Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2018 г. N Ф07-14115/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А66-3456/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Журавлева А.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" Львова Г.М. по доверенности от 21.12.2017 N 43, от Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери Смирновой О.И. по доверенности от 23.05.2018 N 29/1489-и,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2018 года по делу N А66-3456/2018 (судья Романова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери (ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "газопровода к котельной (земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100213:11) для теплоснабжения многоквартирных домов с помещениями общественного назначения в составе комплексной застройки по адресу: Россия, город Тверь".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2018 года по делу N А66-3456/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не установил, кто должен разрабатывать проект планировки территории и проект межевания; ошибочно посчитал, что измеряемое по прямой линии расстояние от существующего газопровода до точки подключения превышает 300 м, поскольку не принял представленную обществом кадастровую публичную карту, согласно которой указанное расстояние составляет 291 м, и ошибочно учел проектную протяженность газопровода, в которую включены все участки труб газопровода, расположенные горизонтально, вертикально, подземно, надземно, параллельно друг другу; неверно отразил, что строительство газопровода производится внутри одного квартала, одного микрорайона; неверно определил порядок доказывания обстоятельств, влияющих на правильное разрешение дела.
В судебном заседании представитель общества указанные в апелляционной жалобе доводы поддержал.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество направило в адрес департамента заявление от 07.12.2017 N 29/5616 о выдаче разрешения на строительство объекта "газопровод к котельной (земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100213:11) для теплоснабжения многоквартирных домов с помещениями общественного назначения в составе комплексной застройки по адресу: Россия, г.Тверь".
Письмом от 15.12.2017 N 29/4135 департамент отказал в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что отсутствуют реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (не разрабатывались).
Не согласившись с указанным письмом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) регламентирован порядок выдачи разрешения на реконструкцию.
Так, в силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 7 статьи 51 указанного Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы местного самоуправления.
Также в части 7 названной статьи определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Перечень имеет закрытый характер.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 вышеназванного Кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен прилагаться в том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции.
Истребование от застройщика при выдаче разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или реквизитов проекта планировки и проекта межевания территории связано с необходимостью проверки соответствия проектной документации объекта исходному документу, на основании которого разрабатывалась такая документация. Отсутствие реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории не позволяет установить это соответствие.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для получения разрешения на строительство линейного объекта (в том числе на строительство газопровода) в уполномоченный орган, помимо прочих документов, нужно представить реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Как следует из буквального содержания оспариваемого отказа, департамент, руководствуясь вышеизложенными положениями, пришел к выводу о невозможности выдачи обществу разрешения на строительство, ввиду того, что при рассмотрении заявления выявлено отсутствие реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания.
Объект капитального строительства "газопровод к котельной (земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100213:11) для теплоснабжения многоквартирных домов с помещениями общественного назначения в составе комплексной застройки по адресу: Россия г. Тверь" по своему назначению является линейным объектом, предназначенным для транспортировки природного газа.
Из содержания пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ следует, что в данном случае при строительстве линейного объекта, предоставление градостроительного плана земельного участка не требуется, а по общему правилу необходимо предоставить реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Отношения по планировке территории урегулированы нормами главы 5 ГрК РФ.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В силу части 2 статьи 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
В части 3 статьи 41 упомянутого Кодекса определены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.
При этом согласно пункту 5 части 3 статьи 41 настоящего Кодекса при планировании строительства, реконструкции линейного объекта по общему правилу необходима подготовка документации по планировке территории. Исключением из общего правила является: размещение линейного объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Кроме того, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории" (далее - Постановление N 269).
Согласно подпункту "в" пункта 1 Перечня к таким случаям отнесено строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются газопроводы с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений.
Кроме того, не требуется подготовка документации по планировке территории при строительстве, реконструкции электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона (пункт 3 Перечня).
Следовательно, при строительстве вышеназванных объектов застройщик в целях получения разрешения на строительства линейного объекта не обязан предоставлять в уполномоченный орган реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что рассматриваемый линейный объект не относится к объектам, исключенным пунктом 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ и поименованным в Перечне.
В соответствии с главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации для строительства объекта капитального строительства "газопровод к котельной (земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100213:11) для теплоснабжения многоквартирных домов с помещениями общественного назначения в составе комплексной застройки по адресу: Россия, г. Тверь", между Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, администрацией города Твери и заявителем заключены соглашения об установлении сервитута в отношении частей земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области и муниципальной собственности от 07.12.2017 N 7-С/2017, от 24.11.2017 N 525-1.
