г. Челябинск |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А47-4654/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 мая 2018 г. по делу N А47-4654/2017 (судья Федорова С.Г.).
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, организация которой осуществлена Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Авдюшкина В.В. (доверенность от 20.12.2017 б/н),
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Рязанов Е.А. (доверенность от 11.01.2018 б/н).
Публичное акционерное общество "Т Плюс", в лице филиала "Оренбургский" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным предписания от 05.04.2017 N ПР-862.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" (далее - третье лицо, ООО "ОУК"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Возрождение" (далее - третье лицо, ООО УК "Возрождение").
Решением от 15.05.2018 (резолютивная часть объявлена 24.04.2018) заявленные требования удовлетворены, предписание от 05.04.2017 N ПР -862 признано недействительным.
ГЖИ по Оренбургской области не согласилось с решением суда, и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция считает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Указывает, что указанная температура горячей воды не ниже 60 и не выше 75 градусов должна быть обеспечена в квартире потребителя, то есть именно в точке водоразбора квартиры N 12 по ул.Брыкина, д.5 г. Оренбурга, а не на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Полагает, что в решении суда отсутствует мотивированное обоснование применения в качестве нормы на границе эксплуатационной принадлежности температуры горячей воды +62,18 С, а не +75 С. Кроме того, в решении суда не указано в соответствии с каким нормативным документом температура горячей воды на границе эксплуатационной принадлежности (на вводе в дом) может (либо должна) составлять 62,18 С.
По мнению инспекции, доказательств наличия причинно-следственной связи между какими-либо определенными действиями (бездействием) ООО "ОУК" и выявленными нарушениями в материалах дела отсутствуют.
До начала судебного заседания от ПАО "Т Плюс" поступили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, представители третьих лиц, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения явившихся представителей заявителя и заинтересованного лица, в соответствии со статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела, ПАО "Т Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2005, является ресурсоснабжающей организацией, ввиду отсутствия заключенного с ООО "ОУК" договора на поставку коммунального ресурса в спорный МКД, является исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение, что не оспаривается заявителем.
Поводом к проведению первичной проверки инспекцией послужило обращение жителя квартиры N 12 многоквартирного дома N 5 по ул. Брыкина г. Оренбурга, из которого следует, что качество поставляемого коммунального ресурса - горячее водоснабжение данного многоквартирного дома не соответствовало нормам СанПиН (температура горячего водоснабжения в ванной комнате ниже 60 °С).
При проведении первичной проверки инспекцией было установлено, что жителю кв. N 12 многоквартирного дома предоставлена коммунальная услуга - горячее водоснабжение ненадлежащего качества, в связи с чем, в адрес ПАО "Т Плюс" было выдано предписание от 15.02.2017 N ПР-498.
По результатам мероприятия по контролю за исполнением требований, указанных в предписании от 15.02.2017 N ПР-498 инспекцией установлено, что предписание обществом не исполнено, в связи с чем, ему выдано новое предписание от 05.04.2017 N ПР-862.
На момент проведения проверки исполнения требований, указанных в предписании от 15.02.2017 N ПР-498, установлено, что температура горячей воды на вводе в дом на подающем трубопроводе составила +62,18°С, в обратном трубопроводе - 42,39°С, в точке водоразбора квартиры N 12 в помещении ванной комнаты -+50,6°С, что подтверждается актом проверки 05.04.2017 N А-862.
В результате обществу выдано предписание от 05.04.2017 N ПР-862 о необходимости устранить выявленные нарушения, в соответствии с которым, в срок до 05.05.2017 обществу предписано:
- обеспечить подачу температуры горячей воды на границу раздела балансовой принадлежности необходимую для обеспечения нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора (квартира N 12 жилого дома N 5 по ул. Брыкина г. Оренбурга не ниже +60 °С). Отклонение температуры горячей воды в точках водоразбора квартиры N 12 (на момент проверки температура горячей воды в квартире N 12 составила: ванная комната + 50,6 °С);
- обеспечить предоставление потребителю коммунальной услуги (горячее водоснабжение) надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием, считая его незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Брыкина, д. 5, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Брыкина, д. 5, осуществляло в период с 01.04.2010 по 01.07.2017 ООО "ОУК" на основании договора управления; в период с 01.07.2017 по настоящее время - ООО УК "Возрождение" на основании договора управления.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Под потребителем коммунальных услуг понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Между ПАО "Т Плюс" и ООО УК "Возрождение" договор поставки коммунального ресурса горячего водоснабжения, отопления для потребителей многоквартирного дома по вышеуказанному адресу не заключался.
В связи с чем, ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение для собственников МКД, расположенного по адресу Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Брыкина, д. 5.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
В соответствии с пунктом 5 раздела II названного приложения, одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Названные СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения и распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункты 1.1, 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как установлено пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 104 Правил N 354, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженернотехнологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Как следует из материалов дела, в период проведения проверки (03.04.2017-05.04.2017) ресурсоснабжающей организацией совместно с инспекцией и жителем кв. N 12 многоквартирного дома N 5 по ул. Брыкина г. Оренбурга проведены замеры температуры горячей воды в точках водоразбора (ванная комната) квартиры N 12 и на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (в узле управления) многоквартирного дома N 5.
Актом проверки нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги от 05.04.2017, составленном с участием представителя ресурсоснабжающей организации, представителя ГЖИ зафиксирован факт того, что температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (в узле управления) вышеуказанного дома составила -+62,18°С; в точках водоразбора квартиры N 12 составила: в помещении ванной комнаты - +50,6°С.
Данные обстоятельства отражены также в протоколе об административном правонарушении от 07.04.2017 N ПЛ-862.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу условий подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиениченские требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" установлено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса определено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 151 Жилищного кодекса).
Согласно пункту 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженернотехнического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии со статьей 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются в числе прочего:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт "а");
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт "д").
Применительно к вышеперечисленным нормам, инспекцией в акте проверки от 05.04.2017 N А-862 зафиксировано, что общество обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 62,18 °C, - то есть, исполнителем коммунальной услуги в данном случае соблюдены нормы пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и пункта 21 Правил N 354.
Из совокупности условий данных норм при этом следует, что поставка горячей воды с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Тем не менее, данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя. Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку в данном случае ПАО "Т Плюс" обеспечило поставку ресурса (горячей воды) на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой +62,18 °C, следовательно, обязанность по поставке коммунального ресурса с установленной нормативной температурой, исполнителем коммунальной услуги выполнена надлежащим образом.
ПАО "Т Плюс" не несет бремени негативных последствий за содержание общего имущества многоквартирного дома в состоянии, не обеспечивающим доставку ресурса (горячей воды) до потребителя, с установленной нормативной температурой.
Таким образом, предписание инспекции, выданное в отношении ПАО "Т Плюс", является неправомерным и неисполнимым.
Соответственно заявленное требование о признании недействительным предписания инспекции от 05.04.2017 N ПР-862 об устранении выявленных нарушений обоснованно удовлетворено судом.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГЖИ по Оренбургской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 мая 2018 г. по делу N А47-4654/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.