Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2018 г. N Ф04-4368/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А46-5632/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6983/2018) общества с ограниченной ответственностью "Осокино" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2018 по делу N А46-5632/2018 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Осокино" (ИНН 5515011997, ОГРН 1085515000108) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) о признании незаконным постановления от 27.03.2018 N 52,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Осокино" Терещенко В.В. по доверенности от 01.04.2018 сроком действия 1 год;
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Копцевой Е.А. по доверенности от 19.03.2018 сроком действия 1 год,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Осокино" (далее - ООО "Осокино", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2018 N 52 о привлечении ООО "Осокино" к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2018 по делу N А46-5632/2018 заявление ООО "Осокино" удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено постановление от 27.03.2018 N 52 Управления Роспотребнадзора по Омской области о привлечении ООО "Осокино" к административной ответственности по части 2 статье 14.43 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. в части назначения административного наказания в виде наложения штрафа в размере, превышающем 150 000 руб. В удовлетворении остальной части предъявленных Обществом требований отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО "Осокино" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на надлежащее осуществление им производственного контроля, подтверждением чего, по мнению Общества, могут служить протоколы испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" и результаты экспертизы, проведенной БУ "Калачинская ОМСББЖ". Ввиду указанных обстоятельств апеллянт считает, что его вина в установленном заинтересованным лицом нарушении отсутствует.
В письменном отзыве на жалобу Общества Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Осокино" поддержаны доводы жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области возразил против удовлетворения апелляционной жалобы в соответствии с письменным отзывом на нее.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 13.03.2018 в 15:00 в отношении ООО "Осокино", расположенного по адресу: 646926, Омская область, Калачинский район, с. Осокино, ул. Гагарина, 22, проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований и требований технических регламентов. Данные нарушения были установлены при следующих обстоятельствах.
В результате проведенной Управлением плановой выездной проверки в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 1", расположенного по адресу г. Омск, ул. Степанца 12, корпус 1 (пищеблок), выявлено, что в обороте (то есть, при оказании в учреждении услуг общественного питания) находилась мясная продукция - мясо птицы тушка цыпленка-бройлера 1 сорт, замороженная, потрошеная, в промышленной упаковке, выработанная по ГОСТ 31962-2013, годна в течение 12 месяцев при соблюдении условий хранения не выше минус 18 С, дата выработки 07.01.2018, изготовленная ООО "Осокино", отобранная 23.01.2018, адрес производства: 646926 с. Осокино Калачинского района Омской области.
В результате лабораторных исследований указанной продукции установлено, что полученный заинтересованным лицом образец пробы продукции (дата отбора 23.01.2018) не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" по микробиологическим показателям. В частности, в пробе выявлено наличие патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонеллы (выделена Salmonella Enteritidis в 25 г), присутствие которой не допускается, что подтверждено протоколом испытаний пищевой продукции от 29.01.2018 N 1269, экспертным заключением по результатам лабораторных исследований от 30.01.2018 N 160 ГП/Л, составленным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области".
Партия мяса птицы тушка цыпленка-бройлера I сорт, замороженная, потрошеная в промышленной упаковке, выработанная по ГОСТ 31962-2013, годна в течение 12 месяцев при соблюдении условий хранения не выше минус 18 С, дата выработки 07.01.2018, изготовитель ООО "Осокино", 646926. с. Осокино Калачинского района Омской области, получено БУЗОО "Детская городская больница N 1" с сопроводительными документами, а именно - товарной накладной от 17.01.18 N 21, ветеринарная справка от 17.01.2018 N 196104139 от поставщика (продавца) ООО "Вега", расположенного по адресу: 644041 Омская обл., г. Омск, ул. 1-я Железнодорожная, 1.