Указанными документами подтверждается, что для размещения линейного объекта требуется установление сервитутов.
В подтверждение того, что спорный газопровод имеет протяженность от существующего газопровода среднего давления до точки подключения на границе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100213:11, измеряемую по прямой линии (наименьшее расстояние), - 291 м, общество представило данные публичной кадастровой карты (лист дела 28).
В обоснование того, что газопровод отнесен к газопроводам с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, общество сослалось на данные раздела N 3 положительного заключения негосударственной экспертизы от 10.11.2017 N 4-1-1-0074-17 (далее - заключение), в соответствии с которыми проектируемый газопровод классифицируется как газопровод среднего давления - свыше 0,005 до 03 МПа включительно (листы дела 71-93). Вместе с тем проектную документацию в подтверждение проектного рабочего давления в материалы дела не представило.
Согласно данным заключения газопровод имеет строительную длину 312,5 м, линейную длину - 306,5 м.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 указанного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, департамент должен доказать соответствие отказа в получении разрешения на строительство нормативным актам.
Как указано ранее, перечень таких оснований предусмотрен в части 13 статьи 51 ГрК РФ.
В рассматриваемом случае из представленных для получения разрешения на строительство документов департамент установил, что газопровод имеет протяженность от существующего газопровода среднего давления до точки подключения 306,5 м, то есть составляет более 300 м.
В связи с этим департамент доказал, что полученные от заявителя документы не позволили ему прийти к выводу о том, что линейный объект можно отнести к Перечню и подготовка документации по планировке территории не требуется.
При таких обстоятельствах доводы апеллянта о неверном распределении бремени доказывания являются необоснованными.
Общество, в свою очередь, в опровержение выводов департамента не доказало, что объект относится к объектам, включенным в подпункт "в" пункта 1 Постановления N 269. В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания указанного обстоятельства, на которое заявитель ссылается как на основание своих требований и права не подготавливать документацию по планировке территории, возложена на заявителя.
Ссылка заявителя об отсутствии необходимости предоставления документации по планированию территории, в силу подпункта "в" пункта 1 Постановления N 269, поскольку спорный газопровод имеет протяженность от существующего газопровода среднего давления до точки подключения на границе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100213:11, измеряемую по прямой линии (наименьшее расстояние), - 291 м, обоснованно отклонена судом первой инстанции, как не подтвержденная документально и противоречащая материалам дела.
Суд первой инстанции при оценке доводов заявителя также не установил, что строительство газопровода производится внутри одного квартала, одного микрорайона и предоставление документации по планированию территории не требуется по нормам пункта 3 Постановления N 269, поскольку данный довод не подтвержден документально, каких-либо экспертиз и заключений, позволяющих определить факт строительства внутри одного квартала или микрорайона, в материалы дела не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель департамента, ссылаясь на публичную кадастровую карту, утверждал, что строительство ведется внутри двух кварталов: 69:40:0100199, 69:40:0100212.
Оснований для переоценки указанных выводов у коллегии судей не имеется.
Ссылки апеллянта на то, что суд первой инстанции не определил лицо, обязанное осуществить подготовку документации по планировке территории, подлежат отклонению, поскольку суд в решении отразил соответствующие нормы права.
В соответствии с частью 5 статьи 42 ГрК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564 утверждено Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ, а особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, установлены статьей 46 Кодекса.
В силу части 1 статьи 45 упомянутого Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 названной статьи.
В части 1.1 статьи 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно, в частности, правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, а также субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 1.2 статьи 45 ГРК РФ).
Абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а в соответствии со статьей 4 названного Закона услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из части 5 статьи 45 ГрК РФ следует, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что в случаях, закрепленных в части 1.1 данной статьи, подготовка документации по планировке осуществляется данными лицами.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 3.1 статьи 46 ГрК РФ в случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется; заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.
Из совокупного и системного толкования приведенных норм главы 5 ГрК РФ следует, что доводы общества об отсутствии у него обязанности по подготовке документации по планировке территории в рассматриваемом случае не состоятельны и не основаны на законе.
Кроме того, документация по планировке территории представлена обществом в департамент с сопроводительным письмом от 17.07.2018, представленным в суд апелляционной инстанции.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку он документально не подтвердил наличие оснований для признания оспариваемого акта недействительным, и, как следствие, несоблюдение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2018 года по делу N А66-3456/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3456/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2018 г. N Ф07-14115/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Газпром газораспределение Тверь"
Ответчик: Департамент архитектуры и строительства администрации г.Твери