Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2018 г. N Ф07-14117/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А13-21614/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Виноградова О.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Веда-Аудит" Калининой Е.А. по доверенности от 30.02.3018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2018 года по делу N А13-21614/2017 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Веда-Аудит" (ОГРН 1073525006532, ИНН 3525183663; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 2, помещение 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - фонд) о признании недействительным решения от 05.10.2017 N 9 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 3 063 руб. 20 коп.
Решением суда от 07 мая 2018 года заявленное требование удовлетворено.
Фонд с решением суда первой инстанции не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное толкование судом норм материального права и необходимость учета районного коэффициента на этапе исчисления размера пособия, а не среднего заработка.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил, его представитель в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда - без удовлетворения.
Фонд о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, своих представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фондом на основании заявления страхователя от 14.07.2017 проведена камеральная проверка правильности расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.04.2017 по 30.06.2017.
По результатам проверки фондом составлен акт камеральной проверки от 31.08.2017 N 6 с/с и вынесено решение от 05.10.2017 N 9, которым, в том числе, не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 3 063 руб. 20 коп.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, признав решение фонда в оспариваемой части противоречащим Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В силу статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
В данном случае фондом в ходе проверки установлено, что общество исчислило работнику Патраковой Е.А. пособие по беременности и родам по листку нетрудоспособности N 241316769225, выданному на период с 04.04.2017 по 21.08.2017, исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в расчете за полный календарный месяц с учетом районного коэффициента (8 625 руб.)
Фонд посчитал, что такой расчет противоречит части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункту 11.1 Положения N 375, поскольку данное пособие обществу следовало рассчитать исходя из среднего заработка (7 958 руб. 91 коп.), а не из минимального размера оплаты труда (7 500 руб.), увеличенного на районный коэффициент - 1,15, в результате этого переплата пособия составила 3 063 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом фонда.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
На основании части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.
Пунктом 11.1 Положения N 375 также определено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1992 N 494 с 01.07.1992 введен районный коэффициент в размере 1,15 к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Междуреченском, Сокольском, Устюженском, Чагодощенском, Череповецком, Шекснинском районах и городе Вологде.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление МРОТ, размер который в спорный период (апрель - июнь 2017 года) установлен в сумме 7 500 руб. в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
На основании данных о заработной плате сотрудника за 2015 год и 2016 год общество рассчитало, что средний заработок сотрудника составляет 7 958 руб. 91 коп.
В то же время, поскольку оплата труда работника производится с учетом районного коэффициента, то для сравнения установленный на день наступления страхового случая МРОТ должен быть скорректирован на районный коэффициент, а, следовательно, составит 8 625 руб. (7 500 руб. x 1,15).
Соответственно в данном случае средний заработок сотрудника меньше установленного МРОТ.
В связи с этим общество правомерно исчислило пособие исходя из 8 625 руб.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы фонда, о том, что согласно пункту 11.1 Положения N 375 районный коэффициент при исчислении пособий из среднего заработка, приравненного к МРОТ, применяется к исчисленной сумме пособия, а не к МРОТ.
Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях и составной частью оплаты труда работника, следовательно, он подлежит учету на первом этапе исчисления пособия - при исчислении среднего дневного заработка, в связи с этим при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2016 года по делу N А13-17593/2014, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5881/14.
Подателем апелляционной жалобы не приведены какие-либо доказательства либо ссылки на нормативные положения, опровергающие указанные выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2018 года по делу N А13-21614/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.