город Омск |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А75-1525/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6190/2018) Департамента финансов Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2018 по делу N А75-1525//2018 (судья Чешкова О.Г.),
принятое по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский
к Департаменту финансов Администрации Сургутского района о признании недействительными приказов от 21.11.2017 N 41-п и от 29.12.2017 N 52-п
о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента финансов Администрации Сургутского района - до перерыва в судебном заседании Черняева Елена Дмитриевна (паспорт, по доверенности N 10-19-397 от 02.03.2018 сроком действия по 31.12.2018), Сабельфельд Елена Вячеславовна (паспорт, по доверенности N 10-19-378 от 17.07.2018 сроком действия по 31.12.2018); после перерыва в судебном заседании представитель не явился, извещена;
от Администрации сельского поселения Нижнесортымский - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
Администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту финансов Администрации Сургутского района (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент финансов) о признании недействительными приказов от 21.11.2017 N 41-п и от 29.12.2017 N 52-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2018 по делу N А75-1525//2018 заявленные Администрацией требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент финансов вышел за рамки своих полномочий при принятии решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов с.п. Нижнесортымский на 2017, 2018-2020 годы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансов обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2018 по делу N А75-1525//2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что муниципальные образования самостоятельно определяют условия, случаи и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из местных бюджетов за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, поскольку условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и за счет местных бюджетов Бюджетным кодексом Российской Федерации не определены.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, ходатайства об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 19.07.2018, представители Департамента финансов поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2018 по делу N А75-1525//2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании, открытом 19.07.2018, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 25.07.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет",
После перерыва в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района (далее - Комитет ЖКХ) выявлены факты неисполнения Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, установленных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно: в соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения от 08.07.2015 N 361 "О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский" органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский".
Существующие канализационные очистные сооружения проектной мощностью 800 м3/сут (КОС-800) находятся в собственности сельского поселения Нижнесортымский (распоряжение Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2009 N 2869) и переданы в хозяйственное ведение МУП УТВиВ "Сибиряк" муниципального образования сельского поселения Нижнесортымский (далее - МУП УТВиВ "Сибиряк").
04.07.2017 МУП УТВиВ "Сибиряк" самостоятельно прекратило прием сточных вод для очистки на действующем объекте "Канализационно-очистная станция КОС-800". 12.07.2017 указанная станция была выведена из эксплуатации.
Работы по объекту "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" закончены не были и указанный объект не передан на праве хозяйственного ведения в МУП "УТВиВ Сибиряк". Таким образом, на территории сельского поселения Нижнесортымский канализационно-очистные сооружения не введены в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Прием сточных вод для очистки на действующем объекте не осуществляется из-за отсутствия мощности.
Администрацией Сургутского района направлялись обращения в адрес главы сельского поселения Нижнесортымский о необходимости восстановления работоспособности КОС (обращения от 30.10.2017 N 12-06-006420, от 31.10.2017 N 12-06-006454, протокол комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сургутского района от 07.11.2017 N 16, обращение МУП "ТО УТВиВ N1" от 08.11.2017 N 01-5679).
Поскольку ответы на указанные обращения не были получены, Администрацией не выполняются полномочия по решению вопросов местного значения, Комитетом ЖКХ подготовлено и направлено в адрес Департамента финансов заключение от 16.11.2017 N 12-06-006-820 (том 1 л. д. 43) с предложением рассмотреть вопрос о нарушении Администрацией условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района с применением мер воздействия в виде приостановления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения.
На основании поступившего в Департамент финансов вышеуказанного заключения Комитета ЖКХ от 16.11.2017 N 12-06-006820, департамент посчитал установленным факт неисполнения Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, что, по его мнению, является нарушением подпункта и) пункта 5.2 раздела 5 Приложения к решению Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389 "Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района" и служит основанием для применения мер в виде приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, о чём составлено заключение от 21.11.2017 N 1 (том 1 л. д. 40).
Приказом от 21.11.2017 N 41-п (том 1 л. д. 36) приостановлено с 22.11.2017 предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский в сумме 3 188 699 руб. 65 коп., из них дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений в сумме 3 188 699 руб. 65 коп. Установлен срок для устранения выявленных нарушений до 10.12.2017.
