город Воронеж |
|
2 августа 2018 г. |
Дело N А48-1204/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное): представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Муниципального бюджетного учреждения "Центр Молодежи "Лидер": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2018 по делу N А48-1204/2018 (судья Клименко Е.В.), по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Центр Молодежи "Лидер" (ОГРН 1025700516401 ИНН5702001491) к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) (ОГРН 1175749006070, ИНН 5702013715) о признании недействительным решения от 18.01.2018 N 067S0118000925 в части применения финансовой санкции в сумме 52500 руб., и встречному заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр Молодежи "Лидер" о взыскании финансовых санкций в сумме 52 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр Молодежи "Лидер" (далее - МБУ "Центр Молодежи "Лидер") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) (далее - УПФР) о признании недействительным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области N 067S19170002467 от 19.12.2017 в части применения финансовой санкции в сумме 52500 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
15.03.2018 УПФР заявлено встречное требование о взыскании финансовых санкций по решению о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 067S19170002467 от 19.12.2017.
Решением от 26.04.2018 первоначальные и встречные требования удовлетворены частично. Решение УПФР от 18.01.2018 N 067S0118000925 в части размера примененной финансовой санкции признано недействительным. Размер штрафа снижен до 5250 руб. В остальной части требования УПФР по встречному заявлению оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, УПФР обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что МБУ "Центр Молодежи "Лидер" сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017 были представлены с нарушением срока установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
МБУ "Центр Молодежи "Лидер" возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих деле, не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, УПФР проведена проверка представленных МБУ "Центр Молодежи Лидер" сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017.
В ходе проверки пенсионным органом выявлен факт непредставления сведений в установленный срок.
Так, 11.08.2017 МБУ "Центр молодежи Лидер" представило в пенсионный орган сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, тип формы -исходная, отчетный период - 8 (л.д.66-68).
В связи с ошибкой, допущенной при указании периода - август 2017, вместо надлежащего - июль 2017, МБУ "Центр молодежи Лидер" 08.09.2017 представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - исходная, отчетный период - 8) в отношении 107 застрахованных лиц (л.д.86-89).
Согласно протоколу проверки отчетности от 08.09.2017 (л.д.90-91) данный отчет страхователя не был принят Управлением Пенсионного Фонда в связи с тем, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - исходная) за отчетный период - август 2017 года, уже был отправлен страхователем 11.08.2017.
08.09.2017 МБУ "Центр молодежи Лидер" представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - дополняющая) за отчетный период - август 2017 года, в отношении 109 застрахованных лиц (л.д.71-73), данные сведения были приняты УПФР (л.д.75).
08.09.2017 МБУ "Центр молодежи Лидер" представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - отменяющая) за отчетный период - август 2017 года, в отношении 105 застрахованных лиц (л.д.76-79), и данные сведения были приняты Управлением Пенсионного Фонда (л.д.80).
Таким образом, страхователь МБУ "Центр молодежи Лидер" сведения о застрахованных лицах за отчетный период - 8, представил только в отношении 4 застрахованных лиц. Согласно унифицированному протоколу проверки от 16.11.2017 (л.д.17-18) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017 представлены МБУ "Центр молодежи Лидер" 16.11.2017.
Таким образом, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017 были представлены МБУ "Центр молодежи Лидер" с нарушением установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока на 62 дня.
21.11.2017 по факту нарушения предусмотренного п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срока предоставления сведений о застрахованных лицах должностным лицом пенсионного органа составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.11.2017 за N 067S18170002351, который направлен МБУ "Центр Молодежи Лидер" заказным письмом 21.11.2017, что подтверждается копией почтовой квитанции.
В возражениях на указанный акт от 05.12.2017 МБУ "Центр Молодежи Лидер" пояснило, что указанные действия были совершены вследствие неверной и несвоевременной консультации сотрудника Пенсионного Фонда.
19.12.2017 начальником УПФР Ретинской Т.Н. рассмотрены материалы проверки и принято Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.12.2017 N 067S19170002467 (далее - решение от 19.12.2017 N 067S19170002467), которым МБУ "Центр Молодежи Лидер" привлечено к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в виде финансовой санкции в размере 52 500 руб.
Копия данного решения направлена в адрес МБУ "Центр Молодежи Лидер" 19.12.2017, о чем свидетельствует копия почтовой квитанции.
18.01.2018 Управлением направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.01.2018 N 067S0118000925.
Не согласившись с решением от 19.12.2017 N 067S19170002467 МБУ "Центр Молодежи Лидер" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании ст. 16 Закона N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных п.2.3 ст.11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (ч.15 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, и признается МБУ "Центр молодежи Лидер", отчетность за август 2017 года по форме СЗВ-М представлена в Управление ПФР 16.11.2017, то есть позже установленного п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока на 62 дня.
Таким образом, юридическое лицо не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для своевременного исполнения обязанности по предоставлению отчетности, в связи с чем оно обоснованно привлечено к ответственности по ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Вместе с тем арбитражный суд области верно учитывает следующее.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П указано, что в соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4- П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд области верно руководствовался положениями пункта 3 ст.114 НК РФ, согласно которых при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.
Исследовав и оценив материалы дела, обстоятельства совершенного заявителем по первоначальному заявлению правонарушения и степень вины нарушителя, Арбитражный суд Орловской области установил, что правонарушение совершено не умышленно, МБУ "Центр молодежи Лидер" предпринимало попытки устранения нарушений, отсутствуют негативные последствия для бюджета, размер назначенного штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия, соглашается с выводом суда области о несоразмерности тяжести и характеру совершенного правонарушения штрафа, указанного в решении от N 067S19170002467 от 19.12.2017 и считает, что суд разумно уменьшил его до 5250 руб.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о признании обжалуемого решения Государственного учреждения - Управления ПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (Межрайонного) недействительным в части штрафа в сумме 52500 руб., а требование о взыскании штрафа по указанному решению подлежащим удовлетворению в сумме 5250 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2018 по делу N А48-1204/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.