г. Хабаровск |
|
02 августа 2018 г. |
А04-1579/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Белогорска Амурской области: представителя Жукова Е.Н.;
от Министерства финансов Амурской области: не явились;
от Министерства социальной защиты населения Амурской области не явились
от МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск": не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 14.05.2018 по делу N А04-1579/2018
Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Н.А. Чертыковым
по заявлению Администрации города Белогорска Амурской области
к Министерству финансов Амурской области
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области; муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск"
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белогорска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству финансов Амурской области (далее - министерство) о взыскании убытков, возникших в результате предоставления жилого помещения Генеральцеву А.Д., являющемуся инвалидом, в размере 1 311 000 руб.
К участию в деле привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области и МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск".
Решением суда от 14.05.2018 требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии правовых оснований для возложения на субъект Российской Федерации обязательств по финансированию расходов на обеспечение жильем гражданина, имеющего статус инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязательство по обеспечению жилым помещением которого возникло после 01.01.2005. Кроме того, полагает, что заявленная сумма убытков завышена.
В заседание суда второй инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель заявителя жалобы не прибыл, как и представители от Министерства социальной защиты населения Амурской области и от МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск".
Представитель администрации отклонил доводы и требования министерства, указывая на законность судебного решения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав пояснения участника спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что решением Белогорского городского суда от 12.01.2017 по делу N 2-62/2017 частично удовлетворены исковые требования Генеральцевой Ю.С., действующей в своих интересах и как законный представитель в интересах несовершеннолетнего Генеральцева А.Д., суд обязал Администрацию г. Белогорска предоставить последнему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте г.Белогорска Амурской области, общей площадью не менее 18 кв.м; к, с учетом его права на дополнительную жилую площадь в размере не более 15 кв.м в виде отдельной комнаты.
Из данного судебного решения видно, что Генеральцев А.Д. жилья в собственности не имеет, проживает с матерью Генеральцевой Ю.С. в жилом помещении по адресу г.Белогорск Амурской области, пер.Медецинский, 8, кв.31, из которого подлежит выселению по решению Белогорского районного суда от 14.03.2016.
Постановлением администрации г. Белогорска от 11.05.2016 N 550 семья Генеральцевой Ю.С. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 12.04.2016. (состав семьи из двух человек). Генеральцев А.Д. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, входящие в утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 перечень дающим право на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 12.04.2017, вышеназванное решение Белогорского суда оставлено без изменения.
Во исполнение названного решения, постановлением администрации г. Белогорск от 17.05.2017 N 915, Генеральцеву А.Д. на условиях социального найма, вне очереди предоставлено благоустроенное жилое помещение (квартира) N 31 в многоквартирном доме N 8 по пер.Медецинский города Белогорск Амурской области, общей площадью 54,6 кв.м.
17.01.2017 между МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорск" и Генеральцевым А.Д., в интересах которого действовала Генеральцева Ю.С., заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
В соответствии с отчетом N 241/01-17 об определении рыночной стоимости квартиры общей площадью 54,6 кв.м, расположенной по адресу: Амурская область, г. Белогорск, пер.Медицинский, 8, кв. 31, проведенным "Центром независимой оценки" ИП Ячный С.А., стоимость квартиры по состоянию на 19.05.2017 составила 1 311 000 руб.
Претензия администрации от 28.12.2017 N 01-01/7023 о возмещении понесенных расходов, министерством в добровольном порядке не исполнена, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд за взысканием стоимости квартиры, который обосновано удовлетворил требование.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Поскольку Генеральцев А.Д. имеет заболевание, входящее в утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, поставлен на соответствующий учет с 12.04.2016 согласно постановлению главы муниципального образование г. Белогорск N 550 от 11.05.2016, что после 01.01.2005, то подлежат применению вышеназванные нормы права.
Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (пункт 8 статьи 10 Закона). Предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью администрации.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
По изложенным обстоятельствам дела и норм законодательства апелляционный суд считает правомерным решение суда первой инстанции о взыскании в пользу администрации 1 311 000 руб.
Судом правомерно не принят во внимание довод заявителя жалобы о завышении площади предоставленного жилого помещения, поскольку согласно сведениям, представленным МКУ "Комитетом имущественных отношений г.Белогорск" по состоянию на 17.05.2017, иных соответствующих жилых помещений муниципального жилищного фонда города Белогорск, для предоставления Генеральцеву А.Д. не имелось.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии убытков администрации в связи с тем, что квартира находится в собственности муниципального образования города и предоставлена физическому лицу по договору найма, поскольку законодательством этот вопрос не урегулирован. Нормативными правовыми актами Амурской области расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями, не установлены. Предоставив жилое помещение на условиях социального найма, администрация лишена возможности свободно им распоряжаться в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как не влияющие на законность обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 14.05.2018 по делу N А04-1579/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.