город Воронеж |
|
2 августа 2018 г. |
Дело N А64-732/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Администрации города Рассказово Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рассказовский": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Администрации города Рассказово Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рассказово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.05.2018 по делу N А64-732/2018 (судья Малина Е.В.), по заявлению Администрации города Рассказово Тамбовской области (ОГРН 1036876411967, ИНН 6828001300), г.Рассказово Тамбовской области к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рассказовский" (ОГРН 1116828000255, ИНН 6828007221), г. Рассказово Тамбовской области о признании незаконным предписания от 08.11.2017.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рассказово Тамбовской области (далее - Администрация г. Рассказово, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рассказовский" (административный орган, МОМ МВД "Рассказовский") о признании незаконным предписания от 08.11.2017.
Решением от 11.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация города Рассказово Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, оспаривает предписание от 08.11.2017 незаконным, поскольку в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский" не провело внеплановую выездную проверку. Распоряжение о проведении проверки не выдавалось, акт проверки по ее результатам отсутствует, а также отсутствует согласование проведения проверки с органами прокуратуры.
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рассказовский" возражал на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 19.07.2017 в рамках повседневного надзора сотрудниками ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский" установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог в г.Рассказово на ул. Спортивная требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно: на проезжей части имеются выбоины, превышающие требования п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93.
Как установлено в рамках расследования Администрацией города Рассказово Тамбовской области, как лицом ответственным за содержание дороги, допущено формирование выбоин на проезжей части улицы Спортивной г. Рассказово, превышающих требования п.3.1.2 ГОСТа Р50597-93: длина-4,3 м., ширина-2,3 м., глубина 8 см, тем самым заявителем нарушен п. 13 Основных положений ПДД РФ, при этом не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении в виде выбоин, то есть юридическое лицо совершило административное правонарушение.
По данному факту 07.08.2017 должностным лицом (заместителем начальника ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский" Кунаковым С.А.) в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, выразившимся в допущении формирования выбоин на проезжей части улицы Спортивной г.Рассказово.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.09.2017 по делу N 5-137/2017 Рассказовским районным судом Тамбовской области Администрация города Рассказово освобождена от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
25.10.2017 в МОМВД России "Рассказовский" поступило сообщение из УГИБДД УМВД России по Тамбовской области и обращение гражданина Калянова Р.А. N 68-1003602619 от 18.10.2017 о нарушении правил содержания покрытия проезжей части улицы Спортивная города Рассказово в безопасном для движении состоянии: дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 - образованы ямы и дефекты покрытия.
Определением от 26.10.2017 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование.
08.11.2017 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Администрации города Рассказово по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку в рамках административного расследования было установлено, что данное юридическое лицо, ответственным за содержание договори по улицы Спортивная города Рассказово, 07.08.2017 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ по аналогичному обращению гражданина Калянова Р.А.
Также должностным лицом МОМВД России "Рассказовский" проведен надзор за дорожным движением по ул. Спортивная г. Рассказово, по результатам которого установлено, что на улице Спортивной города Рассказово установлены просадки, выбоины и повреждения покрытия проезжей части, ширина которых превышает требования ГОСТ Р50597-93, о чем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 26.10.2017.
08.11.2017 ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский" выдано Администрации города Рассказово предписание, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность ликвидировать в срок 10 суток (18.11.2017) на улице Спортивной города Рассказово просадки, выбоины и повреждения покрытия проезжей части.
17.11.2017 Администрация города Рассказово в ответ на предписание сообщило в ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский", что проведение работ не укладывается в предписываемые сроки. Погодные условия не допускают проведение работ.
11.12.2017 сотрудниками ОГИБДД МОМВД России "Рассказовский" установлено, что Администрацией города Рассказово предписание от 08.11.2017 года в срок для устранения недостатков до 18.11.2017 не исполнено.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17.01.2018 Администрация г. Рассказово подвергнута административному наказанию за неисполнение предписания от 08.11.2017 г. в виде штрафа в размере 50 000 руб. по ст. 19.5 ч.27 КоАП РФ.
Не согласившись с предписанием от 08.11.2017 Администрация г.Рассказово обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона N 131).
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 257, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 257 содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона N 131 к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Из изложенного следует, что ответственным лицом за содержание автомобильных дорог местного значения, является администрация.
В соответствии с Уставом г. Рассказово, Администрация города Рассказово является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенная собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 711 от 15.06.1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно подпункта "а" п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 711 от 15.06.1998 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагается, в частности, обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" к основным направлениям деятельности полиции относится в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог определяет Административный регламент, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Административный регламент).
Пунктом 83 Регламента предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
В силу пункта 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.
Согласно пункту 87 Административного регламента, при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 данного регламента, в том числе о возбуждении дела об административном правонарушении, с учетом особенностей, предусмотренных указанным пунктом.
Таким образом, инспекция при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, вправе составить акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 26.10.2017 следует, что на участке автомобильной дороги на проезжей части образовались выбоины : 1) ширина 144 см, длина 150 см, глубина 70 см; ширина 180; 2) ширина 180 см, длина 187 см, глубина 8 см; размеры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
П.3.1 ГОСТ Р 50597-93 установлены требования к покрытию проезжей части, в частности покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Также отражены значения предельно допустимых повреждений покрытия, а также сроки их ликвидации.
В рассматриваемом случае установленные размеры выбоин превышали предельные значения, указанные в п.3.1. требований ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается фототаблицами к акту выявленных недостатков от 26.10.2017.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее - Положение N 716).
Согласно пункту 6 Положения N 716 федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ), а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное установлено и пунктами 3, 4 статьи 30 Закона N 196-ФЗ.
В рассматриваемом случае, суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости проведения выездной проверки, поскольку актом от 26.10.2016 установлено, что на участке дороги выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
Т.е. внеплановая проверка, предусмотренная нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не проводилась по той причине, что осуществлялась проверка на основании положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в рамках осуществления надзора за дорожным движением.
Судом первой инстанции верно отмечено, что при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, Управление МВД России вправе составить акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и в силу положений п.87 Регламента, вынести предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием необходимых мероприятий.
Административным органом доказана законность вынесения оспариваемого предписания.
Срок исполнения предписания соответствует срокам, отраженным в п. 3.1. ГОСТ Р 50597-93.
Из материалов дела следует, что принятым ранее постановлением по делу об административном правонарушении от 05.09.2017 по делу N 5-137/2017 Рассказовским районным судом Тамбовской области Администрация города Рассказово освобождена от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации Администрация еще в сентябре 2017 года знала о том, что на проезжей части дороги, г. Рассказово, ул. Спортивная имеются выбоины, превышающие требования п. 3.1.2. ГоСТа Р50597-93. Вопрос об устранении повреждений дорожного покрытия на улице Спортивной г.Рассказово возник в августе 2017 года, однако не был разрешен.
На момент выдачи спорного предписания заявителем не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих невозможность его исполнения.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности и обоснованности обжалуемого предписания и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.05.2018 по делу N А64-732/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.