В связи с неустранением органами местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных подпунктом и) пункта 5.2 раздела 5 Приложения к решению Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389 "Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района" в установленный срок, Приказом от 29.12.2017 N 52-п (том 1 л. д. 38-39) внесены изменения в Приказ от 21.11.2017 N 41-п, пункт 1 приказа изложен в следующей редакции: "Приостановить предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету с.п. Нижнесортымский на 2018 год в сумме 31 813 741 руб. 13 коп., на 2019 год в сумме 27 149 121 руб. 77 коп., на 2020 год в сумме 24 299 029 руб. 77 коп. из них:
1) Дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений на 2018 год в сумме 23 374 500 руб., на 2019 год в сумме 22 765 500 руб., на 2020 год в сумме 20 015 300 руб.;
2) Иные межбюджетные трансферты на развитие материально-технической базы учреждений культуры городских и сельских поселений Сургутского района на 2018 год в сумме 530 000 руб., на 2019 год в сумме 530 000 руб., на 2020 год в сумме 530 000 руб.;
3) Иные межбюджетные трансферты за счет средств софинансирования субсидии на поддержку отрасли культуры на развитие библиотечного дела на 2018 год в сумме 3529 руб., на 2019 год в сумме 3529 руб., на 2020 год в сумме 3529 руб.;
4) Иные межбюджетные трансферты за счет средств софинансирования субсидии на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях автономного округа на модернизацию музеев на 2018 год в сумме 6427 руб., на 2019 год в сумме 6427 руб., на 2020 год в сумме 6427 руб.;
5) Иные межбюджетные трансферты на создание условий для деятельности народных дружин (софинансирование) на 2018 год в сумме 12 546 руб., на 2019 год в сумме 12 823 руб. 20 коп., на 2020 год в сумме 12 931 руб. 20 коп.;
6) Иные межбюджетные трансферты на обеспечение функционирования и развития систем видеонаблюдения в сфере общественного порядка (софинансирование) на 2018 год в сумме 19 022 руб., на 2019 год в сумме 24 410 руб., на 2020 год в сумме 24 410 руб.;
7) Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение полномочий, передаваемых на уровень муниципального района на 2018 год в сумме 1 483 300 руб. 57 коп., на 2019 год в сумме 1 545 432 руб. 57 коп., на 2020 год в сумме 1 445 432 руб. 57 коп.;
8) Иные межбюджетные трансферты для обеспечения индексации фонда оплаты труда с 01.01.2018 на прогнозируемый уровень инфляции 4 процента на 2018 год в сумме 2 261 000 руб., на 2019 год в сумме 2 261 000 руб., на 2020 год в сумме 2 261 000 руб.;
9) Иные межбюджетные трансферты на развитие системы обращения с отходами на территории поселений на 2018 год в сумме 1 963 413 руб. 56 коп.;
10) Иные межбюджетные трансферты на развитие системы обращения с отходами на территории поселений на 2018 год в сумме 660 000 руб.;
11) Иные межбюджетные трансферты на благоустройство мест общего пользования территорий поселений из местного бюджета на 2018 год в сумме 1 500 000 руб.
Полагая, что данные приказы от 21.11.2017 N 41-п и от 29.12.2017 N 52-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
26.03.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял решение по настоящему делу, обжалуемое заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, Администрация оспаривает приказы Департамента финансов от 21.11.2017 N 41-п и от 29.12.2017 N 52-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые приказы затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пришел к правильному выводу о том, что Департамент финансов вышел за рамки своих полномочий при принятии решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов с.п. Нижнесортымский на 2017, 2018-2020 годы.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе, определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов. Следовательно, разработка и утверждение порядка определения величины иных межбюджетных трансфертов, перечисляемых в бюджет муниципального района, является бюджетным полномочием поселения.
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению трансфертов, и прекращение санкционирования операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Статьёй 141.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом экономическую основу местного самоуправления согласно части 1 статьи 49 рассматриваемого Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
На основании изложенного суд первой инстанции верно указал на то, что самостоятельное решение вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств местных бюджетов, имущества и имущественных прав муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип самостоятельности бюджетов также включает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Таким образом, из приведенных выше норм действующего законодательства следует самостоятельность муниципальных образований (районов) по определению случаев, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из средств бюджета района бюджетам сельских поселений.