Партия мяса птицы тушка цыпленка - бройлера 1 сорт, замороженная, потрошеная, в промышленной упаковке, выработанная но ГОСТ 31962-2013, годна в течение 12 месяцев при соблюдении условий хранения не выше минус 18 С, дата выработки 07.01.2018, изготовитель ООО "Осокино" получено поставщиком ООО "Вега" с транспортной накладной от 10.01.18 N 37 от поставщика (производителя) ООО "Осокино", расположенного по адресу: 646926. с. Осокино Калачинского района Омской области.
В соответствии с журналом контроля качества готовой продукции ООО "Осокино" и удостоверением о качестве и безопасности от 07.01.18 N 230 мясо птицы тушка цыпленка-бройлера 1 сорт, замороженная, потрошеная, в промышленной упаковке, выработанная по ГОСТ 31962-2013 с датой выработки 07.01.2018 произведено в количестве 5 444,2 кг.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вывода Управления о том, что в действиях ООО "Осокино" имеется нарушение статьи 11, статьи 15, статьи 29, статьи 32, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; части 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; СП 3.1.7.2616-10 "профилактика сальмонеллеза"; СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
13.03.2018 главным специалистом-экспертом территориального органа Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе в отношении ООО "Осокино" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
27.03.2018 рассмотрев протокол и материалы проверки, Главный государственный санитарный врач в Калачинском, Черлакском, Нижнеомском, Горьковском, Оконешниковском, Кормиловском районах Омской области вынес постановление N 52 о признании ООО "Осокино" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены частично, с чем ООО "Осокино" не согласилось, подав настоящую апелляционную жалобу.
Проверив в соответствии с правилам статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с данным судебным актом.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 610 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом рассматриваемого состава правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Так, в соответствие со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие; пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям; граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования; не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункты 1, 2, 5, 6 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (пункт 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусматривается, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
На основании Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека. Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. Руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе, наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей. Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 7.1, 8.1, 14.1, 14.2).
Согласно протоколу от 13.03.2018 N 212/вп об административном правонарушении по результатам лабораторных исследований, проведенных в отношении полученной в БУЗОО "Детская городская больница N1" пробы указанной выше продукции, установлено, что образец пробы (дата отбора 23.01.2018) не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" по микробиологическим показателям. В пробе обнаружены патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы (Salmonella Enteritldis в 25 г).
В соответствии со статьей 3 поименованного выше Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Аналогичная обязанность возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридические лица статьей 11 указанным выше Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Так, в соответствии с осуществляемой деятельностью перечисленные выше субъекты обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Из постановления от 27.03.2018 N 52 по делу об административном правонарушении согласно представленной программе производственного контроля ООО "Осокнно" за 2018 год исследования воды питьевой на микробиологические показатели (ОМЧ, ОКБ, термотолерантные колиформные бактерии) и химические показатели (мутность, цветность, вкус, привкус) должны проводится 1 раз в год (раздел N12) в убойном цеху. Фактически представлена экспертиза воды с закрытого объекта (скважины) от 28.02.17 N 6408/2 по микробиологическим показателям. Результаты лабораторных исследований, проведенные согласно программы производственного контроля воды питьевой на микробиологические показатели и химические показатели в убойном цеху за 2017 - 2018 годы - отсутствуют (не представлены).
Согласно представленной программе производственного контроля ООО "Осокино" за 2018 год исследования кормосмеси со склада кормоцеха на микробиологические показатели должны проводится 1 раз в полгода (раздел N 12). Фактически представлен протокол испытании от 29.01.2018 N 35-39 исследования кормосмеси только на химический состав. Результаты лабораторных исследований, проведенные согласно программе производственного контроля кормосмеси на микробиологические показатели за 2017 - 2018 годы - отсутствуют (не представлены).
В соответствии с представленной программой производственного контроля ООО "Осокиио" за 2018 год исследования готовой продукции (в т.ч. мяса цыплят-бройлеров) со склада готовой продукции на микробиологические показатели (КМАФАиМ, КРЕ/г БГКП, патогенные, в т.ч. сальмонеллы) должны проводится 1 раз в месяц (раздел N 12), в то время как в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза", продукцию высокой категории риска (замороженное мясо птицы) исследуют на наличие сальмонелл 1 раз в 15 дней.
