г. Москва |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А40-69196/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.П.Седова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "ЛЕОН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2018, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-69196/18 (148-562)
по заявлению ООО "ЛЕОН" (ОГРН 1117746832367)
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Леон" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) N 2018-1-И/Ю от 19.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил выявленный инспекцией по результатам рассмотрения обращения гражданина факт несоблюдения ООО "ЛЕОН" требований пункта 1 части 1 статьи 6.1 и части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Административным органом установлено, что общество приняло интерактивную ставку от физического лица без проведения его идентификации как участника азартной игры.
09.02.2018 Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в отношении ООО "ЛЕОН" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ на основании заявления физического лица Волощука М. В. от 05.02.2018, которое содержало сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения - о неоднократном нарушении ООО "ЛЕОН" требований законодательства по непосредственной идентификации физических лиц при приеме интерактивных ставок.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Инспекции составлен протокол N 2018-1-И/Ю от 06 марта 2018 г. г. об административном правонарушении по ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО "ЛЕОН".
19.03.2018 Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в отношении ООО "ЛЕОН" вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания N 2018- 1-И/Ю по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п. 6 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203), обучение кадров организаций проводится в следующих формах: вводный инструктаж, дополнительный инструктаж, целевой инструктаж; повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения, установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 244-ФЗ) интерактивной ставкой являются денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр; центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, осуществляющая деятельность в соответствии со статьей 14.2 Закона N 244-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 6.1 Закона N 244-ФЗ установлено, что организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй НК РФ, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, а также вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные события.
В п. 3 ст. 6.1 Закона N 244-ФЗ указано, что предусмотренное п. 1 ст. ст. 6.1 Закона N 244-ФЗ требование о приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрышей при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Законом N 115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 577, правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с настоящим постановлением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями в течении 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановлением от 21.06.2014 N 577 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом анализ представленных обществом правил внутреннего контроля показал, что Правила, утвержденные 27.08.2014, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также в них не учтены требования постановления 4 Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 577 и изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667.
Несмотря на Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, (в ред. от 21.06.2014) программа идентификации не предполагает мероприятия в отношении бенефициарных владельцев, при этом процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента в большей части изложены в редакции Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, действовавших до 21.06.2015 (в ряде мероприятий не указаны процедуры в отношении бенефициарных владельцев).
Из материалов дела следует, что в ООО "Леон" внутренний контроль осуществляется с нарушением законодательства. В период с 16 ч. 06 мин. 13.02.2018 по 18 ч. 12 мин. 14.02.2018 гражданин Репкин П.А, прошел идентификацию на официальном сайте ООО "ЛЕОН", для этого внес свои данные, номер телефона и адрес электронной почты регистрационную форму, а на следующий день подтвердил их своим личным присутствием предъявлением паспорта в салоне "Евросеть" по адресу: г. Тольятти, ул. Тополиная, 23А.
После этого получил SМS содержащее пароль доступа на указанный им номер телефона, ввел полученный пароль в регистрационной форме и получил доступ к личному кабинету на сайте https://leon.ru. С помощью своей банковской карты пополнил баланс на сумму 50 руб. и заключи; пари (совершил интерактивную ставку) на этом же сайте на сумму 50 руб.
Репкин П.А. свою личность перед ООО "ЛЕОН" не подтвердил, лично в букмекерскую контору не приходил и документ удостоверяющий личность ООО "ЛЕОН" не представлял.
Таким образом, ООО "ЛЕОН" не исполнено требование законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма совершив тем самым административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет (статья 2.2 КоАП РФ).
В тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Материалами дела документально подтверждено, что ООО "ЛЕОН" совершило вменяемое ему правонарушение, доказательств обратного не представлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности, что является основанием для отмены оспариваемого постановления, не принимается судом, поскольку является необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
06 марта 2018 г. г. Инспекции составлен протокол N 2018-1-И/Ю об административном правонарушении по ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО "ЛЕОН".
09.02.2018 Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в отношении ООО "ЛЕОН" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ на основании заявления физического лица Волощука М. В. от 05.02.2018, которое содержало сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения - о неоднократном нарушении ООО "ЛЕОН" требований законодательства по непосредственной идентификации физических лиц при приеме интерактивных ставок. В рамках проведения административного расследования выявлен эпизод совершения ООО "ЛЕОН" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, связанный с принятием интерактивной ставки от Репкина П.А. без его идентификации.
22.02.2018 в письме N 24-05/07288@ ИФНС России N 3 по г. Москве, в ответ на поручение Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области о проведении отдельных процессуальных действий, сообщила об отсутствии ООО "ЛЕОН" по адресу регистрации организации, указанному в едином государственном реестре юридических лиц и приложила акт N 24-4474, в котором указано, что по адресу: г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, 5, 1, 437 находится автосалон "ОРЕL" и ООО "ЛЕОН" не обнаружено. Также в дальнейшем, при направлении инспекцией телеграмм в адрес организации, сотрудники Почты России указывали в уведомлениях, что "по данному адресу нет доступа в организацию, охрана извещение не принимает".
Обществом не обеспечено получение почтовой корреспонденции с разумные сроки.
Письмо Инспекции от 15.02.2018 N 16-23/003219 получено адресатом 07.03.2018, то есть после даты составления протокола по делу об административном правонарушении (06.03.2018).
19.02.2018 налоговым органом составлен протокол допроса свидетеля Репкина П.А.
Свидетелем также представлены материалы, подтверждающие факты, изложенные в протоколе допроса.
26.02.2018 письмами налогового органа N 16-23/004016, 16-23/004016 в адрес организации и директора были направлены уведомления о времени и дате составления протокола согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
01.03.2018 инспекцией были направлены телеграммы об извещении ООО "ЛЕОН" и Трусовой О.И. о времени и дате составления протокола.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
При указанных обстоятельствах, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2018 по делу N А40-69196/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным, ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.