Между тем, как указано в статье 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Положения бюджетного законодательства направлены на обеспечение финансовой стабильности и устойчивости экономической деятельности всех субъектов бюджетной системы Российской Федерации.
Решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389 утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района" (далее - Порядок предоставления межбюджетных трансфертов, Порядок).
В соответствии с подпунктом 4.2.1 названного Порядка дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений предоставляются из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района при недостатке доходов местных бюджетов для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения.
Право на получение дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений имеют городские и сельские поселения Сургутского района, объём расчётных доходов которых (с учётом дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и изменения остатка средств на счёте бюджета поселений) ниже расчётных расходов на очередной финансовый год (подпункт 4.2.2).
Расчет и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется в соответствии с методикой расчёта и распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений Сургутского района согласно приложению 1 к настоящему Порядку (подпункт 4.3.3).
Объем и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений утверждаются решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период (подпункт 4.3.4).
Перечисление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений бюджетам городских, сельских поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района ежемесячно в пределах доведённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (подпункт 4.3.5).
Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений направляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района на исполнение расходных обязательств поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (подпункт 4.3.6).
На основании изложенного следует, что Департаментом финансов доводится до поселений Сургутского района информация о сумме предоставляемой дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений для утверждения ее в бюджете поселения на соответствующий финансовый год, а поселение самостоятельно определяет направление использования выделенных сумм в пределах доведенных объемов.
Плановый характер бюджета должен обеспечивать стабильность развития территорий.
Судом первой инстанции верно установлено, что доведенные до сельского поселения Нижнесортымский размеры межбюджетных трансфертов на 2017, 2018-2020 годы учтены при формировании бюджета поселения на указанные финансовые периоды.
Основанием для приостановления межбюджетных трансфертов, выделенных поселению на указанные периоды, послужило заключение Комитета ЖКХ и вывод Департамента финансов о нарушении Администрацией сельского поселения Нижнесортымский условия предоставления межбюджетных трансфертов, установленного подпунктом "и" пункта 5.2 раздела 5 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного решением Думы Сургутского района N 389, а именно: невыполнение Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района.
Таким нарушением, в соответствии с заключением Комитета ЖКХ, Департамент финансов признал неосуществление Администрацией предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении)полномочия по организации водоотведения (прекращение эксплуатации центральных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем).
Законом N 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Разделом 5 Порядка, утвержденного решением Думы Сургутского района N 389, на который ссылается Департамент финансов, определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.
Согласно подпункту "и" пункта 5.1 названного Порядка (том 2 л. д. 63) к условиям получения межбюджетных трансфертов отнесено выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значенияи иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района (отсутствие актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов Администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, уставами городских и сельских поселений района).
Суд первой инстанции верно заключил, что само по себе включение данного ограничения в условия предоставления межбюджетных трансфертов не противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и может служить основанием для отказа в предоставлении, либо приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.
Однако, расширительное толкование приведенной нормы и распространение ее последствий на любое нарушение исполнения сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения ведет к необоснованному контролю со стороны муниципального района за муниципальным образованием - сельским поселением как самостоятельным субъектом местного самоуправления.
Из положений Закона N 131-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации следует принцип самостоятельности бюджетов и самостоятельного под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Согласно статье 70 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц регламентированы в главе 10 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии со статьёй 77 Закона N 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за решением органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.
В то же время, самостоятельность и независимость муниципальных образований по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными.
Судом первой инстанции верно установлено, что финансирование с участием или за счет средств муниципального района деятельности сельского поселения Нижнесортымский по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселения в 2017, 2018-2020 годы не предусмотрено. Доказательства обратного не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В силу пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Согласно пункту 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения: в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
Из приведенного выше пункта 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.
