 для домохозяйств одиноко проживающих пенсионеров, а также для домохозяйств, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидов - семьи пенсионеров применяется коэффициент 1,5.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.05.2014 N 23/2 с 01.04.2014 установлены коэффициенты сезонности: январь - 1; февраль - апрель - 0,9; май - 1; июнь - август - 1,1; сентябрь - декабрь - 1.
Согласно оспариваемому предписанию административным органом выявлено нарушение, выразившееся в неправильном применении социальной нормы при расчете платы за электроснабжение в периодах март-апрель и сентябрь-октябрь 2016 года, апрель-май 2017 года.
Согласно материалам административного дела абонентом показания о потребленном объеме электроэнергии предоставляются в момент оплаты за потребленный ресурс.
Общество при осуществлении оплаты абонентом за потребленную электрическую энергию в следующем за расчетным месяцем, в том числе первого числа месяца следующего за расчетным, показания, представленные путем указания их в счете, учитываются за текущий месяц, в котором они представлены.
Согласно квитанциям и счетам, представленным в материалы дела, показания за март 2016 года переданы абонентом при оплате 04.04.2016, за апрель 2016 года - 30.04.2016, за сентябрь 2016 года - 01.10.2016, за октябрь 2016 года - 31.10.2016, за апрель 2017 - 02.05.2017, за май 2017 года переданы потребителем при оплате 31.05.2017, однако представленные показания учтены обществом в том расчетном периоде, в котором они были переданы.
Согласно расчету общества потребителю предоставлен объем в пределах социальной нормы:
в марте 2016 года в размере 130 кВт*ч (144*0,9) при фактическом потреблении 153 кВт*ч, с учетом, что 01.03.2016 абонентом произведена оплата за февраль и соответственно в эту дату абонентом путем указания в счете были переданы показания за февраль, которые фактически учтены обществом в марте, поскольку представлены в марте и к ним применена социальная норма с учетом коэффициента сезонности за март (т.1 л.д. 79 (оборотная сторона));
в апреле 2016 года в размере 130 кВт*ч (144*0,9) при фактическом потреблении 273 кВт*ч, с учетом, что оплата абонентом произведена за апрель 30.04.2016 и за март 04.04.2016, соответственно, показания, указанные в представленных счетах учтены обществом за апрель и ко всей сумме поданных показаний применена социальная норма с коэффициентом сезонности за апрель (т.1 л.д. 80);
в сентябре 2016 года в размере 144 кВт*ч при фактическом потреблении 126 кВт*ч, с учетом, что в сентябре (01.09.2016) произведена оплата за август, показания, поданные за август, учтены обществом за сентябрь (т.1 л.д. 82 (оборотная сторона));
в октябре 2016 года в размере 144к Вт*ч при фактическом потреблении 277 кВт*ч, в данном месяце оплата произведена за сентябрь и октябрь (01.10.2016 и 31.10.2016), учет представленных данных за сентябрь и октябрь произведен в октябре (т.1 л.д. 83);
в апреле 2017 года в размере 60 кВт*ч (144*0,9) при фактическом потреблении 212 кВт*ч, оплата произведена за данный месяц 02.05.2017(т.1 л.д. 86);
в мае 2017 года в размере 130 кВт*ч (144*0,9) при фактическом потреблении 212 кВт*ч, с учетом, что в мае произведена оплата за март 02.05.2017 и за апрель 31.05.2017, показания все учтены за май и к сумме показаний применен один размер социальной нормы за май (т.1 л.д. 86 (оборотная сторона)).
При таких обстоятельствах, действия общества по расчёту платы за коммунальную услугу по электроснабжению за март - апрель 2016 года, сентябрь - октябрь 2016 года, апрель - май 2017 года по спорному домовладению не соответствуют требованиям законодательства, в том числе положениям Правил N 354, поскольку фактически социальная норма применена к объему двух расчетных периодов одна.
В данном случае при своевременной оплате потребленной электроэнергии (до 10 числа месяца следующего за расчетным), но представлении показаний по истечении расчетного месяца (в рассматриваемом случае до 10 числа месяца следующего за расчетным), абонент в ряде случаев фактически был лишен возможности применения социальной нормы, предусмотренной действующим законодательством.
Абонент в жалобах указал, что обращался в общество для подачи показаний прибора учета заблаговременно, однако информация, представленная иным способом, чем указание в счете, обществом по домовладению не принималась, поскольку согласно ответу общества для передачи показаний используется счет, в котором имеются поля для заполнения соответствующих данных.
Таким образом, учитывая изложенное, административный орган обоснованно выдал оспариваемое предписание.
С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу и положений действующего законодательства, приведенные в апелляционной жалобе доводы, подлежат отклонению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2018 по делу N А53-7203/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7203/2018
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