город Омск |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А46-2834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6768/2018) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2018 по делу N А46-2834/2018 (судья Чернышев В.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищное хозяйство" (ИНН 5504038612, ОГРН 1155543005420) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании постановления от 07.02.2018 N 1-13/Т о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяна Сергеевна (паспорт, по доверенности);
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищное хозяйство" - Владимирова Анастасия Вячеславовна (паспорт, по доверенности);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищное хозяйство" (далее по тексту - ООО "УК ЖХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) N 1-13/Т от 07.02.2018 о признании ООО "УК "УК ЖХ" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Решением от 29.05.2018 по делу N А46-2834/2018 Арбитражный суд Омской области заявленные ООО "УК ЖХ" требования удовлетворил, признав незаконным и отменив постановление от 07.02.2018 N 1-13/Т инспекции о признании ООО "УК ЖХ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что факт принятия обществом мер, направленных на восстановление отсутствующих документов на многоквартирный дом не является основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку в срок, установленный для передачи документов новой управляющей компании (часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ЖК РФ), документы обществом не были переданы. Считает, что 3 месяца, которые предоставлены управляющей компании, ранее управлявшей домом, для восстановления отсутствующих у нее документов, не продляют срок, установленный часть 10 статьи 162 ЖК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе; представитель ООО "УК ЖХ", заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Омской области от 29.12.2017 N 4868 главным специалистом - юристом отдела лицензирования, надзора и судебной работы Красман М.С. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК ЖХ".
В результате проверки было установлено, что в период с 01.11.2017 по 05.11.2017 собственниками многоквартирного дома N 1 по ул. Авангардная в г. Омске было проведено внеочередное общее собрание, оформленное протоколом N 1 от 10.11.2017, в соответствии с которым собственниками были приняты решения о расторжении с 30.11.2017 договора управления с ООО "УК ЖХ" в связи с выбором иной управляющей компании.
В адрес ООО "УК ЖХ" представителем собственников было направлено уведомление о необходимости передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный с приложением копии протокола N 1 от 10.11.2017.
Согласно акту приема-передачи технической документации от 08.12.2017 следует, что техническая документация на многоквартирный дом ООО "Управляющая компания Жилищное хозяйство" передана не в полном объеме, а именно, не передан поэтажный план первого этажа и технического подвала.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 08-03-02/8 от 18.01.2018.
Установив в действиях ООО "УК ЖХ" нарушение пунктов 18, 19, 20, 21, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее по тексту - Правила), главный специалист - юрист отдела лицензирования, надзорной и судебной работы Красман Марина Сергеевна составила в отношении заявителя протокол N 1 от 18.01.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
07.02.2018 заместитель начальника государственной жилищной инспекции Омской области Герлейн М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО "УК ЖХ", вынесла постановление N 1-13/Т о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.23.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
29.05.2018 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в отказе от передачи документации, уклонение от её передачи, нарушении порядка и сроков передачи документов.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Из положений статьи 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменён в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 названной нормы многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме заключается с каждым собственником помещения в таком доме.
Частью 5 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года. Изменение и (или) расторжение договора, осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Обязанность управляющей компании за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации определена пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определён разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Согласно пунктам 18, 19 раздела 5 Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передаёт в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приёма-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктами 24 и 26 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктами 22, 23 Правил N 416 предусмотрено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в адрес ООО "УК ЖХ" от представителя собственников МКД N 1 по ул. Авангардная поступило уведомление о необходимости передать техническую документацию на МКД N 1 по ул. Авангардная. Дата получения ООО "УК ЖХ" уведомления 14.11.2017, что отражено в оспариваемом постановлении.
Согласно акту приёма-передачи технической документации от 08.12.2017, то есть в рамках 30 дневного срока, техническая документация передана, но не в полном объеме, а именно - не передан поэтажный план первого этажа и технического подвала.
Согласно пункту 21 Правил N 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Доказательств того, что непереданные документы (поэтажный план первого этажа и технического подвала) имелись у общества, суду не представлено.
При этом из материалов дела следует, что ООО "УК ЖХ" 17.01.2018 обратилось в Омский центр технической инвентаризации и землеустройства (далее - БТИ) с целью заключения договора на изготовление копии поэтажного плана первого этажа и подвала, что подтверждается договором 000771 на выполнение работ по технической инвентаризации, предоставлении сведений об объекте от 17.01.2018.
31.01.2018 в адрес ООО "УК ЖХ" поступило сообщение от БТИ, в котором говорилось о предоставлении копии плана первого этажа жилого дома по адресу: г. Омск, ул. Авангардная, 1, и сообщалось, что инвентаризация подвала ранее не выполнялась.
05.02.2018 ООО "УК ЖХ" по отдельному акту приему - передачи технической документации был передан поэтажный план первого этажа.
Кроме того, как следует из материалов дела 05.02.2018 ООО "УК ЖХ" направило в адрес ООО "Аквартал" гарантийное письмо, согласно которому ООО "УК ЖХ" гарантирует передачу плана технического подвала в течение полугода.
В свою очередь ООО "УК ЖХ" незамедлительно обратилось вновь в БТИ с целью заключения договора на выполнение инвентаризационно-технических работ на объекте, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Авангардная (технический подвал), что подтверждается договором на выполнение работ по технической инвентаризации, предоставлении сведений об объекте от 13.02.2018.
Как указано выше, объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в отказе от передачи документации, уклонение от её передачи, нарушении порядка и сроков передачи документов.
Изложенные выше обстоятельства не свидетельствует ни об отказе общества в передаче документации, ни об уклонении от передачи.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества отсутствует и нарушение срока и порядка передачи.
Как указано выше, действующим законодательством установлено два срока: 30-дневный срок (со дня получения уведомления о принятом на собрании решении) на передачу документов имеющихся у управляющей компании, и 3-х месячный срок (со дня получения уведомления о принятом на собрании решении) на принятие мер к восстановлению отсутствующих у нее документов и их передачи.
Соответственно, действия управляющей компании по непередаче в 30-дневный срок документов, отсутствующих у нее, не являются нарушением действующего законодательства, поскольку на эти документы не распространяется 30-дневеный срок.
В данном случае Обществом не нарушен срок на передачу имеющихся у нее документов. А в отношении отсутствующих в нее документов (поэтажного плана первого этажа и технического подвала), общество в установленный трехмесячный срок обратилось за их изготовлением и на момент проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении, а также оспариваемого постановления трехмесячный срок, предоставленный для восстановления недостающих документов и их передачи, не истек.
Таким образом, на момент составления протокола и на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в действиях (бездействиях) общества отсутствовало событие вменяемого обществу административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом установленных обстоятельств, является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным и отмене постановления N 1-13/Т от 07.02.2018 о признании ООО "УК "УК ЖХ" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы инспекции отклоняются за их несостоятельностью.
Удовлетворив заявленные ООО "УК ЖХ", требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2018 по делу N А46-2834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.