По смыслу приведенной нормы, субъектом ответственности по бюджетному законодательству является лицо, допустившее бюджетное нарушение. При этом к числу субъектов относятся не только главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и главные администраторы доходов, но и получатели бюджетных средств. Основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление органа государственного (муниципального) финансового контроля, при этом решение о применении бюджетной меры принуждения принимается финансовым органом по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения (статьи 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, бюджетная мера принуждения применяется в отношении лица, допустившего нарушение и упомянутого в уведомлении, и лишь в связи с фактическими обстоятельствами, выявленными уполномоченным органом.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не ограничивает финансовый орган в свободе выбора конкретной меры. Между тем в любом случае следует обеспечивать достижение цели мер принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2014 N 282-р утверждено Положение об управлении муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района (том 1 л. д. 73).
Постановлением Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2015 N 807-нпа утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок в Сургутском районе.
В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок является управление муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.
В соответствии с приказом от 27.09.2017 N 32-п Департамента финансов (пункт 6) при проведении проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, работники структурных подразделений департамента финансов администрации Сургутского района осуществляют рассмотрение документов и материалов, в том числе (том 2 л. д. 17) проводят анализ информации о выполнении органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения (наличие (отсутствие)) актов привлечения к административной ответственности, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в рассматриваемом случае приведенные нормы Закона о местном самоуправлении, Бюджетного кодекса Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов Сургутского района в совокупности свидетельствуют о том, что муниципальный район в лице Департамента финансов не лишен права осуществлять финансовый контроль за Администрацией, в том числе за надлежащим исполнением сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, только в рамках выделенных им в форме межбюджетных трансфертов бюджетных средств района на эти цели и применять в случае выявления нарушения меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе проводить проверки по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (финансового контроля).
Вопреки доводам заинтересованного лица, такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается применением только в случае бюджетного нарушения, в соответствии и в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
В отношении заявителя бюджетное нарушение установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля не проводились, в связи с чем применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства.
Заинтересованное лицо ссылается на то, что действовало в соответствии с Приказом Департамента финансов от 09.08.2017 N 28-п, которым утвержден Порядок принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (в редакции от 15.11.2017 N 39-п Приказа "О внесении изменений в приказ от 09.08.2017 N 28-п").
Согласно пункту 5 названного Порядка основанием для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района является нарушение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам Сургутского района, установленных главой 5 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного решением Думы Сургутского района N 389.
Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету городского или сельского поселения Сургутского района принимается на основании заключений работников Департамента финансов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (пункт 8 Порядка о приостановлении). Такое заключение вынесено Департаментом финансов 21.11.2017 (том 1 л. д. 40).
Приведенные положения сами по себе не противоречат нормам бюджетного законодательства, однако неверно трактуются заинтересованным органом как дающие право на осуществление муниципальному району (его органам местного самоуправления контроля за деятельностью сельского поселения в любой сфере, в том числе не связанной с финансированием из бюджета района.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно заключил, что ненадлежащее решение Администрацией вопросов местного значения поселения по организации водоотведения не свидетельствует о бюджетном правонарушении и, соответственно, о допустимости применения такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов в отношении лица, в деятельности которого не выявлено бюджетных нарушений.
Департамент финансов не наделен полномочиями по осуществлению контроля за решением органами местного самоуправления сельского поселения вопросов местного значения поселения (статьи 70, 77 Закона N 131-ФЗ), не связанными с исполнением бюджетного законодательства, в связи с чем Департамент финансов вышел за рамки своих полномочий при принятии решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов с.п. Нижнесортымский на 2017, 2018-2020 годы.
При таких обстоятельствах оспариваемые приказы Департамента финансов от 21.11.2017 N 41-п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский", от 29.12.2017 N 52-п "О внесении изменений в приказ от 21.11.207 N 41-п" не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются незаконными, в связи с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оснований для распределения судебных расходов в данном случае не имеется, поскольку заинтересованное лицо в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, при обращении с апелляционной жалобой.
При изготовлении машинописного текста в резолютивной части постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда, объявленной 25.07.2018, допущена опечатка - вместо "при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.", указано - "при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.".
В соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе исправить допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания судебного акта.
Учитывая, что исправление опечатки в резолютивной части постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда, объявленной 25.07.2018, не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку, вместо слов "при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е." следует читать "при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2018 по делу N А75-1525//2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.