г. Воронеж |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А36-10556/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Измайловой С.В., Бауман Л.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания": Плотников В.В. - представитель по доверенности N ЛГ-05/2018 от 01.01.2018;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Копылова К.Г. - представитель по доверенности N 15 от 16.03.2018; Шелестенко Д.А. - представитель по доверенности N 6 от 10.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2018 по делу N А36-10556/2017 (судья Левченко Ю.М.) по заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 01.08.2017 N 100-А-17 о привлечении публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС по Липецкой области, административный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 01.08.2017 N 100-А-17 за совершение административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2018 в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что спорный многоквартирный дом уже был оборудован приборами учета. В связи с чем, у ПАО "Квадра" не было обязанности совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Липецкой области.
Представитель ПАО "Квадра" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители УФАС по Липецкой области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "16" часов "45" минут "26" июля 2018 года.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Липецкая Управляющая компания" (далее - ООО "ЛУК") осуществляет управление многоквартирным домом N 10 по ул. Коммунальная, г. Липецка с 01.05.2015 на основании решения общего собрания собственников помещений, в соответствии с протоколом N 2 от 29.04.2015.
Сети теплоснабжения многоквартирного дома N 10 по ул.Коммунальной г.Липецка имеют непосредственное присоединение к сетям ПАО "Квадра", которое с 01.02.2014 осуществляет поставку тепловой энергии собственникам помещений в указанном доме, на основании договора на поставку коммунальных ресурсов (т. 2 л.д. 16-99).
При проведении технического осмотра приборов узла учета тепловой энергии потребителя ООО "ЛУК" в доме N 10 по ул.Коммунальной г.Липецка 11.02.2016 был составлен акт периодической проверки узла коммерческого учета тепловой энергии, по результатам которого тепловой пункт допущен в эксплуатацию.
На основании распоряжения N 14544 от 28.10.2016 ГЖИ Липецкой области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЛУК", по результатам которой составлен акт проверки N 13593 от 01.11.2016.
В ходе проведения проверки установлено, что в доме N 10 по ул.Коммунальной г.Липецка расположены два узла учета, один из которых учитывает потребление тепловой энергии жилой части дома, оборудованный общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии теплоносителя, который поверен и допущен в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией 11.02.2016. Во втором тепловом пункте, поставляющем тепловую энергию нежилым помещениям средства измерения и тепловычислитель не установлены. К трубопроводу подведены электрические провода для подключения средств измерения параметров теплоносителя. На стене расположена розетка для подключения тепловычислителя.
По результатам проверки ГЖИ Липецкой области выдало ООО "ЛУК" предписание N 4267 от 01.11.2016 об обеспечении исправного технического состояния и теплоносителя и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в доме N 10 до 20.02.2017.
ООО "ЛУК" письмом N 2864-03 от 30.12.2016 обратилось в ПАО "Квадра" о необходимости осуществления деятельности по установке коллективного ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в указанном доме.
Письмом АБ-315/658 от 19.01.2017 ПАО "Квадра" со ссылкой на письмо департамента жилищно - коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ N 30162-ОЛ/04 от 18.09.2015 предлагает произвести установку ОДПУ тепловой энергии, теплоносителя за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
ООО "ЛУК" письмом N 294-03 от 10.02.2017 повторно обратилось в ПАО "Квадра" о необходимости осуществления деятельности по установке коллективного ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя.
В ответ ПАО "Квадра" письмом АБ-315/2704 от 09.03.2017 сообщило, что обязанность по установке коллективного ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в доме N 10 лежит на управляющей компании.
В адрес УФАС по Липецкой области поступило обращение ООО "ЛУК" по вопросу отказа ПАО "Квадра" от оснащения дома N 10 по ул.Коммунальная г.Липецка общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Определением N 100-А-17 от 23.05.2017 УФАС по Липецкой области в отношении публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном 12 статьи 9.16 КоАП РФ (т. 3 л.д. 76-82)
14.07.2017 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 100-А-17, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (т. 2 л.д. 106-112).
Согласно протоколу, в качестве объективной стороны заявителю вменено неисполнение требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
На основании протокола N 100-А-17 от 14.07.2017 заместителем руководителя управления принято постановление по делу об административном правонарушении N 100-А-17 от 01.08.2017 о признании публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначении ему наказания в штрафа в размере 50 000 руб. (т. 2 л.д. 4-14).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами и должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условий договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Порядок N 149).
В п. 3 Порядка N 149 предусмотрено, что договор, регулирующий условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов, является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и(или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
На основании документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета (п. 10 Порядка N 149).
Согласно п. 11 Порядка N 149 при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета.
Действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
После 1 июля 2013 года в отношении многоквартирных домов положения ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
По мнению суда, указанное в законе требование к ресурсоснабжающим организациям распространяется на жилые дома, в которых отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя на 01.07.2012, то есть в переходный период, при первичном оснащении жилых домов узлами и приборами учета.
Из материалов дела, а также пояснений, данных в судебном заседании представителями УФАС и ПАО "Квадра" следует, что в многоквартирном доме N 10 по ул. Коммунальная, г. Липецка расположены два тепловых пункта, оборудованных общедомовыми приборами учета и ранее оплата за тепловую энергию, потребляемую нежилыми помещениями, также производилась по показаниям прибора учета.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи, письмом Муниципального учреждения "Управление капитального ремонта" г. Липецка N 472-01-3 от 16.06.2017, согласно которого общедомовые приборы учета в первом и втором тепловых пунктах N 10 по ул. Коммунальная, г.Липецка были установлены 2008 году и переданы в эксплуатацию ООО "ГУК "Центральная".
Следовательно, установленная законом обязанность по первичному оснащению дома общедомовыми прибором учета была исполнена.
Доказательств тому, что управляющая организация обращалась к ПАО "Квадра" с заявлением о заключении возмездного договора об установке (замене) и(или) эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов не представлено.
В связи с этим суд полагает, что у заявителя не было обязанности устанавливать общедомовой прибор учёта на основании части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении за свой счет.
ПАО "Квадра" в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения.
В связи с этим, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области были сделаны необоснованные выводы несоблюдении Обществом установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, из текста оспариваемого постановления усматривается, что к административной ответственности привлечено публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице его филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация".
Однако, в силу п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Филиал не является юридическим лицом, а, следовательно, не может быть истцом или ответчиком в суде, то есть выступать стороной судебного процесса.
Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях не предусматривается такого лица, в отношении которого может быть возбуждено дело об административном правонарушении, как филиал. Флиал не предусмотрен в качестве субъекта административной ответственности.
Таким образом, филиал не может быть привлечен к административной ответственности. Административную ответственность за правонарушение, совершенное в процессе деятельности филиала, несет создавшее его юридическое лицо.
Таким образом, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 01.08.2017 N 100-А-17 о привлечении филиала публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является незаконным.
В связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение - отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2018 по делу N А36-10556/2017 отменить.
Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 01.08.2017 N 100-А-17 о привлечении публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.