г. Москва |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А40-62263/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А. Свиридова, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
АО "Энергосервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2018 по делу N А40-62263/18, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению АО "Энергосервис" (ОГРН 1047796768304, ИНН 7709571825)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.02.2018 N 4-9.15-258/77-18,
при участии:
от заявителя: Лаврентьев Е.Я. по дов. от 20.11.2017;
от ответчика: Дмитриев П.Б. по дов. от 05.04.2018, Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 26.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
АО "Энергосервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 28.02.2018 N 4-9.15-258/77-18 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "Энергосервис" (далее - заявитель) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить.
Заявитель считает, что при производстве по делу об административном правонарушении антимонопольным органом допущены процессуальные нарушения. В обоснование своей правовой позиции заявитель, в том числе указывает, что постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем не может быть признано законным.
Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены решения суда.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.02.2016 N 5/1 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Энергосервис" и ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на период с 01.03.2016-31.12.2016 включительно.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 15.12.2016 N 51/31 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Энергосервис" и ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на период с 01.01.2017-31.12.2019.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, являются субъектами розничных рынков.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, указанные стандарты устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно п/п "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации сетевой организацией, сетевая организация раскрывает информацию об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе: об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше; с 1 октября 2013 г. - о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
В соответствии с пунктом 12 Стандарта информация, указанная в п/п "а", абзацах первом-четырнадцатом п/п "б", п/п "д", абзаце втором п/п "ж" и абзаце втором п/п "з" п. 11 постановления N 24, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, опубликования в электронных средствах массовой информации, предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В силу пункта 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Стандартов).
Антимонопольным органом установлено, что Общество не предоставило (не разместило) сведения о месте опубликования информации в соответствии с требованиями закона.
При этом, установлено, что на официальном сайте Общества в сети "Интернет" (ht1p://energoservis-pik.ru/) в нарушение пунктов 3, 11, 12 Стандартов Обществом не размещалась в полном объеме информация, предусмотренная Стандартами.
Данный факт был установлен в ходе проведения осмотра официального интернет-сайта Общества (http://energoservis-pik.ru/). Проверка проводилась должностными лицами Нижегородского УФАС России путем последовательности переходов, отражаемых в акте, на страницы осматриваемого Интернет-сайта.
По результатам осмотра интернет-сайта Общества установлено отсутствие сведений, предусмотренных абзацами 1-11, 13 п/п "б" п. 11 Стандартов за 2016 г.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий УФАС по Нижегородской области 30.11.2017 в отношении АО "Энергосервис" составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 28.02.2018 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности наличии события и состава вменяемого правонарушения, соблюдения порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Оценивая законность судебного акта, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, изложенными в постановлении N 5 от 24.03.2005, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно части 1 статьи 4.8 КоАП РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
В соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Как указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 04.04.2017 N 305-АД16-16921, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из обстоятельств дела, в качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, Обществу вменено нарушение требований Стандартов раскрытия информации в части неопубликования в установленный срок определенной Стандартами информации на официальном сайте АО "Энергосервис" или ином официальном сайте в сети Интернет.
Как было указано выше, пунктом 12 Стандартов раскрытия информации срок опубликования информации установлен до 01 марта, таким образом, рассматриваемое правонарушение не является длящимся. С учетом применения законодателем предлога "до" последним сроком раскрытия информации является последний день февраля месяца. Таким образом, неопубликование информации на 01 марта образует событие административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда о том, что правонарушение окончено 02.03.2017 является ошибочным.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 01.03.2017 и в силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ истекает 01.03.2018. Оспариваемое постановление вынесено 02.03.2018 (с учетом определения от 11.04.2018 об исправлении опечатки в дате постановления), т.е. с пропуском установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что также подтверждается пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В этой связи оснований для признания оспариваемого Обществом постановления законным у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.05.2018 по делу N А40-62263/18 отменить.
Признать незаконным постановление Федеральной антимонопольной службы по г.Москве от 28.02.2018 N 4-9.15-258/77-18 о привлечении к административной ответственности АО "Энергосервис" по статье 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.