Проанализировав представленные в дело материалы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае со стороны ООО "Осокино" был обеспечен ненадлежащий производственный контроль при производстве продукции.
Нарушение требований к безопасности производимой пищевой продукции подтверждается протоколом испытаний от 29.01.2018 N 1269 и экспертным заключением от 30.01.2018 N 160 ГП12, а также актом проверки от 13.03.2018.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ООО "Осокино", представленные Обществом в суд первой инстанции протоколы испытаний не опровергают результатов исследований, полученных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", поскольку датой выработки проверенной Управлением партии мяса птицы тушка цыпленка-бройлера является 07.01.2018.
В обоснование позиции Обществом в дело представлена ветеринарная справка от 17.01.2018, из которой следует, что продукция тушка цыпленка-бройлера и их части, субпродукты, полуфабрикаты, 67.5 кг исследовалась 18.12.2017, что не совпадает с датой выработки 07.01.2018.
По аналогичной причине судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ссылка заявителя на результат по экспертизе от 29.12.2017 N 65 БУ "Калачинская ОМСББЖ", из которого следует факт контроля в отношении тушки цыпленка-бройлера с датой изготовления 25.12.2017, присланной на исследование 25.12.2017.
Договор от 09.01.2018 N 24, заключенный между ООО "Осокино" и БУ "Калачинская ОМСББЖ", предметом которого является возмездное оказание ветеринарных услуг при выпуске сырья и продукции, и на который апеллянт ссылается в настоящей жалобе, также не свидетельствует об обеспечении надлежащего производственного контроля при выпуске исследованной продукции, поскольку данный договор заключен 09.01.2018, то есть позднее даты выпуска соответствующей партии мяса птицы.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, возразив против выводов Управления в части вины в установленном правонарушении, ООО "Осокино" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные Управлением Роспотребнадзора по Омской области нарушения требований к качеству и безопасности пищевой продукции возникли не ввиду ненадлежащего осуществлении Обществом контроля при производстве мяса птицы - тушки цыпленка-бройлера. Напротив, из материалов дела не усматриваются прямые достаточные доказательства надлежащего производственного контроля при выпуске исследованной партии продукции.
Факт административного правонарушения подтверждается протоколом испытаний пищевой продукции от 29.01.2018 N 1269, заключением по протоколу испытаний от 29.01.2018 N 1269 выданным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", экспертным заключением по результатам лабораторных исследований от 30.01.2018 N 160 ГП/Л ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", товарной накладной от 17.01.2018 N 21, ветеринарной справкой от 17.01.2018 N 196104139, транспортной накладной от 10.01.2018 N 37, копией журнала контроля качества готовой продукции, информацией от 02.02.2018 N 117 из Управления Роспотребнадзора по Омской области, протоколом отбора проб и образцов от 23.01.2018, списком контрагентов от 13.02.2018, приобретавших продукцию ООО "Осокино" 07.01.2018, программой производственного контроля ООО "Осокино", фотографией этикетки.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Осокино" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с правилами части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применив положения Федерального закона от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, исходя из фактических обстоятельств дела, принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, суд первой инстанции счел сумму административного штрафа 300 000 руб. не отвечающей целям административной ответственности и способной повлечь для Общества негативные экономические последствия. В связи с указанным размер назначенного ООО "Осокино" административного штрафа уменьшен судом первой инстанции до 150 000 руб.
Судом апелляционной инстанции основания для определения иной суммы административного штрафа не усматриваются.
Признав постановление от 27.03.2018 N 52 незаконным и изменив его в части определения размера административного штрафа, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Основания для его отмены или изменения не усматриваются судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2018 по делу N А46-5632/2018 подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба ООО "Осокино" удовлетворению не подлежит.
Расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осокино" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2018 по делу N А46-5632/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.